Фрагмент для ознакомления
2
Для реализации этих задач необходимо обеспечить ребенку всесто-роннее восприятие поставленной задачи, воздействовать на все основные анализаторы - зрительный, слуховой, двигательный, активизировать его сознание, создать представление о двигательном действии в целом.
Метод обучения. Исходя из этих задач, тренер использует в этой последовательности множество различных приемов.
2) Второй этап:
На втором этапе углубленного изучения движений задачи заклю-чаются в выяснении правильности деталей техники изучаемого действия, постепенном исправлении существующих ошибок и достижении правиль-ного выполнения двигательного действия в целом. Учитывая механизм формирования условных рефлексов, тренер должен восстановить в созна-нии и мышечном ощущении последовательность элементов этого действия, конкретность чувства. Фиксируются только те движения, которые соответ-ствуют фактическому выступлению или поддерживаются словом тренера. Учитывая, что на втором этапе обучения двигательные действия всегда знакомы детям, тренеру при выборе методов следует учитывать степень сложности каждого движения.
3) Третий этап:
На третьем этапе обучения ставится задача закрепить и усовершен-ствовать приобретенную технику двигательного действия, побудить детей самостоятельно выполнять движение в целом и создать возможности для его использования в играх и в жизни. В работах И. П. Павлов указывает, что повторными упражнениями закрепляется двигательный навык. За-крепление заключается в том, что визуальный контроль заменен двига-тельным и вся система движений автоматизируется.
Метод обучения. На третьем этапе обучения ребенок сознательно воспринимает задание, целенаправленно действует, но способ выполнения движения уже автоматизирован, поэтому его внимание сосредоточено главным образом на качестве. В таких случаях ребенок готов к самостоя-тельному использованию данного навыка в игровых и бытовых условиях и выполнению творческих заданий. Однако, если на третьем этапе формиро-вании тренер обнаруживает у детей неточность движений, он может испра-вить любым приёмом, соответствующее заданию (показ, объяснение, ука-зания).
Чем лучше общая физическая подготовка детей, тем быстрее они осваивают этот вид движения. В процессе тренировок большое место за-нимают физические упражнения, которые укрепляют мышцы ног, в част-ности ступней, а также помогают воспитывать такие физические качества, как равновесие, ловкость, глазомер.
Глава 2. Задачи, решаемые при формировании «школы хоккеиста» (в аспекте подготовки спортсмена высокой квалификации)
Состояние спортсмена в теории и практике спортивной тренировки принято классифицировать на 3 вида:
- перманентное - устойчивое, которое сохраняется длительное время (больше месяца);
- текущее - непосредственно после тренировки или серии трениро-вочных занятий;
- оперативное - в ходе тренировочного занятия, когда спортсмен за-вершает выполнение одного или нескольких тренировочных заданий или упражнений [2].
Каждому из перечисленных состояний соответствуют разновидно-сти контроля: этапный, текущий, оперативный [3].
С помощью поэтапного контроля оцениваются устойчивые состоя-ния спортсмена, а также кумулятивный тренировочный эффект. Реализует-ся по окончании очередного тренировочного этапа с использованием со-ответствую-щих контрольных испытаний - тестов.
Оценку состояния спортсменов по окончании одного занятия или их серии производят в ходе текущего контроля, который конкретизирует происходящие в организме изменения в ответ на физические нагрузки. Те-стирование проводят в день тренировки или микроцикле.
Оперативный контроль предполагает оценку срочного тренировоч-ного воздействия или их серий. Организационно осуществляется непосред-ственно после завершения упражнения или серии тренировочных заданий и характеризует происходящие в различных системах организма измене-ния в ответ на кратковременные нагрузки.
Основным стимулом такой классификации является динамика со-стояний спортсмена во времени. В качестве критериев педагогического контроля используют также его содержание и направленность.
При таком подходе выделяют три основных раздела контроля [5]:
1. Контроль уровня подготовленности хоккеистов, включающий оценку физического и психического состояния, уровня технико-тактического мастерства и тактической подготовленности.
2. Контроль соревновательной деятельности, подразумевающий оценку нагрузок в ходе соревнований, определение параметров эффектив-ности соревновательной деятельности.
3. Контроль тренировочной деятельности сопровождается оцен-кой тренировочных нагрузок и эффективности тренировочной деятельно-сти.
Основу методологии комплексного контроля составляют педагоги-ческие наблюдения и тестирование.
Контроль уровня видов подготовленности. Оценка физического со-стояния хоккеиста
Главные показатели физического состояния хоккеиста - состояние его здоровья, телосложения и уровень развития физических качеств.
Оценка состояния здоровья производится врачами-специалистами (те-рапевтом, хирургом, невропатологом и др.) при прохождении игрока-ми плановой диспансеризации. А определение текущего состояния преро-гатива врача команды. В организации тренировочного процесса тренер должен всегда руководствоваться заключением о состоянии здоровья каж-дого игрока, что позволяет индивидуализировать процесс подготовки [6].
