Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос экономического развития является одним из самых актуальных во всем мире, в том числе в нашей стране. После обнадеживающих темпов роста в первом десятилетии XXI века мы встретились с десятилетием стагнации. В такой период вопрос экономического роста стоит очень актуально и государство должно искать любые возможности и использовать максимум способов для достижения экономического роста.
Согласно данным ООН по состоянию на 2013 год, за первые 10 лет 21 века мировой оборот креативной продукции удвоился. При этом наряду с экономическими выгодами креативная экономика вносит существенный вклад в обеспечение устойчивого развития общества, ориентированного на человека.
Рассуждая о ситуации в мире в целом, и в сегодняшней России, в частности, невозможно обойти вопрос о креативном классе. В настоящий момент это, вероятно, одно из самых не только востребованных, но политизированных и мифологизированных понятий.
Изучение вопросов, связанных со становлением и развитием креативного класса, занимаются многие научные умы современности, как в США, так и в России. Исследованием теории креативного класса с момента ее возникновения занимались В. В. Васекина, Н. В. Винокуров, Ю. Г. Волков, Ю. В. Гнездова, Н. Ю. Замятина, О. В. Золотарев, М. А. Каменских, И. А. Катасонов, Ч. Лэндри, В. И. Махалин, В. С. Мельниченко, Г. Б. Орланов, Е. А. Сачкова, А. В. Седлецкий, А. В. Слободская, Т. Д. Степанова, Д. Хокинс, Р. Флорида и многие другие. Среди указанных исследователей есть социологи, философы и экономисты, есть доктора наук, профессора и магистранты. Этот факт как нельзя лучше показывает, что теория креативного класса интересна сегодня сразу нескольким поколениям исследователей.
Научную базу теоретического исследования составили 25 основных источников, преимущественно статьи, опубликованные за последнее десятилетие в ведущих российских журналах.
Основополагающее влияние на настоящую работу оказали такие источники, как статья Н. В. Винокуровой, в которой подробнейшим образом рассматривается теория креативного класса и дается оценка положительным и отрицательным моментам в ней [2]. Не менее важными являются работы Ю. Г. Волкова, постулирующие необходимость тесного взаимодействия и взаимоподдержки государства и креативного класса [4, 5, 6]. Представляют интерес исследования Н. Ю. Замятиной и В. С. Мельниченко о влиянии креативного класса на развитие регионов [9, 16]. М. А. Каменских оценивает уровень развития креативной экономики в России и США, проводя сравнение теоретико-методических подходов к определению этого понятия [11]. И. А. Катасонов аргументированно доказывает прямое влияние креативного класса на экономический рост России [12]. А. В. Седлецкий обратил внимание на то, какие требования предъявляет современное общество к креативному классу [21]. А А. В. Слободская сравнила креативный класс и прекариат, возможность перехода из одной структуры в другую [22].
Объект исследования – креативный класс.
Предмет исследования – особенности креативного класса в России и США.
Целью настоящей работы является проведение сравнительной характеристики креативного класса в США и России.
Для достижения поставленной цели в ходе исследовательской работы необходимо решить несколько задач:
1) раскрыть предпосылки и охарактеризовать историю становления креативной экономики;
2) раскрыть основные понятия теории креативного класса;
3) выявить особенности становления теории креативного класса в России и США;
4) определить тенденции, проблемы и перспективы развития креативного класса в России и США.
Логика написания работы продиктована поставленными задачами. Она состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по два подраздела, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ КРЕАТИВНОГО КЛАССА
1.1 История становления креативной экономики
Концепция постиндустриального общества в основном сформировалась в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века. Д. Белл в 1959 году ввел в научный оборот понятие «постиндустриальное общество». Речь шла об обществе, «в котором индустриальный сектор теряет ведущую роль вследствие возрастающей технологизации, а основной производительной силой становится наука. Потенциал развития этого общества во все возрастающей степени определяется масштабами информации и знаний, которыми оно располагает» [14, с. 42].
Историки, политологи, экономисты, социологи – все эти исследователи активно изучали в числе прочих противоречие, лежащее в основе перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. Таким фактором является противоречие между творческими ограничениями промышленной эпохи и объективной потребностью общества в активизации и поощрении творческих способностей человека. Иными словами, противоречие между креативностью и жестким контролем.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васекина, В. В. Креативная экономика – стратегия общества XXI века / В. В. Васекина // Вестник Самарского государственного университета. – 2014. – № 5. – С. 15 – 19. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnaya-ekonomika-strategiya-razvitiya-obschestva-xxi-vekа (дата обращения: 03.04.2021).
2. Винокурова, Н. В. Теория креативного класса: за и против / Н. В. Винокурова // Анализ и моделирование экономических и социальных процессов: математика. Компьютер. Образование. – 2014. – № 2. – С. 124 –138 // URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24386876_35287454.pdf (дата обращения: 03.04.2021).
3. Воинова, А. А. Креативный класс Р. Флориды: концептуализация понятия / А. А. Воинова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. - № 5-2. – С. 266–268. // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21675832 (дата обращения: 10.05.2021).
4. Волков, Ю. Г. Возникновение и современное состояние российского креативного класса / Ю. Г. Волкова // Вестник Института Социологии. – 2012. – №5. – С. 109–120. // URL: https://www.vestnik-isras.ru/files/File/Vestnik_2012_5/Volkov.pdf (дата обращения: 03.04.2021).
5. Волков, Ю. Г. Креативный класс как интегрирующее ядро российского общества / Ю. Г. Волкова // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. – 2013. – №2. – С. 76–92. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnyy-klass-kak-integriruyuschee-yadro-rossiyskogo-obschestva (дата обращения: 03.04.2021).
