Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В условиях развития и совершенствования систем менеджмента в организациях сфера услуг, требования к качеству рабочей силы и квалификации персонала повышение, что является существенным условием достижения конкурентных преимуществ. Уместность исследования особенностей инновационного управления персоналом в сфере услуг является определяется возрастающей ролью этой отрасли в современной экономике.
Степень разработанности научной проблемы. Вопросы человеческих отношений в общественном производстве и управления персоналом в целях повышения эффективности той или иной деятельности начали волновать исследователей с начала XX века, и до сих пор научные дискуссии на эту тему не утихают, да и видимо в обозримом будущем, несмотря на значительные достижения, данная проблематика еще долго будет оставаться актуальной. Как известно, первые научные разработки по управлению зародились в зарубежных странах. Одними из ранних теоретиков управления поведением работников в организациях считаются А.Файоль, Г.Мюнстерберг, Л.Гилбрет, У.Д.Скотт.
Глава 1. Системный подход в управлении организацией
1.1.Понятие «система», свойства и виды систем
Понятие «система» используется в тех случаях, когда необходимо охарактеризовать исследуемый или проектируемый объект как нечто целое и сложное. Наиболее распространенное определение «системы» дано одним из основателей общей теории систем, австрийским ученым, биологом-теоретиком Л. фон Берталанфи. В его формулировке система – это «некоторое количество взаимосвязанных элементов, объединение которых дает единое целое и новый системный эффект». Понятие системы может означать как материальный объект или явление, так и способ организации деятельности, знаний и сведений об изучаемом объекте. Возможность различать структурные закономерности, порождающие те или иные события, упрощает методологию исследований систем.
В теории управления организациями систему характеризуют такими категориями, как цель и функция. При принятии за основу определение системы как «множества упорядоченных некоторым отношением или связанных по определенному признаку элементов», необходимо добавить: выполняющих (относительно элементов) ту или иную функцию для достижения поставленной цели. Под элементом понимается объект, внутренняя структура которого не является предметом изучения, а рассматриваются только свойства, определяющие его взаимодействие с другими объектами системы. Некоторая группа взаимосвязанных элементов, способная выполнять относительно независимую функцию и обладать свойством целостности, называется подсистемой. Подсистемы сложной системы могут быть сложными системами, которые легко расчленяются на соответствующие подсистемы. Взаимодействие элементов и подсистем отображают соединением их линиями, называемыми связями.
Связи разделяют по ряду признаков:
• по силе управляющего воздействия одного элемента на другой – горизонтальные и вертикальные, прямые и обратные;
• характеру взаимодействия элементов – слабые и сильные, жесткие и гибкие;
• по отношению к объекту управления – «входы», управляющие воздействия, «выходы», механизмы исполнения, внешние и внутренние и др.
Любая организация, по выражению К. Менара, является структурированной совокупностью, которая отображается в виде ее структуры. Организационные структуры – это схемы сложной архитектуры, несущие большую смысловую нагрузку. Структура организации, по определению П. Сенге, «включает то, как люди принимают решения, переводящие восприятия, цели, правило и нормы в действие». В этой связи схемам, используемым для исследования структуры систем управления и управляемых объектов, следует придать более высокий статус и рассматривать их как структурные модели системы.
1.2. Организационно-правовая форма ПАО Сбербанк как организационная система
ПАО Сбербанк — крупнейший банк в России и СНГ с самой широкой сетью подразделений, предлагающий весь спектр инвестиционно-банковских услуг. Учредителем и основным акционером ПАО Сбербанк является Центральный банк РФ, владеющий 50% уставного капитала плюс одной голосующей акцией; свыше 40% акций принадлежит зарубежным компаниям. Около половины российского рынка частных вкладов, а также каждый третий корпоративный и розничный кредит в России приходятся на ПАО Сбербанк. Полное фирменное наименование банка: Публичное акционерное общество Сбербанк. Сокращенное наименование банка: ПАО Сбербанк.
На рынке частных вкладов ПАО Сбербанк является монополистом — контролирует 45% рынка (основная масса депозитов «физиков» приходится на так называемые пенсионные вклады в рублях). Стоит отметить, что на начало 2002 года доля банка составляла 71,4%. Дальнейшему снижению доли рынка, занимаемой Сбербанком, в немалой степени способствует система страхования вкладов и увеличение суммы страхового возмещения. Через ПАО Сбербанк зарплату получают около 11 млн человек, а пенсии — 12 млн. Банком эмитировано более 30 млн пластиковых карт, количество установленных банкоматов превышает 19 тыс. Численность сотрудников по состоянию на 31 декабря 2012 года составила свыше 233 тыс. человек.
