Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Понятие «символизм» в искусстве 5
2. Символизм в творчестве А.А. Блока (на примере восприятия образов произведений М.А. Врубеля) 10
2.1. Художественное переосмысление творчества М. Врубеля А. Блоком …………………………………………………………………………….10
2.2. Образ демона в поэзии А.А. Блока 19
Заключение 23
Список источников 25
Фрагмент для ознакомления
2
На рубеже XIX – XX столетий в российском искусстве стало развиваться направление, получившее название «Символизм». В рамках данного понятия искусство перестаёт быть только сферой деятельности и становится выражением мироощущения. Это мироощущение выразилось в том, что в реальной жизни стало осознаваться присутствие неких иных сущностей, мистических миров, действия в которых предзнаменовали действительность.
Данная тенденция стала причиной того, что представители символизма стремились реализовать воедино существующие реальности, то есть создать символы. Ярко выразил данное направление Владимир Соловьёв в своих строках:
«Милый друг,
Иль ты не видишь:
Что всё видимое нами –
Только отблеск,
Только тени
От незримого очами»
Основной задачей символизм стало стремление выразить внутренние тайны, скрытый смысл явлений, предметов и самих людей, которые позволили бы познать сущность действительности. Данный подход привёл к появлению новых взаимосвязей в разных жанрах искусства. Вячеслав Иванов писал о символизме следующее: «Синтеза мы возжелали больше всего!». При этом само искусство стало приближаться к реальной жизни [12].
На первых этапах своего развития символизм появился в литературе и впоследствии стал распространяться и в другие жанры искусства: в архитектуру, театр, живопись, музыку. В различных видах искусства в качестве сюжетов и мотивов стали использоваться истории из Библии, мифологии, повествования о жизненном трагизме.
Первые исследования символизма в искусстве относятся к началу прошлого столетия. В этот период символ не рассматривался в качестве отдельного концепта: он воспринимался как компонент художественного образа или метафоры. Например, В.М. Жирмунский писал о символизме в своей статье следующее: «мы называем символом в поэзии особый тип метафоры – предмет или действие внешнего мира, обозначающие явление мира духовного или душевного по принципу сходства». Несмотря на то, что В.М. Жирмунский не считает символ самостоятельной категорией, он чётко выделяет его смысл: отражение внутреннего смысла во внешних проявлениях [8].
Следует отметить, что не только российские представители сферы искусства и культуры приобщались к символизму. Так, в американских литературных произведениях XIX века символ часто использовался авторами. Различные символичные образы можно встретить в произведениях Н. Готгорна, Г Мелвилла, Э. По. При этом в вышеперечисленных произведениях эмпирическое осмысление символа предшествовало его теоретическому анализу. Часто, стремясь определить сущность символа, авторы не отделяли его от метафоры или художественного образа.
В настоящее время представления в символизме в искусстве существенно изменилось. Большинство современных исследователей символа в искусстве придерживается убеждения о том, что символ представляет собой самостоятельную категорию и его необходимо отличать от образа, знака, эмблемы, метафоры, аллегории. Так, в «Новой философский энциклопедии» встречается следующее определение символа: «В отличие от метафоры, символ может переносить свойства предметов и устанавливать те или иные их соответствия не для взаимоописания этих предметов, а для отсылки к неописуемому». Таким образом, в данном определении представлено важное свойство символа: его использование с целью выражения эмоционального состояния героя произведения искусства или определённую ситуацию, в которой происходит действие [2].
Отношение исследователей к символу заметно изменилось в конце прошлого столетия. Если ранее считалось, что его значение устойчиво и постоянно, то в настоящее время представляется, что он связан с выражаем
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андрей Белый и Александр Блок. Переписка. 1903–1919.[Общая редакция С.С. Лесневский] М.: Прогресс-Плеяда, 2001. –608 с.
2. Белый, А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.–528 с.
3. Блок, А.А. Об искусстве. М.: Искусство, 1980. –504 с.
4. Блок, А.А. Собрание сочинений: в 8 т. М.: ГИХЛ, 1960–1963. – 8 т.
5. Васильев, С.А. Литературное переосмысление живописных образов В.М. Васнецова в лирике А.А. Блока // Васильев С. А. Золото письмо тончайших жил: учебно-методическое пособие. М.: Литера, 2007. –159 с.
6. Гордин, А.М., Гордин, М. А. Александр Блок и русские художники. Л.: Художник РСФСР, 1986. –368 с.
7. Ермилова, Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М.: Наука, 1989. –176 с.93.
8. Жирмунский, В.М. Поэзия Александра Блока // Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. Спб.: Азбука-классика, 2001. С. 282–350.
9. Искусство второй половины XIX века / История русского искусства: под ред. М.Г. Неклюдова. М.: Изобразительное искусство, 1980. – 317 с.
10. Рерих, Н.К. Блок и Врубель // Избранное. М.: Советская Россия, 1979. –С. 362–363.
11. Русакова, А.А. Символизм в русской живописи. М.: Белый город, 2001. – 328 с.60.Русская литература XX века. 1890–1910. [Под ред. С. А. Венгерова; послесл., подгот. текста А.Н. Николюкина]. М.: Республика, 2004. – 543 с.
12. Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания. М.: ИМЛИ РАН, Наследие. 2000.–480 с.
13. Сарабьянов, Д.В. История русского искусства конца XIX –начала XX века. СПб.: Галарт, 2001. –304 с.
14. Тишунина, Н.В. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных исследований // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века., Выпуск 12/К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург.Санкт-Петербург: 2001.
15. Федотов, О.И. Два «Демона» Александра Блока // Шахматовский вестник. Вып. 12.М.: ИМЛИ РАН, 2011. С. 131–140.
16. Фёдоров-Давыдов, А.А. Русское и советское искусство. Статьи и очерки. М.: Искусство, 1975. –740 с.
17. Ханзен-Лёве, А. Русский символизм. Спб.: Академический проект, 2003. – 816 с.