Для оценки телосложения хоккеистов используют антропометриче-ские измерения. Наиболее информативные показателями: длина и масса тела, процент жира в массе тела и подкожного жира, процент мышечной ткани. Эти показатели подвержены наибольшим изменениям в ответ на тренировочные нагрузки. Целесообразно проводить антропометрические измерения на стадии этапного контроля, так как после нескольких занятий они незначительно подвержены изменениям.
Оценочные нормы телосложения хоккеистов специалистами хоккея представлены следующими показателями:
- при отличном телосложение: доля жира в массе тела должна составлять 9-10%, 3,8 - 4,5 % подкожного жира, свыше 51 % мышечной ткани;
- хорошее телосложение обеспечивается 11 - 12 % жира в массе тела, 4,6 - 5 % подкожного жира, 50 - 51 % мышечной ткани;
- удовлетворительное телосложение характеризуется следующи-ми параметрами: 13 - 14% жира в массе тела, 5,1 -5,5% подкожного жира, 49 - 50% мышечной ткани [8].
Уровень развития физических качеств определяется с помощью контрольных нормативов (тестов) [3]. Объективную оценку какого-либо двигательного качества дают тесты, которые должны быть информативны и надежны.
Информативность теста предполагает объективную оценку соответ-ствующего качества. Его количественную оценку определяет коэффициент информативности, который рассчитывается сопоставлением результатов тестирования с нормативными показателями, спортивным результатом, количественными характеристиками основного спортивного упражнения, результатом другого теста, прошедшего проверку на информативность, с составным критерием (например, суммой очков в комплексе используемых тестов). Результат спортивного противоборства в хоккее (счет матча) не всегда коррелирует с количеством и качеством используемых игроками технических приемов. Поэтому проверку тестов на информативность про-водят путем сопоставления полученных результатов с данными оценки технико-тактического мастерства методом экспертной оценки.
Надежность теста характеризует степень совпадения результатов те-стирования при их повторном использовании в стандартизованных усло-виях на постоянном контингенте [10].
Для расчета коэффициента надежности тестов используют диспер-сионный и корреляционный анализ. Различают три вида надежности: вос-производимость, согласованность и эквивалентность.
Оценка общей физической подготовленности хоккеистов произво-дится с использованием батареи тестов для определения уровня [36]:
1. Скоростных качеств - результат бега на 30 м с высокого старта и с
ходу.
2. Скоростно-силовых качеств - длина пятикратного прыжка в длину.
3. Скоростной выносливости - время пробегания дистанции 400 м и серии 3 х 400 м с интервалами отдыха, продолжительностью 3 мин.
4. Силовых качеств - число приседаний со штангой массой, рав-ной массе собственного тела.
5. Общей выносливости - результат бега на 3000 м.
6. Общей работоспособности - показатель в тесте PWC170.
Оценка специальной физической подготовленности хоккеистов про-изводится с использованием тестов для определения уровня [7]:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айрапетъянц Л.Р. Педагогические основы планирования и кон-троля соревновательной и тренировочной деятельности в спортивных иг-рах: автореф. дис.... д-ра пед. наук. М., 2019.
2. Алабин В.Г., Сутула В.А., Никитушкин В.Г. Комплексный кон-троль в спорте // Теория и практика физической культуры. 2016. № 3. С. 43-45.
3. Амалин М.Е., О.С. Шилов Методика оценки соревновательной деятельности в спортивных играх // Теория и практика физической куль-туры. 2019. № 9. С. 19-22.
4. Белоцерковский З.Б. Эргометрические и кардиологические критерии физической работоспособности у спортсменов. М.: Советский спорт, 2017. 348 с.
5. Боустедт Т. Азбука хоккея с шайбой. Минск: «Белорусская эн-циклопедия им. Петруся Бровки», 2018. 360 с.
6. Букатин А. Ю. Хоккей. М.: Физическая культура, 2016. 181 с.
7. Волков Н.И., Сарсания С.К., Давыдов B.C и др. Анализ дина-мики тренировочных нагрузок и игровой работоспособности хоккеистов высшей квалификации в течение сезона: методические рекомендации. М.: Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР; Управление научно-исследовательской работы и учебных заведений, 1980.
8. Гаджиев Г.М. Структура соревновательной деятельности как основа комплексного контроля и планирования подготовки футболистов высокой квалификации: автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 2019.
9. Гаджиев Г.М., Годик М.А., Зонин Г.С. Контроль соревнова-тельной деятельности высококвалифицированных футболистов. М., 2018. 24 с.
10. Гиссен Л.Д. Вопросы спортивной психогигиены: комплексное исследование динамики состояния спортсменов в тренировочном процессе. М.: Прогресс, 1975. 243 с.