Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. Отрасли естественных монополий и их роль в экономике России
2.1 Отрасли (производства) естественных монополий
Естественные монополии. В идеале монополия существует без какого-либо регулирующего влияния на рынок, например, потому что только поставщик имеет доступ к определенному сырью или имеет только важные технологии (например, через лидирующую позицию на рынке).
Естественная монополия часто возникает из-за естественных барьеров для входа на рынок, особенно когда требуется сложная комплексная инфраструктура, например, в случае железнодорожных сетей или электроснабжения, воды или газа.
Естественная монополия в более узком смысле - это форма рынка, на которой компания может удовлетворить спрос при снижении средних затрат и увеличении объемов производства; в этом случае одна компания производит более рентабельную продукцию в долгосрочной перспективе и может вытеснить конкурентов с рынка.
Термин «естественная монополия» не имеет единообразного определения в экономической науке. Каждое созвездие на рынке , в котором один экономический агент может производить на благо при более низкой стоимости , чем два или более экономических агентов часто называют в качестве естественной монополии. «Выше уже упоминалось, что могут быть рынки, на которых в долгосрочной перспективе выживет только один провайдер. Такие естественные монополии характеризуются определенными структурами затрат, которые суммируются как субаддитивность. Это означает, что каждый объем поставки может быть произведен более рентабельно одной компанией, чем несколькими компаниями ».
Это именно тот случай, когда существует строгая субаддитивность затрат по всей рассматриваемой области выпуска, то есть одна компания может производить все количество товаров с меньшими затратами, чем несколько более мелких компаний, которые производят необходимое количество в целом.
Однако это относится к большому количеству рыночных констелляций, особенно к большинству узких олигополий. Даже низкие постоянные затраты в сочетании с возможно высокими, но постоянными предельными затратами приводят к монотонному падению удельных затрат, что, как правило, не приводит или, по крайней мере, не обязательно, к монополии компании.
В ситуации идеально информированного специалиста по социальному планированию предпочтение отдается монополии в случае дополнительных затрат.
Однако в реальном мире с несовершенной информацией и несовершенным регулированием необходимо найти баланс между преимуществами конкуренции, с одной стороны, и недостатками затрат из-за присутствия нескольких компаний, с другой.
Следовательно, этот термин следует определять более узко. Бесспорный (узкое) определение: Естественная монополия существует всегда, когда только одна компания может покрыть рыночную стоимость.
Даже если две компании могли бы покрыть свои затраты на рынке, может иметь экономический смысл поддерживать монопольную позицию, если предотвращенные затраты более чем компенсируют преимущество конкуренции.
Естественные монополии в основном основаны на линейных сетях поставок, таких как B. Линии электропередач, железные дороги, дороги, аэродромы или телекоммуникационные кабели. Это относится к товарам, которые зависят от соответствующей инфраструктуры для предоставления своих услуг (электричество, газ, вода, телекоммуникации, почтовые услуги, транспорт).
В случае энергоснабжения, например, только передачу электроэнергии следует понимать как естественную монополию: требуется более или менее в два раза больше электростанций, чтобы производить вдвое больше энергии. Для передачи, с другой стороны, существующая инфраструктура (опоры, подстанции и т. д.).
Может быть увеличена вдвое относительно недорого. Провайдер с двумя линиями на одной опоре может предложить продукт дешевле, чем два провайдера с одной линией на опору.
Поэтому единственной областью исключения является работа сети по передаче и распределению электроэнергии, которая является частью так называемого разукрупнения должны быть юридически и функционально отделены от других этапов цепочки создания стоимости (производство, торговля и распределение)
Как правило, не вся отрасль экономики будет иметь характеристики естественной монополии. В случае предоставления электричества, газа, телефонных услуг или железной дороги только предоставление сети следует понимать как естественную монополию.
Помимо критерия затрат, особое положение естественной монополии подчеркивается, если критерий необратимости затрат также предоставляется потенциально новыми поставщиками рынка.
Необратимость существует, если потенциальный поставщик нового рынка должен списать стоимость своих расходов или производственных факторов необратимо при выходе на рынок (так называемые невозвратные издержки в связи с высокой специфичностью по инвестициям).
Проблема естественной монополии также вступает в игру, когда рынок для определенного продукта управляемо мал, а разработка составляет значительную часть общих затрат.
Типичный пример - модельная железнодорожная отрасль: спрос на каждую модель ограничен, но разработка моделей требует больших затрат.
Если взять за основу широкую концепцию монополии, которая включает не только фактических единственных поставщиков, но и поставщиков с большой рыночной властью ( квазимонополистов), поставщики программного обеспечения с высокой степенью широкого использования своего программного обеспечения также могут быть рассматриваются как «естественные квазимонополисты» как приложение теоретической модели.
С экономическим развитием Интернета значение естественных монополий возросло.
Во-первых, закупка, производство и распространение оцифрованных товаров - например, пользовательского программного обеспечения или электронных услуг - связаны с высокими фиксированными затратами и низкими переменными затратами, так что доминирующие поставщики могут получить эффект масштаба и, следовательно, более высокую прибыль при увеличении продаж. Во-вторых, использование сетевых товаров и сетевых услуг растет с увеличением числа игроков на стороне поставщика и спроса, что приводит к положительным сетевым эффектам возникают.
Чем больше пользователей может быть достигнуто через инфраструктуру электронной почты, например, тем больше общая выгода от этой инфраструктуры, которая постоянно привлекает дополнительных пользователей. Со стороны поставщика есть положительные сетевые эффекты, когда устоявшаяся система стимулирует производство дополнительных вариантов и компонентов - например, подключаемых модулей для установленного браузера.
