Фрагмент для ознакомления
2
Туризм – отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах.
Туризм играет большую роль в экономике любой страны. Экономику туриндустрии можно определить, как дисциплину, которая изучает и анализирует экономические отношения, развивающиеся в процессе производства и потребления туристских продуктов и услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей и желаний путешественников.
Экономика туризма изучает поведение людей, которые производят, распределяют, обменивают и потребляют туристский продукт на всех уровнях данной сферы хозяйства с целью удовлетворения потребностей значительной части населения в туристских услугах.
К экономическим функциям туризма, в первую очередь относятся экономические выгоды, которые он предоставляет. Да, туризм стимулирует развитие элементов инфраструктуры – гостиниц, ресторанов, предприятий торговли и тому подобное. Он предопределяет увеличение доходной части бюджета за счет налогов, которые могут быть прямыми или непрямыми. Кроме этого, как отмечалось выше, туризм имеет широкие возможности для привлечения иностранной валюты и разного рода инвестиций. Не менее важной экономической функцией туризма является диверсификации экономики, образовывая отрасли, которые обслуживают индустрию туризма, обеспечивает рост доходов населения и повышения уровня благосостояния нации.
Также влияние туризма на экономическое развитие оказывается в повышении деловой активности и расширении производства товаров и услуг в результате увеличения платежеспособного спроса за счет иностранных и местных экскурсантов. С экономической точки зрения привлекательность туризма как отрасли, что предоставляет услуги, заключается в более быстрой окупаемости вложенных средств и получении дохода в свободно конвертированной валюте. Во многих странах туризм входит в первую тройку ведущих отраслей государства, развивается быстрыми темпами и играет важное социальное и экономическое значение.
Таблица 1
Социальное и экономическое значение Актуальные вопросы экономики туризма
увеличивает местные доходы; объективные факторы, порождающие потребности людей в туристских услугах;
создает новые рабочие места; содержание и характер потребностей людей в туристских услугах, а также классификация этих потребностей по различным критериям;
развивает все отрасли, связанные с производством туристических услуг; экономическое поведение людей, потребляющих туристский продукт, и их (туристов) интересы;
развивает социальную и производственную инфраструктуры в туристических центрах; экономические особенности процессов производства туристского продукта, анализ туристской индустрии и трудового потенциала сферы туризма;
активизирует деятельность народных промыслов и развитие культуры и способствует им; экономические особенности процессов формирования, обмена и реализации туристского продукта в условиях современного, как внутреннего, так и внешнего, рынка;
обеспечивает рост уровня жизни местного населения; специфика экономического и финансового механизмов функционирования туризма как на уровне предприятия, так и на уровне отрасли;
увеличивает валютные поступления. экономическая и социальная эффективность туризма как на микроуровне, так и на макроуровне
Экономика туризма также имеет два уровня:
• экономика туризма как межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры;
• экономика хозяйствующего субъекта (туристского предприятия, фирмы).
Предметом экономики туризма являются экономические отношения, которые возникают и развиваются в сфере туризма в процессе производства, распределения и потребления туристских продуктов и услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей потребителя.
Экономика туризма представляет собой научную дисциплину, которая исследует отраслевые аспекты экономических отношений в этой сфере деятельности, а также процессы и явления, происходящие в период производства, формирования, обмена и потребления туристских продуктов и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Различия в целях путешествий и способах их организации привели к появлению разных по функциям предприятий и к специализации туристских учреждений, учитывающих в программах обслуживания особенности видов туризма, способы организации путешествий, возрастные, профессиональные и др. особенности клиентуры.
Схема 1
Структура индустрии туризма
Во многих странах мира туризм является одной из наиболее приоритетных отраслей, взнос в валовой национальный доход которых составляет 20-45%, а поступление от иностранного туризма является основным источником получения валюты. Следовательно, отрасль туризма не только приносит значительную часть прибыли в бюджет туристических-развитых государств, но и является чрезвычайно перспективной и несомненно может стать одним из главных источников поступлений в госбюджет других стран.
Экономика связана с извлечением оптимальной выгоды от использования ограниченных ресурсов. Экономические факторы, которые, как правило, ограничены, призваны удовлетворять психологические и физические потребности человека.
Экономика туристской фирмы – это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов, полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг.
Таким образом, можно сделать вывод, что туризм оказывает положительное влияние на другие отрасли народного хозяйства, стимулирует экономическое развитие территории, увеличивает занятость местного населения, с экономической точки зрения. Туризм является самым экологический чистым видом природопользования.
Но позитивное влияние туризма на экономику государства происходит только в том случае, если он развивается со всех сторон, то есть не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предусматривает, что он в государстве должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса.
1.2. Значение развития инфраструктуры туризма
Под инфраструктурой туризма и гостеприимства понимается совокупность общих условий производства туристского продукта. При раскрытии содержания понятия «общие условия производства» – мнения специалистов расходятся. Одни подразумевают виды деятельности или объекты, обеспечивающие основной технологический процесс, другие — весь технологический процесс, третьи – технологический процесс плюс управленческие воздействия, необходимые для формирования туристского продукта и менно последнее мнение наиболее корреспондирует сложным содержанием понятия «туристский продукт». Параллельно инфраструктура туризма и гостеприимства представляется соответствующими организационно-правовыми формами организаций.
Инфраструктура выступает как обязательная составляющая часть социально-экономической системы «туризм и гостеприимство». Для своевременного качественного и полного удовлетворения потребностей населения в туризме необходимы прогрессивные технологии и эффективное управление инфраструктурой, ориентированное на высокие конечные результаты.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Кормишова А.В. Подходы к определению содержания понятия «инфраструктура туризма» // Academy. ‒ 2017. ‒ №2(17).
2. Кормишова А.В. Формирование инфраструктурного обеспечения развития туризма в российских регионах // Современные инновации. ‒ 2017. ‒ №2(16).
3. Захаров К.С. Оптимизация источников финансирования туристской инфраструктуры // Kant. ‒ 2019. ‒ №2(31).
4. Воробьева Е.А. Анализ туристической инфраструктуры российской федерации (на примере оценок жителей города Екатеринбурга) [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/46787/1/klo_2017_037.pdf (дата обращения: 24.03.2021).
5. Ассоциация туроператоров [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.atorus.ru (дата обращения: 24.03.2021).
6. Инфраструктура туризма в регионах России [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://tourlib.net/statti_tourism/salamova.htm (дата обращения: 24.03.2021).
7. Морозов М.А. Экономика туризма: учебное пособие. – М.: ИТиГ, 1998.
8. Ушаков Д.С. Стратегическое планирование в туризме: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
9. Боголюбов В.С. Экономика туризма. – СПб.: Академия, 2006.
10. Воловода О.В. Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление. – М., 2001.
11. Менеджмент туризма: туризм и отраслевые системы: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001.
12. Журнал "Мировые цивилизации" Scientific journal "World civilizations" 2019, №1, Том 4 2019, Издательство «Мир науки» \ Publishing company «World of science» http://izd-mn.com
13. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года – Екатеринбург, Министерство экономики Свердловской области, 2014. 14-15 с.