Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что современные дети, даже те, которые активно занимаются спортом в секциях, имеют определенные отклонения от нормального физического развития, нарушения двигательных способностей. Это связано с рядом факторов, в частности, с неправильным питанием, нарушением режима сна и отдыха, высокими нагрузками в школе, проблемами в семье и как следствие – тяжелыми психологическими состояниями детей и подростков.
Дети 10–11 лет находится в том переходном моменте, когда они покидают начальную школу и переходят в среднюю, что является стрессом для ребенка, т.к. меняется нагрузка, учителя и т.д. Подростки в 13–14 лет уже адаптируются к этой ситуации, а потому имеют большие возможности – как психического, так и физического свойства.
Степень разработанности проблемы. Вопросами развития двигательных способностей подростков, которые занимаются легкой атлетикой, занимались различные исследователи. Но они не пришли к единому выводу о наиболее эффективной методике развития и коррекции двигательных способностей подростков в различные возрастные периоды, что стало научно-практической проблемой.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЗРАСТНОЙ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЛЕГКОАТЛЕТОВ
1.1. Понятие и виды двигательных способностей
Двигательные (физические) способности – это совокупность психофизических и морфологических свойств человека, которая удовлетворит требования любой мышечной активности, обеспечит эффективность ее реализации [8? c/ 81].
У людей индивидуальные физические способности формируются при рождении. Их последующее развитие или отсутствие такового еще больше увеличивает разницу между людьми. Кроме того, кто-то может сосредоточиться на совершенствовании силовых способностей, кто-то – на выносливости, кто-то хочет быть гибким. Все это делает различия более значительными. Отдельные двигательные физические способности – это качества, которыми мы можем охарактеризовать того или иного человека.
Двигательные способности в научной литературе делятся на несколько групп [1, с. 18]:
– силовые;
– координационные;
– скоростные;
– ловкость;
– гибкость;
– выносливость.
Комплекс силовых способностей основан на понятии «мышечная сила». Так называется усилие, которое необходимо человеку для выполнения любого движения, перемещения своего тела или сохранения своего положения в пространстве. Мышечная сила, с точки зрения физических возможностей человека, – это способность преодолевать внешнее сопротивление, предотвращать его из-за собственного напряжения мышц.
Силовые способности человека делятся на дополнительные категории [15, с. 20]:
1. Скоростно-силовые. Быстрые движения преодолевающей формы, быстрое переключение с преодоления на силовую работу и наоборот. То есть действия, где помимо силы важна еще и скорость передвижения. Одной из разновидностей этих способностей будет «взрывная сила» – проявление большого количества силы за минимальное время.
2. Собственно силовые, которые делятся на две разновидности. Первая – это удержание максимальных весов на определенный период при максимальном напряжении мышц. Вторая – перемещение объектов с большим весом.
1.2. Возрастные характеристики легкоатлетов
Процесс многолетней спортивной подготовки спортсмена должен быть связан с возрастным развитием занимающихся, с особенностями универсальной легкоатлетической программы. При этом не следует забывать о границах физиологических возможностей спортсменов, занимающихся различными видами легкой атлетики [5, с.16].
На начальных этапах длительных тренировок самые юные спортсмены приобретают хорошую общую физическую подготовку, используя большое количество общеразвивающих и специальных упражнений из различных видов спорта [11, с. 124].
Специальная физическая подготовка на первых порах занимает незначительное место. В дальнейшем при достижении высокого спортивного мастерства она начинает преобладать над общефизической, и чем выше класс спортсмена, тем больше это соотношение [4, с. 113].
Более того, спортсмен высокого класса имеет тенденцию сужать средства специальной физической подготовки, т.е. он старается выполнять только самые эффективные упражнения. В настоящее время показатели объема и интенсивности тренировочной работы спортсменов высокого класса приблизились к пределу их возможностей при сохранении здоровья [9, с. 19].