ПАО Сбербанк — крупнейший игрок банковской сферы, имеющий филиалы и представительства во всех субъектах РФ. По статистическим данным на 1 января 2018 года банк имеет 94 филиала, из них один расположен в Индии (Нью-Дели). 6 лет назад организационная сеть включала 524 филиала. Ее сокращение вызвано оптимизационными процессами.
Управленческая структура ПАО “Сбербанк России”
Структура управления Сбербанка состоит из следующих органов:
Общее собрание акционеров. Это высший руководящий орган кредитно-финансовой организации, курирующий основные виды деятельности банка. Собрание проводится 1 раз в год. В рамках этого мероприятия принимаются решения о распределении чистого дохода, порядке и объеме выплат собственникам бизнеса, стратегии развития кредитно-финансовой организации и другие.
Наблюдательный совет. Его члены избираются Общим собранием акционеров. Координирует деятельность финансового института. В частности, определяет приоритетные направления активной и пассивной политики, утверждает повестку Собрания акционеров, принимает решение об увеличении капитала и размещении свободных средств в ценные бумаги.
Правление банка. Это коллегиальный исполнительный орган, в компетенцию которого входят следующие задачи:
– обсуждение отчетов, поступающих от территориальных банков;
– формирование политики в области управления рисками;
– утверждение процентных ставок по депозитам для физических и юридических лиц;
– утверждение штатной численности сотрудников, принятие решения о слиянии, ликвидации подразделений;
– внедрение в деятельность розничного и корпоративного блока прогрессивные банковские технологии;
– разработку и внедрение внутренних документов, регулирующих деятельность банка и другие.
Президент банка. С 2007 года возглавляет банк Герман Греф. Именно он отвечает за обещания, представленные Общему собранию акционеров на ежегодном совещании.
Основные направления банковской деятельности:
1. Корпоративный бизнес: обслуживание расчетных и текущих счетов, открытие депозитов, предоставление всех видов финансирования, выдача гарантий, обслуживание экспортно-импортных операций клиентов, услуги инкассации, кассовые услуги, конверсионные услуги, услуги по переводу средств населением в пользу юридических лиц, операции с векселями и другие.
2. Розничный бизнес: оказание банковских услуг клиентам – физическим лицам по принятию средств во вклады, кредитованию, обслуживанью банковских карт, операциям с драгоценными металлами, сберегательными сертификатами и векселями, купле-продаже иностранной валюты, платежам, денежным переводам, в том числе без открытия банковских счетов, хранению ценностей и другие.
3. Операции на финансовых рынках: с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами, иностранной валютой; размещение и привлечение средств на межбанковском рынке и рынках капитала и другие.
Глава 2.Целеполагание в управлении
2.1 Содержание метода управления по целям
Управление по целям, также известное как управление по планированию, было впервые популяризировано Питером Друкером в его книге 1954 года «Практика управления». Управление по целям - это процесс определения конкретных целей в организации, которые руководство можно передать членам организации, а затем решить, как последовательно достичь каждой цели. Этот процесс позволяет менеджерам выполнять работу, которую необходимо выполнять поэтапно, чтобы обеспечить спокойную, но продуктивную рабочую среду. Этот процесс также помогает членам организации видеть свои достижения по мере достижения каждой цели, что укрепляет позитивную рабочую среду и чувство достижения. Важной частью управления является измерение и сравнение с работником «S фактической производительности с нормами установленными. В идеале, когда сотрудники сами участвуют в постановке целей и выборе курса действий, которым они будут следовать, они с большей вероятностью будут выполнять свои обязанности. Управление по целям определяет роли и обязанности сотрудников и помогает им наметить план их будущих действий в организации.
Управление по целям по своей сути - это процесс, в котором работодатели / руководители пытаются управлять своими подчиненными, вводя набор конкретных целей, которых как сотрудник, так и компания стремятся достичь в ближайшем будущем, и соответственно работают над достижением этих целей. Пять шагов:
Обзор организационной цели
Установить цель работника
Следите за прогрессом
Оценка
Дать награду
Особенности и преимущества.
