Фрагмент для ознакомления
2
Обратимся к истокам зарождения российской демократии. Согласно летописям первые признаки демократии возникли в Новгородской республике, когда во многих городах получила распространение так называемая прямая демократия.
На рубеже XVIII века Россия обрела мощь и стала превращаться в империю. Для управления подобным гигантским механизмом нужно было создать систему управления, охватывавшую и контролирующую все сферы общественной жизни, именно тогда система приобрела черты абсолютизма. Безусловно данная система не могла не нанести определенный ущерб демократическим процессам. Однако нельзя исключать некоторые реформы Петра I, как например реформа городского самоуправления, в результате которой управление городами перешло в руки выборных бурмистрских палат . К сожалению, после смерти Петра Великого, реформы самоуправления остались незавершенными, а в последствие права были снова ограничены. Екатерина II пробовала возродить петровские реформы, однако после отказалась от этого. Отмена крепостного права, вследствие перехода людей из сельской местности в города, способствовала возникновению рабочей самоорганизации. Революция 1905 года вынудила императора Николая II легализовать политические партии и учредить Государственную Думу, что в свою очередь стало шагом к дальнейшей демократизации .
С наступлением советского периода началась эпоха так называемой «социалистической демократии», прокоторой конституционно-правовое закрепление демократических институтов имело декларативный характер, в то время как права и свободы граждан нарушались.
Существует точка зрения, согласно которой в России политическая система, сложившаяся в начале XXI века, относится к электоральной и делегативной с элементами бюрократического авторитаризма. Так же существует ряд концепций, указывающих на проекты «управляемой», «суверенной», «зрительской» демократий, объединяемых в класс доктрин «направляемой демократии». Её следующие ключевые характеристики: сильная государственная власть, формальное разделение властей, концентрация власти в исполнительных государственных органах, персонификация государственной политической власти в лице Президента, попечительство Президента как выразителя общественных интересов .
В условиях развития гражданского общества развиваются новые формы демократического управления. Например, успешно практикуются платформы, созданные по личной инициативе мэра Москвы С.С. Собянина, позволяющие москвичам самостоятельно решать вопросы благоустройства города . Также, к примеру, в Саратовской области вот уже несколько лет успешно функционирует Молодежный парламент при Саратовской областной Думе, основной задачей которого является анализ федерального, регионального законодательства, разработка проектов правовых актов. Он является общественным, коллегиальным, консультативным, совещательным органом при Саратовской областной Думе по вопросам реализации молодежной политики .
Безусловно данные примеры пока не дают нам права утверждать о зрелом гражданском обществе в стране. Однако можно смело утверждать, что они позволили значительно расширить участие граждан в принятии политических решений.
На основании проведенного нами исследования, стоит выделить одну существенную деталь – нужна ли народу та демократия, которую знает и идеализирует весь мир? Возможно, «направляемая демократия» это и есть, хоть и не идеальная модель, но все же, работающая, и вписывающаяся в современную политическую ситуацию России!? Все это покажет время…
А на сегодняшний день, можно смело утверждать, что состояние политического режима России – переходное. При данном подходе, подобный вид является гибридным или смешанным, при этом он указывает на один важный аспект, что демократия пришла на смену авторитаризму.
Современный политический режим имеет сильного лидера, которому население страны, готово предоставить чрезвычайные полномочия, иногда даже в ущерб собственным интересам. Парламент страны, в большей степени поддерживает Президента страны, и при этом политический курс предполагает, наличие оппозиции.
Таким образом, современный этап политического режима России по сей день имеет свои противоречия, которые обусловлены резким переходом к демократическому строю. При этом, следует отметить так же и ряд позитивных тенденций: благодаря современным информационным технологиям в представленную демократию вливаются элементы прямой демократии, которые уже в свою очередь создают активное, и более того, заинтересованное участие граждан в управление через открытые каналы.
Как говорилось выше, демократическое государство – это государство, в котором власть осуществляет волю народа и деятельность которого соответствует общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Важнейшими признаками демократического режима государства являются реальная представительная демократия и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
В современном мире демократический политический режим распространён в большинстве государств. Установившись в XIX в. в ряде государств, он показал, что может стать эффективным рычагом успешного развития общества и следования его по пути прогресса во всех сферах жизнедеятельности. Безусловно, демократия – это великое достижение человечества, со своими плюсами и минусами, и каждое государство по-своему преодолело этот путь – путь к демократии. Но означает ли это существование демократии в её идеальном виде, существование со всеми чертами, которые присущи ей, и способно ли государство, называя себя демократическим, осуществлять управление по всем принципам демократического режима. Демократия в нашем государстве – это действительно демократия, ценностные ориентиры которой содержит Конституция РФ? Попытаемся ответить на этот вопрос в следующем параграфе.
2.2. Оценка современной российской демократии
В соответствии с нормами, закрепленными в главе 1 Конституции России, наша страна является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1 Конституции). Там же определено, что Россия является суверенным государством (ч. 1 ст. 3, ч. 1. ст. 4 Конституции). В статье 7 Конституции закрепляется еще одна из основ конституционного строя «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
В ст. 14 Конституции определено, что Россия – светское государство, где никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства.