Следовательно, улучшение спортивных результатов в легкой атлетике должно идти по пути поиска новых средств, повышающих эффективность тренировочных занятий без значительного увеличения объема и интенсивности тренировочной работы [2, с. 3].
В ходе проведение тренировок со спортсменами среднего возраста можно использовать силовые упражнения, в том числе со штангой, при условии их правильной дозировки, тщательного учета возрастных и гендерных характеристик и уровня подготовленности обучаемых.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЛЕГКОАТЛЕТОВ
2.1. Организация, цель, задачи и этапы исследования
Целью настоящего исследования является проведение сравнительного анализа двигательных качеств легкоатлетов в 10-11 и 13–14 лет.
Задачами исследования являются:
1) подбор юных спортсменов для участия в исследовании;
2) определение наиболее подходящих методик для выявления уровня развития двигательных качеств у юных спортсменов;
3) проведение диагностики двигательных качеств у легкоатлетов 10–11 и 13–14 лет посредством экспертной оценки и спортивных тестов;
Гипотеза исследования: оптимальным возрастом для занятий легкоатлетическим спортом является 13–14 лет, когда у спортсменов наблюдается максимальный уровень развития двигательных способностей.
2.3. Методика исследования
Для проведения исследования было использовано две группы различных методов.
Первый метод – это экспертная оценка, которую проводят тренеры относительно успехов своих воспитанников. Опрашивается три тренера, потом их ответы суммируются и вычисляется среднее арифметическое по каждому спортсмену.
Тренеров попросили по 10-балльной шкале оценить двигательные качества каждого из детей, которые приняли участие в исследовании.
Вторая группа методов – спортивные тесты.
В основе спортивных тестов, которые были использованы в данном исследовании, были выбраны применяемые в спортивной практической деятельности контрольные нормативы, которые дают возможность выявить самые важные для легкоатлетов 10–11 лет и 13–14 лет двигательные качества.
Первый тест называется эстафет-тест и определяет быстроту одиночного движения. Процедура тестирования заключается в следующем: тренер держит пронумерованную в сантиметрах гимнастическую палку вертикально за верхний конец на вытянутой руке. Ученик держит открытую кисть около нижнего конца палки. Через 1–2 секунды тренер отпускает палку, а испытуемый должен ее как можно быстрее поймать (сжать кисть).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа на тему: «Возрастная динамика развития двигательных особенностей у легкоатлетов» состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. В ходе проведенной работы были сделаны следующие теоретические и практические выводы, соответствующие цели и задачам, поставленным в начале исследования.
У людей индивидуальные физические способности формируются при рождении. Их последующее развитие или отсутствие такового еще больше увеличивает разницу между людьми. Кроме того, кто-то может сосредоточиться на совершенствовании силовых способностей, кто-то – на выносливости, кто-то хочет быть гибким. Все это делает различия более значительными. Отдельные двигательные физические способности – это качества, которыми мы можем охарактеризовать того или иного человека.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Барсуков П.А., Конецкий И.И., Алмазова М.А. Принципы воспитания молодых спортсменов в различных видах спорта: технико-тактические и правовые аспекты / П.А. Барсуков, И.И. Конецкий, М.А. Алмазова // Сборник трудов Ростовского института спорта, физической культуры и туризма. – Ростов-на-Дону, 2019. – С. 18–26.
2. Венедиктов А.С., Сувалова И.М. Общая физическая подготовка спортсменов-легкоатлетов: проблемы диагностики и развития показателей / А.С. Венедиктов, И.М. Сувалова // Материалы научно-практической конференции «Профессиональные качества современных спортсменов различной квалификации». – Смоленск: Смоленская государственная академия спорта, физической культуры и туризма, 2020. – С. 3–14.
3. Герасимов П.С., Леонтьева А.А., Лавренов Д.Н. Проблема подготовки спортсменов в различных видах спорта \ П.С. Герасимов, А.А. Леонтьева, Д.Н. Лавренов // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы подготовки молодых спортсменов». – Казань: Поволжская академия спорта, физической культуры и туризма, 2021. – С. 92–103.