Принцип заключается в том, чтобы сотрудники четко понимали свои роли и обязанности, которые от них ожидают, чтобы они могли понять, как их деятельность связана с достижением целей организации. MBO также придает большое значение достижению личных целей каждого сотрудника.
Цели, задачи, миссии, стратегии и меры (OGSM) - это процесс стратегического планирования, который ставит четкие цели и определяет стратегические варианты их достижения. Он определяет меры, которые будут соблюдаться для обеспечения достижения целей, и помогает группам работать вместе для достижения общих целей по функциям, географической удаленности и по всей организации. Происхождение OGSM можно проследить до Японии в 1950-х годах, в результате процесса и стратегической работы, разработанной во время оккупации Японии после Второй мировой войны. С тех пор он был принят многими компаниями из списка Fortune 500. В частности, Procter & Gamble использует этот процесс, чтобы согласовать направление своей транснациональной корпорации по всему миру.
Цели организации - результаты, которых стремится достичь организация, и на достижение которых направлена ее деятельность.
Выделяют главную целевую функцию, или миссию организации, определяющую основные направления деятельности фирмы.
Миссия - основная главная цель организации, ради которой она и создана.
При определении миссии организации необходимо учитывать:
· формулировку задачи организации с точки зрения производства ею товаров или услуг, а также основных рынков и ключевых технологий, используемых в организации;
· положение фирмы по отношению к внешней среде;
· культуру организации: какой рабочий климат существует в данной организации;
· какой тип работников привлекает данный климат; каковы основы взаимоотношений руководителей фирмы с рядовыми сотрудниками;
· кто является клиентами (потребители), какие потребности клиентов (потребителей) фирма может успешно удовлетворить.
Миссия организации является основой при формулировке ее целей. Цели представляют собой отправную точку при планировании.
2.2. Миссия и построение дерева целей ПАО СБЕРБАНК
ПАО СБЕРБАНК – это ведущий банк, опора финансовой системы страны, ее рост и процветание. Вносящий активный вклад в экономическое и социальное развитие каждого региона, города или города. Российский банк, активно способствующий развитию мировой финансовой системы, который осознает последствия, которые могут иметь его решения, и который активно инвестирует в рост финансовой компетентности и культуры.
Миссия ПАО СБЕРБАНК: «Мы делаем жизнь людей лучше, помогая им реализовать свои чаяния и мечты. Мы вселяем уверенность, обеспечиваем надежность и делаем жизнь людей лучше, помогая им реализовать свои чаяния и мечты.
Данная миссия определяет сферу деятельности Сбербанка и подчеркивает его важнейшую роль в российской экономике. Как ясно следует из этой философии, потребности, мечты и цели клиентов служат руководством для нашей деятельности. В нем также подчеркивается, что становление Сбербанка одним из ведущих кредитных институтов мира зависит от личных и профессиональных достижений наших сотрудников и их слаженной работы как команды, разделяющей общие ценности.
Ценности
Ценности банка лежат в основе нашего отношения к жизни и работе; это внутренний компас, который помогает нам принимать решения в сложных ситуациях; это принципы, которым мы следуем всегда и везде.
Банк, который придерживается высоких стандартов корпоративного управления, строит свою деятельность на принципах открытости, прозрачности и последовательности
Глава 3. Анализ внешней и внутренней среды организационной системы
3.1. Методы анализа макро- и микроокружения организации, ее
сильных и слабых сторон, комплексный SWOT-анализ
Методы анализа макро- и микроокружения организации, ее
сильных и слабых сторон:
PESTEL-анализ (политический, экономический, социокультурный и технологический) описывает структуру макро-экологических факторов, используемых в компоненте экологического сканирования стратегического управления. Это часть внешнего анализа при проведении стратегического анализа или исследования рынка и дает обзор различных факторов макросреды, которые необходимо учитывать. Это стратегический инструмент для понимания роста или падения рынка, положения бизнеса, потенциала и направления деятельности.
Базовый анализ PESTEL включает четыре фактора:
Политические факторы связаны с тем, как правительство вмешивается в экономику. В частности, политические факторы включают в себя налоговую политику, трудовое право , экологическое право , торговые ограничения , тарифы и политическую стабильность. Политические факторы могут также включать товары и услуги, которые правительство намеревается предоставлять или предоставлять ( блага заслуг ), и те, которые государство не хочет предоставлять ( недостающие товары или плохие качества). Кроме того, правительства оказывают большое влияние на здоровье , образование и инфраструктуру нации.