Таким образом, можно выделить семь фундаментальных основ конституционного строя России.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета. – 2020. – № 144.
2. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: учебник для вузов. – М.: Инфра-М, 1998. – 488 с.
3. Грачев Н.И. Политические режимы: к вопросу о содержании понятия и основаниях классификации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2019. – № 6 (131). – С. 20-27.
4. Громыко А.Л. Политические режимы. – М.: ТОО «ИНТЕЛТЕХ», 1994. – 65 с.
5. Даль Р. Демократия и ее критики; пер. с англ. Под ред. М.В. Ильина / Р. Даль. – М.: РОССПЭН, 2003. – 574 с.
6. Дай Т.Р., Зиглер Л.Х. Демократия для элиты. Введение в американскую политику. Пер. с англ. – М.: Юридическая литература, 1984. – 318 с.
7. Елизова Т.Н. Индекс демократии: Россия и Норвегия // Студенческие чтения. Сборник статей. – 2019. – С. 79-83.
8. Емельянова Н.В. Проблемы и перспективы развития демократии в современной России // Известия Саратовского университета. – 2010. – Т. 10. Сер. Социология. Политология, вып. 2. – С. 40-41.
9. Закария Ф. Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами. – М.: Ладомир, 2004. – 383 c.
10. Земцов Б.Н. История отечественного государства и права: учебное пособие. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 498 c.
11. Зосимова М.П. Причины и условия стабильности политического режима на примере демократического режима в Норвегии // Молодой учёный. – 2015. – № 2. – С. 426-428.
12. Иванов В.В. Теория государства. – М.: Территория будущего, 2010. – 272 с.
13. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Исторический фак. – М.: Проспект, 2016. – 527 с.
14. Кузнецов А.А. О некоторых проблемах конституционного строя России и их практическая реализация // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 53-2. – С. 40-43.
15. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Дело, 2020. – 528 c.
16. Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права: учебник: в 2 т. Т. 1: Государство. – М.: Проспект, 2015. – 743 с.
17. Петров А.В. Современная демократия: теория и практики. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. – 153 с.
18. Пляйс Я.А., Шатилов А.Б. Демократия в современном мире. – М.: РОССПЭН, 2009. – 368 с.
19. Прусов С.Д. Формирование демократического политического режима в России: современные варианты // Российский конституционализм: научное осмысление и реальность: материалы Х Международного Конституционного Форума, посвященного 100-летию Конституции РСФСР 1918 г., 25-летию Конституции РФ 1993 г., 70-летию Всеобщей декларации прав человека. – 2019. – С. 261-264.
20. Рыбальченко А.С. Противоречия демократического политического режима // Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений. Сборник материалов международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 50-51.
21. Скрыпник А.С., Костенко О.Ю. Проблемные аспекты принципа демократизма в России // Верховенство права: человек в государстве: сборник научных статей, докладов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2019. – С. 511-515.
22. Эйзенштандт Ш.Н. Революция и преобразование обществ: Сравнительное изучение цивилизаций. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 415 с.
23. Яковлев М.В. Доктрины «направляемой демократии» в отечественном политическом дискурсе начала XXI в.: сравнительный анализ подходов // Общество: политика, экономика, право. – 2016. – № 7. – С. 24-26.
24. Демократический политический режим: понятие и классификация [Электронный ресурс]. – URL: https://studwood.ru/1213452/pravo/demokraticheskiy_politicheskiy_rezhim_ponyatie_klassifikatsiya (дата обращения: 23.04.2021).
25. Конституция Норвегии (Королевство Норвегия) от 17 мая 1814 г. [Электронный ресурс] – URL: https://www.web.archive.org/web/20100316144323/http://www.constitution.garant.ru/DOC_3864855.htm (дата обращения: 23.04.2021).
26. Население Норвегии // Всё о Норвегии [Электронный ресурс]. – URL: https://www.norwaylife. ru/naselenie-norvegii (дата обращения: 23.04.2021).
27. Регламент Молодежного парламента при Саратовской областной Думе [Электронный ресурс]. – URL: https://srd.ru/index.php/component/content/article.html?id=7777 (дата обращения: 23.04.2021).
28. Рейтинг стран мира по уровню демократии // / Гума¬нитар¬ный портал: Иссле¬до¬ва¬ния [Электронный ресурс] // Центр гума¬нитар¬ных техно¬логий, 2006–2021. – URL: https://gtmarket.ru/ratings/democracy-index (дата обращения: 23.04.2021).
29. Рейтинг стран мира по уровню свободы средств массовой информации / Гума¬нитар¬ный портал: Иссле¬до¬ва¬ния [Электронный ресурс] // Центр гума¬нитар¬ных техно¬логий, 2006–2021. – URL: https://gtmarket.ru/ratings/freedom-of-the-press (дата обращения: 23.04.2021).
30. Совещание по вопросу реализации государственной программы «Градостроительная политика» в ТиНАО Москвы [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/mayor/transcripts/432056/ (дата обращения: 23.04.2021).
31. Уровень жизни в странах мира в 2020 году [Электронный ресурс]. – URL: https://pvdshka.ru/novye-pravila/uroven-zhizni-v-stranah-mira-rejting-2020-goda-opisaniya-i-tabliczy (дата обращения: 23.04.2021).