Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ власть в России подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви. В тоже время разнообразие функций, выполняемых сегодня в государстве,
диктует необходимость расширения традиционной публичной триады за счет новых форм проявления власти. В связи с этим в государственной власти выделяют четвертую ветвь - контрольную и надзорную. Примечательно, что в литературе и на практике предлагают различать государственные органы управления и органы государственной власти.
К числу последних в свете положений ч. 1 ст. 11 Конституции РФ относят Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды РФ. Представительный характер законодательных органов различного уровня - важнейшая черта правового демократического государства, потому что именно законодательные органы оформляют волю народа в акты высшей юридической силы – законы.
На федеральном уровне эту функцию выполняет Федеральное Собрание Российской Федерации, которое является и представительным, и законодательным органом. Обе функции этого органа неразрывно связаны в силу демократических принципов. Федеральное Собрание Российской Федерации — двухпалатный орган. Бикамерализм, то есть двухпалатная структура парламента, свойственен федеративным государствам, так как одна из палат парламента призвана отражать интересы субъектов федерации, в то время как другая — интересы всего населения в целом.
В структуре российского парламента Совет Федерации — это палата, состоящая из представителей субъектов Российской Федерации и призванная выражать их интересы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один представитель от законодательного органа субъекта (такой представитель избирается законодательным органом из числа депутатов, которые слагают депутатские полномочия в случае избрания) и один представитель — от исполнительного органа (кандидатов на должность члена Совета Федерации предлагает кандидат на должность высшего должностного лица субъекта РФ при выдвижении своей кандидатуры).
Государственная дума состоит из 450 депутатов, которые избираются населением непосредственно. Избирательное законодательство часто изменяется в зависимости от политической и социальноэкономической ситуации в стране.
Несмотря на то, что Совет Федерации зачастую называют верхней палатой, а Государственную Думу — нижней, между ними нет отношений власти и подчинения. Палаты осуществляют свою деятельность независимо друг от друга и заседают раздельно.
Целью данной работы является рассмотрение правового статуса Федерального Собрания России.
Задачи курсовой работы.
- анализ порядка формирования и компетенций Совета Федерации Федерального Собрания;
- изучение организация деятельности Государственной Думы.
Объектом исследования является конституционно-правовой статус Федерального собрания РФ.
Предметом исследования является особенности деятельности Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
При написании работы были использованы следующие методы исследования: исторический, сравнительно-правовой, логический, формально-юридический, социологический, системного анализа и другие.
ГЛАВА 1. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
1.1 Порядке формирования совета федерации Федерального Собрания Российской Федерации
2020 г. – знаковая веха в плане обновления действующей Конституции России. Поправки, внесенные в основной закон страны, существенно реформировали правовое регулирование важнейших институтов государства – института президента РФ, института Федерального собрания РФ, института Правительства РФ и целого ряда иных. В настоящее время в соответствии с конституционными нормами приводится и нормативно-правовая база формирования и деятельности данных институтов.
Серьезные трансформации претерпевает и правовое регулирование такого важного государственного органа, как Совет Федерации Федерального собрания РФ. Изменения затрагивают как сферу компетенции, так и порядок формирования данного института власти, а также и некоторые другие вопросы его деятельности. 9 декабря 2020 г. был принят Государственной думой РФ, а 22 декабря 2020 г. был подписан президентом РФ федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 439-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» – далее федеральный закон о порядке формирования Совета Федерации РФ. Что же представляет собой новый порядок формирования Совета Федерации РФ?
Согласно ч. 2 ст. 95 Конституции РФ Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации. При этом в Совет Федерации входят:
1) по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти – на срок полномочий соответствующего органа;
2) президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, – пожизненно; 3) не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых президентом РФ, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.
Положение о том, что в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ, не будет являться новеллой в законодательстве. Вместе с тем федеральный закон о порядке формирования Совета Федерации РФ дополняет исключения из ценза оседлости для кандидатов в сенаторы – представителей субъектов РФ.
