Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня современная медицина и психология далеко продвинулись в понимании особенностей функционирования психики человека. Особенно это касается нездоровой психики.
Однако, не смотря на большой объем собранных данных и тысячи страниц исследований сегодня у специалистов нет единого понимания особенностей работы и продвижения психики человека.
Цель исследования – выявить особенности нарушения познавательной деятельности при лобном синдроме.
Объект исследования – лобный синдром.
Предмет исследования – нарушение познавательной деятельности при лобном синдроме.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. Дать определение лобному синдрому.
3. Выявить особенности нарушения работы психики.
4. Выявить особенности нарушения работы психики человека при лунном свете.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Теоретические аспекты проблемы
1.1. Понятие о лобном синдроме
Лобный синдром — это клинический симптомокомплекс, возникающий преимущественно при двустороннем поражении лобных долей головного мозга. Составляющими синдрома являются расстройства праксиса, эмоционально-волевой сферы, поведения, возможны нарушения речи, позы и ходьбы. Диагностируется по клиническим данным, верификация нозологии проводится при помощи церебральной нейровизуализации (КТ, МРТ), исследования мозгового кровообращения. Лечебная тактика при лобном симптомокомплексе определяется этиологией поражения, может включать медикаментозную терапию (назначение сосудистых, нейропротекторных, психотропных препаратов), нейрохирургическое лечение (удаление опухоли, гематомы) с последующей реабилитацией [2].
Активное изучение лобных (фронтальных) отделов мозга началось в 70-е годы XIX века. Исследователи данной области столкнулись с целым рядом противоречий. Оказалось, что «выключение» лобных долей не сопровождается грубым расстройством двигательной, сенсорной, рефлекторной сферы, что привело некоторых учёных к выводу об отсутствии определённой функциональной значимости данных церебральных структур. Последующее изучение вопроса выявило существенные изменения поведения, психоэмоциональной сферы при поражении фронтальных зон коры, что позволило отнести последние к аппарату, ответственному за реализацию высших психических функций. Подтверждением данного утверждения является значительное развитие фронтальных отделов человеческого мозга в сравнении с мозгом животных.
Укажем причины лобного синдрома [6].
Фронтальные зоны мозга считаются наиболее молодыми и менее дифференцированными церебральными отделами с высокой взаимозаменяемостью составляющих, поэтому выраженный лобный синдром наблюдается лишь при обширном двустороннем поражении. Причиной патологических изменений становятся:
Черепно-мозговые травмы. Повреждения фронтальных зон при ЧМТ встречаются достаточно часто, являются следствием удара лбом или противоудара при травме затылка. Посттравматические внутримозговые гематомы обуславливает компрессию церебральных тканей, эпи- и субдуральные гематомы — сдавление коры. Непосредственное повреждение нейронов и межнейрональных связей происходит приушибе головного мозга.
Инсульты. Кровоснабжение лобных долей осуществляется передними и средними мозговыми артериями. Нарушение прохождения крови по указанным сосудам или их ветвям вызывает развитие ишемического инсульта — нейроны гибнут вследствие острой гипоксии. При разрыве сосудов данного бассейна возникает геморрагический инсульт с кровоизлиянием в мозговые ткани.
Сосудистые аномалии. Артерио-венозные мальформации опасны локальным расширением сосуда, истончением и прорывом его стенки. Излившаяся в результате разрыва кровь организуется в гематому. По мере увеличения последней происходит сдавление и гибель нейронов, обуславливающая лобный синдром.
Опухоли. Прорастая лобные ткани, церебральные новообразования вызывают их разрушение и/или компрессию. Постепенно утрачивается функция фронтальных нейронов. Клинически лобный симптомокомплекс проявляется при большом размере опухоли, её распространении на противоположную долю.
Дегенеративные заболевания. Прогрессирующие атрофические процессы с поражением фронтальных отделов отмечаются при болезни Пика, лобно-височной деменции, кортикобазальной дегенерации. Нарушение лобных функций возникает вследствие дегенеративных изменений и последующего апоптоза нервных клеток, их замещения глиальными и соединительнотканными элементами [3].
Укажем особенности патогенеза [4].
Лобные отделы выполняют интегративные и регуляторные функции, обеспечивающие сложные поведенческие реакции, программирование и реализацию последовательности действий. Поражение структур лобных долей, их связей с другими церебральными отделами приводит к распаду осознанной активной деятельности — идеаторной апраксии. Сложные действия заменяются более простыми, привычными, автоматизированными, бесконтрольно повторяющимися. Утрачивается способность оценить результат действия, отсутствует мотивация.
Растормаживаются побочные действия, отсутствует целенаправленность поведения. Импульсивность реакций, нарушение контроля обуславливают асоциальное поведение. Поражение заднелобных отделов доминантного полушария приводит к возникновениюдинамической афазии, центра Брока — к развитию эфферентной моторной афазии. Обширное поражение лобных долей сопровождается нарушением корковой координации тонуса скелетных мышц, что приводит к потере согласованности мышечных сокращений, необходимых для поддержания позы и движений.
Укажем основные классификации [5].
