Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что проблемы, поднятые в работе, являются современными. Добро и зло... Разделение мира на части хоть и образно, но они тоже присущи современности – «нашему» миру, по крайней мере, если проводить параллели с социальными слоями и т.д.
До сих пор никто не смог определить, что такое сатирический, философский, психологический, а в Ершалаимских главах – роман-притча «Мастер и Маргарита». Он рассматривался и как результат мирового литературного развития, и как исторический ответ на конкретные события из жизни 1920-1930-х годов, и как концентрация идей из предыдущих произведений писателя. Сам автор оценил это как свое главное послание человечеству, свое завещание потомкам.
Роман этот сложный и многогранный, в нем писатель затронул многие темы и проблемы.
В образе Мастера мы узнаем самого Булгакова, а любимая женщина писателя, его жена Елена Сергеевна стала прообразом Маргариты. Неслучайно тема любви - одна из главных, главных тем романа. Булгаков пишет о самом высоком и прекрасном человеческом чувстве - о любви, о бессмысленности сопротивления ей. В романе он доказывает, что никакие препятствия не могут встать на пути настоящей любви.
Еще одна из многих проблем, поднятых в романе, - проблема человеческой трусости. Автор считает трусость величайшим грехом в жизни. Это показано через образ Понтия Пилата. В конце концов, он прекрасно знал, что Иешуа не сделал ничего такого, за что его следовало бы казнить. Однако Пилат не прислушался к своему «внутреннему» голосу, голосу совести, а пошел вместе с толпой и казнил Иешуа Га-Ноцри. Понтий Пилат струсил и был наказан бессмертием.
Бесконечная цепочка ассоциаций, не всегда объяснимых, не всегда отслеживаемых, но реально существующих; их сотни. Рассмотрим три из них: древний «ершалаимский» мир, современный московский мир и вечный потусторонний мир.
В этой работе мы сравниваем эти три мира и персонажей, населяющих их, персонажей и действия героев книги.
Трехмерная структура романа просматривается и в построении персонажей, которые собраны по принципу влияния сходства и их действий: Понтий Пилат – Воланд – профессор Стравинский; Афраний – Фагот Коровьев – врач Федор Васильевич, помощник Стравинского; и другие.
Цель настоящей работы - исследование особенностей осмысления трехмерной структуры в романе М. Булгакова «Мастер Маргарита».
Цель достигается через решение следующих задач:
рассмотреть трехмерность как форму бытия;
рассмотреть трехмерную структуру романа;
изучить влияние трех миров на жанровое своеобразие романа;
рассмотреть параллельные ряды персонажей;
В работе используются различные методы исследования: научно- познавательный, практическо-рекомендательный и анализ, интерпретация.
Объект - роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Предмет – три мира в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Практическое значение работы состоит в том, что ее материал может быть использован, к примеру, в педагогических целях - при разработке уроков.
1. Трехмерность как форма бытия
Число три — это основная категория жизни и мышления.
Пространство — это форма бытия материи, выражающая длину составляющих его объектов, их структуру элементов и частей.
Пространство имеет три измерения и называется трехмерным. Это необходимое условие существования устойчивых систем. Пространство — это временной отрезок нашего существа, характеризуемый формулой 3 + 1. Это тройственность времени и всех изменений, которая обнаруживает во времени другую его черту, а именно всепроникающее единство изменяющегося бытия.
Бытие - одна из самых общих категорий, имеющая тройственную природу.
На уровне повседневной жизни бросается в глаза факт текучести времени: от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему.
В подтверждение этому существуют метафоры: «Убить время», «Время — это деньги», «Все течет - все изменяется». Главным проявлением времени является его изменение. Изменение — это единство прошлого, настоящего и будущего.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Акимов В.М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады: Народное образование / В.М. Акимов – М.: 1995, 56 с.
2. Булгаков М. Мастер и Маргарита / М. Булгаков – М.: Приор, 2001
3. Вулис А.В. Литературные зеркала / А.В. Вулис – М.: Советский писатель, 1991, 479 с.
4. Вулис А.З. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» / А.З. Вулис – М.: Художественная литература, 1991, 250 с.
5. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки рус. лит. XXв. / Б.М. Гаспаров – М.: 1994
6. Горобец Н.В. Мастер без Маргариты. Вопросы литературы / Н.В. Горобец – М.: 1991
7. Жилин В.А. Творчество М. Булгакова / В.А. Жилин – М.: Норма, 2003
8. Латышев А.Г. Творчество М. Булгакова / А.Г. Латышев – М.: Новости, 2001
9. Лукьянова Н.В. Люди русской культуры / Н.В. Лукьянова – М.: Норма, 2001
10. Мягков Б.С. Булгаковская Москва / Б.С. Мягков – М.: Моск. рабочий, 1993, 150 с.
11. Немцев В.И. Михаил Булгаков: становление романиста / В.И. Немцев – Самара: Изд-во Саратовского университета, 1991, 162 с.
12. Новиков В.В. Михаил Булгаков – художник / В.В. Новиков – М.: Моск. рабочий, 1996, 357 с.
13. Паниевский Н.И. Шолохов и Булгаков / Н.И. Паниевский – М.: Приор, 2002
14. Петелин В.В. Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть / В.В. Петелин – М.: ЗАО «Центрополиграф», 2005
15. Соколов Б.В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» / Б.В. Соколов – М.: Республика, 1991, 300 с.