Согласно ч. 1 ст. 3 данного закона, кандидатом в сенаторы от субъекта РФ может быть гражданин РФ, постоянно проживающий на территории данного субъекта в течение пяти лет, непосредственно предшествующих его выдвижению кандидатом для наделения полномочиями сенатора РФ – представителя от субъекта РФ, либо в совокупности в течение 20 лет, предшествующих такому выдвижению. В соответствии с ранее действовавшим федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ» данное требование не распространялось на кандидата, который на день голосования на выборах соответствующего органа государственной власти субъекта РФ являлся лицом, имеющим воинское звание высшего офицера или специальное звание высшего начальствующего состава либо соответствующий им классный чин юстиции.
Федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации РФ закреплено аналогичное исключение из ценза оседлости для лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, имеющих классный чин, соответствующий воинскому званию генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала.
Кроме того, данный ценз оседлости не будет применяться и к лицам, в совокупности в течение пяти лет, предшествующих выдвижению в кандидаты в сенаторы, проходивших службу в войсках национальной гвардии РФ на территории соответствующего субъекта РФ.
В ранее действовавшем федеральном законе этот вид службы не упоминался. Также федеральный закон о порядке формирования Совета Федерации РФ расширяет круг лиц, которых глава субъекта РФ, избираемый законодательным (представительным) органом субъекта РФ, может назначить сенатором – представителем субъекта РФ. Далее хотелось бы проанализировать новеллы о вхождении в состав Совета Федерации президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки .
Согласно ст. 6 федерального закона о порядке формирования Совета Федерации РФ президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, принявший решение об осуществлении полномочий сенатора РФ, подает в Совет Федерации письменное заявление. Оно может быть подано однократно и не позднее, чем через три месяца со дня прекращения исполнения полномочий. В соответствии с ч. 3 ст. 11 осуществление полномочий сенатора начинается с момента поступления в Совет Федерации заявления от президента, прекратившего исполнение полномочий.
Возникает вопрос: утрачивает ли лицо, избранное президентом РФ и находившееся в данной должности один срок, прекратившее исполнение полномочий и затем воспользовавшееся правом стать сенатором Совета Федерации, пропустившее срок президентства, а затем снова ставшее президентом РФ, право стать сенатором РФ?
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г., 4 июля 2020 г.) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря (№ 237)
2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 11
3. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 05.04.2020) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 21.
4. Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ (в ред. от 03.07.2020) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. – 2000. - № 336. - Ст. 3236.
5. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 10.02.2019) // СПС Консультант Плюс.
Книги (учебники, учебные пособия, монографии, сборники)
6. Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие : в 2 т. Т. I. / С. А. Авакьян. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Норма: ИНФРА-М, 2019. – 864 с.
7. Безруков, А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп / А.В. Безруков. - Москва: Юстицинформ, 2019. 155 с.
8. Бутусова, Н. В. Государственно-правовые отношения между государством и личностью : монография / Н. В. Бутусова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. 165 с.
9. Козлова, Е. И., Кутафин, О. Е. Конституционное право России [учебник] / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – 5-е изд., испр. и доп – Москва: Кнорус, 2019. – 833 с.
10. Комкова, Г.Н. Конституционное право: учебник для среднего профессионального образования / Г.Н. Комкова, Е.В. Колесников, М.А. Липчанская. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 369 с.
11. Садовникова, Г.Д. Комментарий к Конституции РФ постатейный / Г.Д. Садовникова — Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 194 с.
12. Карпов, А.В. Конституционное (государственное) право России / Учебное пособие / А.В. Карпов - Москва: Зерцало, 2019. –325 с.
Статьи из периодической печати и сборников, главы из учебников
13. Гранкин И.В. Регламентное регулирование деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации / И.В. Гранкин // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. -№ 1. -С. 20-22.
14. Дайзиева, П. И. Законотворчество в правовом государстве / П.И. Дайзиева // Закон и право. — 2019. — № 5. — С. 61–63.
15. Мокосеева, М. А. Концепция «молчаливой» трансформации конституционных правовых норм без внесения изменений, дополнений и поправок в них посредством толкования и применения правовых позиций / М.А. Мокосеева // Правовое государство: теория и практика. — 2018. — № 2 (52). — С. 86–93.
16. Слободчикова, С. Н. Ценз безупречной репутации: содержательное наполнение и особенности отражения в отечественной конституционно-правовой модели свободных выборов / С. Н. Слободчикова // Избирательное право. – 2020. – № 1. – С. 6-10.