К экономическим факторам относятся экономический рост , обменные курсы , уровень инфляции и процентные ставки . Эти факторы сильно влияют на то, как предприятия работают и принимают решения. Например, процентные ставки влияют на стоимость капитала фирмы и, следовательно, на степень роста и расширения бизнеса. Обменные курсы могут влиять на стоимость экспорта товаров, а также на предложение и цену импортируемых товаров в экономике.
Портер разработал свою концепцию пяти сил в ответ на популярный тогда SWOT-анализ, который, как он обнаружил, был недостаточно строгим и произвольным. Модель пяти сил Портера основана на парадигме структура-поведение-результативность в промышленной организационной экономике . Другие инструменты стратегии Портера включают цепочку создания стоимости и общие конкурентные стратегии.
3.2. Анализ внешней и внутренней среды ПАО СБЕРБАНК
Для оценки факторов внешней среды проведем PESTEL -анализ внешнего окружения ПАО «Сбербанк». Результаты анализа представлены в Таблице 1.
Таким образом, мы можем видеть, что на деятельность ПАО «Сбербанк» могут оказывать сильное влияние самые различные факторы внешней среды, однако особенности политической системы в стране приводят к тому, что самые сильные риски возникают именно под влиянием политических факторов. В то же время, влияние любого фактора способно провоцировать как угрозы, так и создавать новые возможности в работе ПАО «Сбербанк.
УГРОЗА ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ ИГРОКОВ – НИЗКАЯ
Для банковской отрасли характерны высокие барьеры вхождения. Для открытия Банка необходимо пройти очень сложную и долгую процедуру регистрации и лицензирования, выполнения требований регулятора в части минимального размера собственного капитала и пруденциальных нормативов в течение трех последующих месяцев. Немаловажную роль в банковском секторе играет и репутация. В случае появления нового игрока, должно пройти от 3 до 5 лет для того, чтобы игрок занял подходящую нишу и завоевал репутацию. Следовательно, новым игрокам необходимо тратить существенные ресурсы для развития и продвижения своего бизнеса.
РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ ПОСТАВЩИКОВ – СРЕДНЯЯ
Поставщиками производственных организаций, как правило, являются производители исходных материалов и сырья. Однако, следует учесть, что банк - это сервисная организация, выступающая финансовым посредником между вкладчиками и заемщиками. Следовательно, поставщиками банковского сектора являются организации, содействующие в предоставлении банковских услуг. Это поставщики информационных технологий, маркетинговых услуг и административно-хозяйственной деятельности, в том числе арендодатели.
РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ КЛИЕНТОВ – СРЕДНЯЯ
Для банковского сектора, они часто переходят из одного банка в другой в погоне за выгодными ставками, качественным сервисом и новыми технологиями. Привлечение таких клиентов зависит от проработанной маркетинговой стратегии, удобной продуктовой линейки и разветвленной филиальной сети.
Корпоративный сектор: Крупные корпоративные клиенты, размещающие значительные денежные объёмы, имеют существенную власть над банками. Из-за угрозы риска фондирования большинство банков стараются снижать долю крупнейших депозиторов и дифференцировать базу фондирования.
Государственный сектор: Национальные компании, так же, как и крупные корпоративные клиенты, являются значительными вкладчиками денежных средств. Однако государство может перераспределять эти средства в зависимости от политического курса и финансового состояния. Также существует вероятность введения ограничений для иностранных банков, что может стать причиной вывода большого объема средств.
На основе выше перечисленных факторов можно выделить частные стратегии, которые позволят реализовать рыночные возможности и избежать реальных угроз, используя сильные стороны ПАО «Сбербанк» и нивелируя слабые стороны корпорации. Стратегические альтернативы отсортированы по важности, начиная с наиболее востребованной стратегии в текущей ситуации.
Заключение
Менеджмент является совокупность механизмов, которые помогают организации реализовывать свои цели , возложенных на нее. Ожидания заинтересованных сторон и конфликты по поводу целей, которые должны быть поставлены перед менеджером, могут проявляться за пределами традиционных структур управления ( общее собрание , совет директоров и общее руководство). Именно в этом смысле построение управленческими структурами особенно сложно.
Руководство требует внутреннего аудита и управленческого контроля для сбора, обработки, обратной связи и проверки управленческой информации. Эта информация, необходимая для управления организацией , также способствует уменьшению информационной асимметрии между заинтересованными сторонами.