Лобная доля включает несколько различных по своему функциональному назначению зон. От локализации поражения зависит преобладание того или иного лобного симптомокомплекса. Данный критерий лёг в основу используемой в клинической неврологии классификации, согласно которой лобный синдром подразделяется на:
Апраксический. Определяется при поражении премоторной коры. В клинической картине преобладают расстройства организации сложных движений и действий, вторично возникают нарушения артикуляции (дизартрия), акалькулия.
Апатико-абулический. Наблюдается при патологии конвекситальных зон префронтальной области. В клинике доминируют безынициативность, апатия, безволие (абулия). Характерно отсутствие интересов, желаний, неспособность инициировать какое-либо действие, направленное на удовлетворение элементарных потребностей.
Синдром психической расторможенности. Развивается при патологических процессах в медиобазальных отделах лобной доли. Типично расторможенное поведение без учёта социально-этических норм, логорея, беспечность, дурашливость, иногда — агрессивность.
Симптомы лобного синдрома [2].
Лёгкая степень поражения проявляется в снижении интересов больного, его невнимательности, бездеятельности. Изолированный лобный синдром не сопровождается парезами, чувствительными расстройствами. Привычные простые действия полностью сохранны, затруднения возникают при необходимости выполнить сложное многокомпонентное действие, заданную последовательность движений. Целенаправленная деятельность прерывается побочными импульсивными поступками. Например, видя кнопку звонка, пациент неосознанно нажимает её, реализуя привычное движение под влиянием сиюминутного импульса. Подобным образом при варке супа больной может положить в кастрюлю любой попавшийся под руку несъедобный предмет.
Характерно «застревание» (персеверация) на выполнении определённого действия: повторение вопроса, чтение одной и той же фразы, многократное сжимание поданной руки и т. п. Наиболее демонстративны персеверации при попытке нарисовать ряд геометрических фигур по образцу. Первые 2-3 фигуры могут быть отображены правильно, затем идёт повторение последней фигуры. При более грубых нарушениях попытка нарисовать круг приводит к многократному повторению действия с утратой способности его самостоятельного прекращения.
При значительных по объёму патологических процессах лобный синдром протекает с астазией — нарушением способности удерживать определённую позу тела (стоять, сидеть), абазией — невозможностью ходить. При этом в положении лёжа движения сохранены в полном объёме. Нередко наблюдается растормаживание оральных автоматизмов, приводящее к появлению постоянных причмокиваний, вытягиваний губ трубочкой. Отмечается хватательный рефлекс: больной
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов А.Г., Цветков А.В. О роли символа в формировании саморегуляции психической деятельности у младших школьников с трудностями развития психики // Педагогические науки. 2004. № 6. С. 144—154.
2. Зейгарник Б.В. Патопсихология 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016 – 368 с.
3. Ланцев А.С. Особенности мышления при локальных поражениях мозга / А.С. Ланцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 645-649. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35815/ (дата обращения: 05.05.2021).
4. Лурия А.Р. Варианты «лобного синдрома» (к постановке проблемы) // Под общ. ред. Е.Д. Хомской, А.Р. Лурия. М.: Наука, 1982..
5. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга // 3-е изд. – М.: Академический проспект, 2000. – 512 с..
6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии // М.: Академия, 2006..
7. Лурия А.Р. Язык и сознание // Под редакцией Е.Д. Хомской. Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с..
8. Нагорская И.А. Нейропсихологические синдромы у детей и подростков, страдающих фармакорезистентными формами фокальной симптоматической эпилепсией. – Диссертация на соискание ученой степени – кандидата психологических наук – М.: МГУ, 2014 – Электронный документ – http://psy.msu.ru/science/autoref/nagorskaya/nagorskaya_diss.pdf (точка доступа 05.05.2021)
9. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.
10. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.
11. Скворцов А.А. Нарушения программирования, регуляции и контроля мышления при поражении префронтальных отделов мозга // диссертация, Москва, 2008.
12. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Учебник. Изд 4-е испр. и доп. – СПб.: Питер, 2021 – 496 с.
13. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. 4-е изд., испр. и доп. М., 2002.
14. Цветкова Л.С., Котягина С.Н. Особенности формирования психической деятельности у детей с резидуальной энцефалопатией: нейропсихологическое исследование // Сб. материалов II Междунар. конф. «А.Р. Лурия и психология XXI века» / Под ред. Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман. М., 2002. С. 149.
15. Цветкова Л.С., Цветков А.В. Нейропсихологические синдромы несформированности высших психических функций у младших школьников с отклонениями в развитии психики // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neyropsihologicheskie-sindromy-nesformirovannosti-vysshih-psihicheskih-funktsiy-u-mladshih-shkolnikov-s-otkloneniyami-v-razvitii (дата обращения: 05.05.2021).
16. Engle Jennifer A, Smith Mary Lou. Attention and material-specific memory in children with lateralized epilepsy. // Neuropsychologia. 2010. –– Jan. Vol. 48, no. 1. Pp. 38–42.
17. Everts Regula, Harvey A. Simon, Lillywhite Leasha at al. Language lateralization correlates with verbal memory performance in children with focal epilepsy. // Epilepsia. 2010. –– Apr. Vol. 51, no. 4. Pp. 627–638.
18. Patrikelis Panayiotis, Angelakis Efthymios, Gatzonis Stylianos. Neurocognitive and behavioral functioning in frontal lobe epilepsy: a review. // Epilepsy Behav. 2009. –– Jan. Vol. 14, no. 1. Pp. 19–26.