Фрагмент для ознакомления
2
Государство является неотъемлемой частью политического устройства страны. Основной целью органов государственной власти федерального и регионального уровней является обеспечение социально приемлемой социально-экономической системы. Это делается путем воздействия на определенные аспекты жизни соответствующими способами.
В целом государственное управление можно определить как процесс воздействия на социальную систему с целью поддержания ее установленных норм или перевода в новое состояние с учетом присущих ей объективных законов.
Среди российских ученых также исторически сложились различные взгляды на аспекты государственного регулирования экономики. Некоторые ученые считают недопустимым участие государства в экономической сфере. Однако другие ученые придерживаются иного мнения. Большинство считает участие государства в управлении экономикой объективной необходимостью.
Научный анализ практики государственного управления, проведенный компетентными экспертами из России и стран с развитой рыночной экономикой, позволяет сделать вывод о необходимости государственного регулирования в условиях рыночной экономики.
Стратегическое управление агропромышленным комплексом в целом в настоящее время осуществляется через законодательные, правовые и экономические механизмы, обеспечивающие регулирование поведения людей и организацию их деятельности.
В зависимости от воздействия на орбитальный объект он выделяется:
- специфика отрасли;
- государственное территориальное управление.
Отрасль управления предполагает наличие вертикали от центральных органов власти до хозяйствующих субъектов в этой сфере. Она осуществляется через министерства, которые реализуют техническую политику в отрасли, обеспечивают необходимые отраслевые и межотраслевые соотношения.
Региональное управление направлено на рациональное размещение производства, углубление специализации и комплексное развитие регионов, установление их уровней экономического и социального развития, решение других задач государственной территориальной политики.
По методике учета интересов объектов управления, существуют:
- административное государственное управление;
- общее экономическое управление.
Административное управление непосредственно затрагивает интересы, управляемые с помощью разрешения, запрета, принуждения и т. д. В государственном регулировании экономики управление осуществляется в форме лицензирования деятельности, квотирования экспорта и импорта и др.
Управление экономической ситуацией влияет на интересы целей администрации опосредованно, то есть через фискальную, денежно-кредитную и кредитную политику государства. В то же время нет никакого принуждения к инициативе. Объект управления свободен в выборе процедуры выбора опции. Но его действия не должны противоречить действующему законодательству.
Многие функциональные обязанности государственных органов обусловлены необходимостью поддержания рациональной системы отношений между субъектами агропромышленного комплекса, а также присутствием государственного сектора в соответствующих отраслях и сферах агропромышленного комплекса и его значимостью в реализации экономической, социальной, экономической, структурной и инвестиционной политики, повышении эффективности функционирования агропромышленного комплекса.
В то же время экономисты и практики считают вполне законным наличие государственного сектора и доли государственной собственности в хозяйственных организациях, в том числе имеющих 100% или контрольный пакет акций государства.
Экономические, хозяйственные и регулирующие функции государства в области сельского хозяйства основаны на использовании объективных законов развития сельского хозяйства и являются решающим фактором развития всех отраслей в системе единого агропромышленного комплекса.
В ходе формирования рыночных отношений возрастает значение экономической и регулятивной функции государства для развития агропромышленного комплекса в связи с необходимостью согласования интересов сельскохозяйственных предпринимателей и других структур агропромышленного комплекса с интересами государственного управления, координации их деятельности в целях удовлетворения интересов и потребностей населения.
Важность стратегического управления агропромышленным комплексом возрастает также в условиях рыночной экономики, что обусловлено необходимостью решения проблем организационного, экономического, научно-технического, социального, культурного и политического характера.
Что еще более важно, в стратегическом управлении агропромышленным комплексом, организации государства, особенно место государственной поддержки агропромышленного комплекса с развитием многогранной экономики и вступлением стран, в том числе России, в различные международные организации. В этом случае государство становится гарантом определенных производителей по защите их интересов в условиях глобализации рыночной экономики и расширения международных отношений.
Учитывая спектр инструментов и средств государственного воздействия на агропромышленный комплекс, их можно сгруппировать следующим образом:
- правовое регулирование, которое осуществляется путем разработки и принятия федеральных и региональных законов, иных нормативных документов, формирует позицию государства в решении основных вопросов агропромышленного комплекса, определяет условия экономического и финансового регулирования через механизм реализации принятых законов;
- экономическое регулирование, осуществляемое путем воздействия государства через законы и иные нормативные правовые акты на порядок и условия ценообразования, кредитования, налогообложения и другие экономические инструменты;
- поддержка, осуществляемая путем прямого вливания средств федерального и регионального государственного бюджета или путем предоставления благоприятных условий для экономической деятельности;
- административная организация, осуществляемая методами неэкономического принуждения в дополнение к вышеуказанным формам государственного регулирования (фитосанитарный, ветеринарный, экологический контроль, лицензирование, квоты, стандартизация производства).
Таким образом, стратегическое управление развитием агропромышленного комплекса представляет собой целенаправленное воздействие государства на хозяйственную деятельность товаропроизводителей путем издания нормативных правовых актов, путем экономического влияния государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также производственно-техническое обеспечение агропромышленного производства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Приор, 2017. – 32 с.
2. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29.12.2020 №264
3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2017 - 2020 годы.
4. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2020 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2016 - 2020 годы».
5. Доклад Министра сельского хозяйства РФ «Об итогах реализации в 2020 году Госпрограммы на 2016-2020 годы и об эффективности использования средств государственной поддержки из федерального и региональных бюджетов»
6. М., Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. Учебное пособие Изд. 2-е. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2018
7. Современное состояние агропромышленного комплекса России – стратегия управления / Управление в АПК/. вып., 2017, № 7. с.12
8. Стратегическое управление в региональных АПК / Управление в АПК/. вып., 2018, № 2, с.24
9. Особенности формирования управления в АПК / Управление в АПК/. вып., 2017, № 9, с.29
10. Адуков Р. Х. Качество государственного управления как фактор оценки прогнозов и развития АПК / АПК: экономика, управление/вып., 2019.
11. Минасов М. М. Стратегия устойчивого развития агропромышленного комплекса/АПК: экономика, управление/. вып., 2020.
12. Ушачев И. А. Основные направления аграрной политики Российской Федерации/ АПК: экономика, управление/. вып., 2017.
13. Шутьков А. С. Проблемы вывода агропромышленного комплекса из кризиса /АПК: экономика, управление/. вып., 2020.
14. Экономика сельского хозяйства/И.А. Минаков, Л.А. Сабетова, Н.И. Куликов и др.; Под ред. И.А. Минакова.-М.: Колос, 2017.
15. Хорохорин А.М. О проблемах функционирования АПК и путях их решения/ Экономист/. вып., 2016.
16. Трушин Ю. К. Национальный проект по АПК / Экономист/вып., 2016.
17. Трушин Ю.К Современный подход государства к развитию АПК/ Экономист/ вып., 2016