Естественные квазимонополии теперь должны возникать, когда существует положительная обратная связь между экономией на масштабе и положительными сетевыми эффектами: все более благоприятная структура затрат доминирующего поставщика создает возможности для снижения цен, которые привлекают дополнительных пользователей, тем самым увеличивая общую выгоду системы, что дает поставщику дополнительную экономию на масштабе и т. д.
Примерами интернет- экономики для естественных (квази) монополий являются торговая площадка eBay, в дополнение к которой в некоторых странах могут существовать только более мелкие, узкоспециализированные поставщики аукционов, замена многочисленных B2B- площадок «новой экономики» несколькими доминирующими торговых площадок или программное обеспечение Microsoft, которое установлено на большинстве компьютеров по всему миру.
Поставка может быть передана государству ( государственная монополия
Государственное регулирование рынка может включать нормативные требования (например, максимальное регулирование цен ), законодательное ограничение экономической деятельности монополии или структурное разрушение монопольной компании.
В последнее время разукрупнение широко используется как решение проблемы естественной монополии. Сетевая монополия и производство разделены. Примеры - вода, электричество, газ и телекоммуникации. Сетевая монополия сохраняется как естественная монополия и регулируется государством. Однако компания, эксплуатирующая сеть, должна позволить конкурентам проходить через фактические продукты (воду, электричество, газ или телекоммуникации) на условиях, определенных регулирующим органом. Тип регулирования существенно различается в зависимости от страны. В Германии, например, конкуренция в сфере водоснабжения не является избранной формой регулирования.
Исправление благодаря техническому прогрессу
Однако некоторые естественные монополии со временем исчезают сами по себе. Например, изобретение автомобиля поставило под угрозу бывшие естественные монополии железнодорожных компаний. Поэтому технический прогресс иногда приводит к роспуску естественной монополии. В этом контексте говорят о конкуренции за замену.
Следуя теории конкурирующих рынков Уильяма Дж. Баумола , существует точка зрения, что существование естественной монополии не является провалом рынка, потому что конкуренция не проявляется в виде нескольких поставщиков, а работает скрытым образом.
Критика со стороны либертарианцев и анархо-капиталистов
Что касается трубопроводных сетей, используемых в качестве исторических примеров существования естественных монополий, утверждается, что они возникли как монопольное положение, предоставленное и обеспеченное государством. По мнению Томаса ДиЛоренцо, эти государственные монополии были экономически оправданы только ретроспективно.
2.2 Функционирование естественных монополий в России
Реформы экономической политики во время первого президентского срока Путина с 2000 по 2004 год включали дальнейшую приватизацию государственных компаний, снижение налоговых ставок по подоходному и корпоративному налогообложению, таможенное, земельное право, трудовое право, пенсионное право, закон о банкротстве и безопасность вкладов в банках.
Однако зачастую нерешительная и неадекватная практическая реализация принятых законов о реформе, зачастую чрезмерная бюрократия и дефицит правовой определенности остаются проблематичными. Весной 2005 года перед экономическим форумом в Санкт-Петербурге Путин сам назвал бюрократию и коррупцию главными проблемами российской экономики в дополнение к высокой инфляции и монополии определенных секторов.
Во время второго президентского срока Путина с 2004 года всеобъемлющие структурные реформы продвигались медленно. Однако на практике инвестиционный климат значительно ухудшился, особенно из-за действий против группы ЮКОС . Аукцион самой важной производственной компании ЮКОСа "Юганскнефтегаз" в середине декабря 2004 года с ранее совершенно неизвестной финансовой компанией, которую несколько дней спустя выкупила государственная нефтяная компания " Роснефть" , вызвала недовольство российских и иностранных инвесторов. Негативное влияние продолжали иметь высокие налоговые претензии к компаниям, e. B. компания мобильной связи «Вымпелком» и совместное российско-британское нефтяное предприятие ТНК-ВР.
Больше государства в стратегических секторах
Российское руководство согласно с тем, что в «стратегически важных секторах», особенно в энергетике и вооружении, иностранные компании могут в лучшем случае приобрести миноритарные пакеты акций. 50% -ная доля британской ВР в нефтяной компании ТНК-ВР, похоже, остается исключением. Вместо этого способность государства влиять на энергетическую отрасль была увеличена за счет увеличения доли государства в ведущей газовой компании « Газпром» до добрых 50%.
Решимость правительства России обеспечить ведущую роль российских компаний в энергетическом секторе была продемонстрирована в 2006 году проектом « Сахалин-2 » . Пока это был единственный проект по освоению нефти и газа, в котором участвовали только иностранные компании. К концу 2006 года правительство России и «Газпром» договорились о продаже большей части акций этого проекта «Газпрому». Расследования и санкции российских природоохранных органов за нанесение ущерба окружающей среде также оказали давление на участников сахалинского проекта.
По данным ОЭСР, определение стратегически важных секторов стало очень "эластичным" и распространяется на другие области. В ответ на эту критику представители правительства России заявили, что, когда компании, например производитель автомобилей АвтоВАЗ, будут поглощены государственным экспортером оружия Рособоронэкспортом , государство будет действовать в первую очередь как «антикризисный менеджер».
«Новая промышленная политика» с «национальными чемпионами»
На экономическом форуме в Санкт-Петербурге в середине июня 2006 г. Дмитрий Медведев , которого считали возможным преемником президента Путина с момента его назначения первым заместителем премьер-министра, высказался за государственную промышленную политику, направленную на развитие «национальных чемпионов». »В важных секторах. Это также должно