4. Елисеев Е.Е., Шеминская А.В. Легкая атлетика как профессиональный и любительский вид спорта / Е.Е. Елисеева, А.В. Шеминская // Материалы научно-практической конференции «Проблемы проведения спортивных соревнований в условиях современной спортивной реальности». – Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2018. – С. 113–120.
5. Зарубин М.В., Соколовский А.В., Смирницкий Ю.А. Легкоатлетическая подготовка спортсменов: диагностика показателей скорости и выносливости и ее проблемы в современной российской практике организации спортивных тренировок игроков / М.В. Зарубин, А.В. Соколовский, Ю.А. Смирницкий // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации и проведения спортивных соревнований». – Новосибирск: Сибирский государственный университет спорта и физической культуры, 2019. – С. 15–24.
6. Калиниченко Е.С., Трощенко Р.В. Техники и показатели в легкой атлетике: особенности нормативов для различных возрастных групп и разрядных категорий / Е.С. Калиниченко, Р.В. Трощенко // Спортивная жизнь. – 2018. – № 12. – С. 51–60.
7. Масленников А.П., Суркова А.А. Исторические аспекты развития легкой атлетики как вида спорта: основные этапы формирования и выделение в самостоятельный олимпийский вид спорта / А.П. Маслеников, А.А. Суркова // Физкультура и спорт. – 2012. – № 7. – С. 46–58.
8. Надеждин А.П., Глазунов М.М. Особенности двигательных способностей у молодых и профессиональных спортсменов \ А.П. Надеждин, М.М. Глазунов // PROспорт. – 2014. – № 10. – С. 81–94.
9. Сорокин А.В., Хрусталева И.М., Кирпичников М.Т. Актуальные проблемы подготовки молодых спортсменов-легкоатлетов: основные проблемы реализации принципов тренировочного процесса в условиях общей физической неподготовленности современной молодежи: медико-социальный и педагогический аспекты (по результатам эмпирического исследования) / А.В. Сорокин, И.М. Хрусталева, М.Т. Кирпичников // Спортивная жизнь в России. – 2019. – № 10. – С. 19–27.
10. Урманов А.В., Саломатин М.И. Энциклопедия спорта и физической культуры / А.В. Урманов, М.И. Саломатин. – Воронеж: Спортивное издательство, 2011. – 490 с.
11. Феоктистов И.М. Легкая атлетика: правила, технические средства, исторические этапы развития и перспективы проведения соревнований в российском спорте / И.М. Феоктистов. – Владивосток: Перемена, 2013. – 460 с.
12. Чередниченко М.А., Николаев В.В. Принципы отработки различных тактик в процессе тренировки легкоатлетов / М.А. Чередниченко, В.В. Николаев // Материалы научно-практической конференции «Проблемы проведения спортивных соревнований в условиях современной спортивной реальности». – Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2018. – С. 81–90.
13. Четвертакова А.В., Павлова А.С., Проскурякова М.И. Деятельность и правила спортивной деятельности профессионального легкоатлета и легкоатлета-юниора: сравнительный анализ / А.В. Четвертакова, А.С. Павлова, М.И. Проскурякова // Материалы научно-практической конференции «Профессиональные качества современных спортсменов различной квалификации». – Смоленск: Смоленская государственная академия спорта, физической культуры и туризма, 2021. – С. 58–66.
14. Шабалинский М.И. Техники в легкой атлетике: проблема дифференциации и классификации, нормативы и тактические приемы / М.И. Шабалинский // Материалы научно-практической конференции «Проблемы проведения соревнований в условиях современной спортивной реальности». – Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2013. – С. 60–70.
15. Юсупов В.М. Диагностика двигательных способностей спортсмена: проблема оценки и критерии диагностики / В.М. Юсупов // Сборник статей Ростовского института спорта, физической культуры и туризма. – Ростов: Ростовский институт спорта, физической культуры и туризма, 2015. – С. 20–30.