6. Волков, Ю. Г. Креативный класс и российское государство: перспективы взаимодействия / Ю. Г. Волкова // Власть. – 2014. – № 3. – С. 12–17. // URL: https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/2571 (дата обращения: 03.04.2021).
7. Гайдай, М. А. Креативный класс как основа развития российского общества / М. А. Гайдай // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. – № 5. – С. 31–33. //
URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17840599 (дата обращения: 10.05.2021).
8. Гнездова, Ю. В. Креативный класс постиндустриального общества / Ю. В. Гнездова, М. В. Савина // Экономика и управление. – 2008. – № 1. – С. 107–110. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnyy-klass-postindustrialnogo-obschestva (дата обращения: 03.04.2021).
9. Замятина, Н. Ю. Креативный класс, символический капитал и территория / Н. Ю. Замятина // Общественные науки и современность. – 2013. – №4. – С. 130–139. // URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2015/05/25/1251201460/130-139_Zamyatina.pdf (дата обращения: 03.04.2021).
10. Золотарев, О. В. Креативный класс в современной России / О. В. Золотарев // Человек. Культура. Образование. – 2016. – № 1 (19). – С. 87–96. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnyy-klass-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 03.04.2021).
11. Каменских, М. А. Теоретико-методические подходы к понятию «креативная экономика» и оценка уровня развития креативной экономики США и России / М. А. Каменских // ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. – 2013. – № 20. – С. 16–20. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodicheskie-podhody-k-ponyatiyu-kreativnaya-ekonomika-i-otsenka-urovnya-razvitiya-kreativnoy-ekonomiki-ssha-i-rossii (дата обращения 03.04.2021).
12. Катасонов, И. А. Развитие креативного класса как одна из ключевых детерминат экономического роста России / И. А. Катасонов // MODERN SCIENCE. – 2020. – № 4–3. – С. 82–84. // URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42774038_11638009.pdf (дата обращения: 03.04.2021).
13. Клементьев, Б. С. Феномен креативного класса в социальном пространстве / Б. С. Клементьев // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2012. – № 3. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-kreativnogo-klassa-v-sotsialnom-prostranstve (дата обращения: 10.05.2021).
14. Креативный класс и проблемы развития инновационных систем в экономике : коллективная монография. - М., 2012. - 127 с. // URL: https://unitech-mo.ru/upload/iblock/502/502f161474567b6d13551736dbf40ae5.pdf (дата обращения: 03.04.2021).
15. Махалин, В. Н. Управление креативным классом: зарубежный и отечественный опыт / В. Н. Махалин // Вестник Университета. – 2015. – № 1. – С. 146–149. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-kreativnym-klassom-zarubezhnyy-i-otechestvennyy-opyt (дата обращения: 03.04.2021).
16. Мельниченко, В. С. Креативный класс: история концепта и его роль в анализе развития регионов / В. С. Мельниченко // Арктика и Север. – 2012. –№ 6. – С. 1–10. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnyy-klass-istoriya-kontsepta-i-ego-rol-v-analize-razvitiya-regionov (дата обращения: 03.04.2021).
17. Мирошниченко, Г. Л. В поисках креативного класса / Г. Л. Мирошниченко // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2013. – № 2. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-poiskah-kreativnogo-klassa (дата обращения: 10.05.2021).
18. Мостовая, Е. Б. Роль креативного класса в модернизации экономики : сборник материалов V Тюменского международного социологического Форума «Динамика социальной трансформации российского общества: региональные аспекты». / Е.Б. Мостовая, Ю. А. Афанасьева, С. Н. Шумилова. – 2017. – С. 879–887. // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32554803 (дата обращения: 10.05.2021).
19. Орланов, Г. Б. «Креативный класс» – социальная база инновационных трансформаций Российского общества / Г. Б. Орланов // Труд и социальные отношения. – 2010. – № 6. – С. 76–85. // URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_15197430_67348306.pdf (дата обращения: 03.04.2021).
20. Сачкова, Е. А. Креативный класс: зарубежная теория и отечественная практика нового образа жизни / Е. А. Сачкова // Философия права. – 2011. – № 1 (44). – С. 155–159. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnyy-klass-zarubezhnaya-teoriya-i-otechestvennaya-praktika-novogo-obraza-zhizni (дата обращения: 03.04.2021).
21. Седлецкий, А. В. Требования к креативного классу в информационном обществе / А. В. Седлецкий // Дыльновские чтения. Материалы 4 Всероссийской научно-практической конференции: сб. статей. - Саратов, 2019. – С. 43–47. // URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38240226_52601907.pdf (дата обращения: 03.04.2021).
22. Слободская, А. В. Прекариат и креативный класс: сравнительный анализ паттернов социальной структуры постиндустриального общества / А. В. Слободская // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2018. – № 42. – С. 51–58. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prekariat-i-kreativnyy-klass-sravnitelnyy-analiz-patternov-sotsialnoy-struktury-postindustrialnogo-obschestva (дата обращения: 03.04.2021).
23. Степанова, Т. Д. Развитие креативного класса: зарубежная и российская экономическая мысль / Т. Д. Степанова // Вопросы политической экономии. – 2020. – № 3. – С. 153–169. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44169717_22768533.pdf (дата обращения: 03.04.2021).
24. Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – пер. с англ. А. Константинов / Р. Флорида. – М.: Издательский дом «Классика XXI», 2007. – 421 с.
25. Шаламова, Н. Г. Создание условий для формирования креативного класса как основа успешного развития инновационной деятельности в России / Н. Г. Шаламова, Э. В. Колосова // Вестник ГУУ. – 2012. – № 11-1. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-usloviy-dlya-formirovaniya-kreativnogo-klassa-kak-osnova-uspeshnogo-razvitiya-innovatsionnoy-deyatelnosti-v-rossii (дата обращения: 10.05.2021).