Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. История борьбы мирового сообщества с эпидемией ВИЧ/ СПИД продолжается, включая все новые факты и их объяснения. Эта борьба ведется на разных уровнях — национальном, региональном, глобальном, и на протяжении уже почти трех десятилетий ее возглавляют такие структуры, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИД (UNAIDS, ЮНЭЙДС). Их разнонаправленная и разнообразная деятельность требует осмысления, поскольку многое из того, что сделано, остается невидимым для широкой аудитории. На поверхности находятся преимущественно многочисленные документы — информационные и стратегические материалы, которые продуцируются специальными службами ВОЗ и ЮНЭЙДС, исполняющими функцию информационных машин. Ввиду изобилия издаваемых материалов возникает периодическая необходимость в осмыслении их содержания, как если бы это был один-единственный текст. На создание данного текста на протяжении всего этого времени влияют разнообразные исторические события, в том числе, пандемия COVID-19.
Вышеизложенное обусловило актуальность выбранной темы.
Целью исследования является изучение социальной поддержки ВИЧ-инфицированных лиц.
Проблема исследования – социальная защита и противодействие дискриминации ВИЧ-инфицированных лиц.
Объектом исследования являются ВИЧ-инфицированные лица, предметом – особенности социальной поддержки данных лиц.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
рассмотреть историю социальной политики, направленной на профилактику и борьбу с ВИЧ-инфекцией;
охарактеризовать социальную поддержку ВИЧ-инфицированных граждан РФ;
изложить пути совершенствования социальной защиты ВИЧ-инфицированных детей.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключена в предложении актуальных на современном этапе тенденций и направлений совершенствования механизма социальной защиты ВИЧ-инфицированных лиц.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1 История социальной политики, направленной на профилактику и борьбу с ВИЧ-инфекцией
1.1 Специальная программа ВОЗ по СПИДу 1987 г.
В мае 1986 года 39-я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения в своей резолюции WHA39.29 предложила генеральному директору ВОЗ Хальфдану Малеру исследовать способы укрепления сотрудничества ВОЗ с государствами — членами в борьбе со СПИДом, изыскивать дополнительные средства из внебюджетных источников для этой цели и доложить о ходе работы на 40-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения. В январе 1987 года на своей 79-й сессии Исполнительный комитет ВОЗ одобрил отношение ВОЗ к этой глобальной проблеме здравоохранения как проблеме первоочередной важности, и 1 февраля генеральный директор утвердил Специальную программу ВОЗ по СПИДу. Во время январской сессии Исполнительного комитета он представил доклад о ВИЧ/СПИД и мероприятиях ВОЗ по профилактике и борьбе с ним. В течение последующих полутора месяцев текст доклада Малера и созданный на его основе текст Специальной программы, по-видимому, постоянно редактировались, в особенности в части статистических данных, которые свидетельствовали о стремительном росте числа случаев СПИДа по всему миру.
Будучи крупным специалистом в области борьбы с туберкулезом, Малер на протяжении периода руководства ВОЗ (1973–1988) систематически уделял внимание вопросам профилактики различных инфекций, однако, как было ясно по тону Специальной программы, реакция ВОЗ на распространение эпидемии СПИДа была запоздалой.
Предлагаемый в тексте Специальной программы в качестве приложения обзор истории распространения эпидемии охватывал период 50 месяцев. Сообщалось, что в декабре 1982 года ВОЗ получила информацию из 16 стран о 711 случаях СПИДа. К 19 февраля 1987 года о 40 770 случаях сообщалось уже из 91 страны. Приведенная в приложении табличка свидетельствовала о том, что хуже всего ситуация развивалась в Западном полушарии, где на обоих континентах число заболевших составило 33 145 человек. В Европе заболевших было 4542, в Африке—2576, в Океании и Азии в совокупности оно едва перешагнуло за полтысячи. В Специальной программе подчеркивалось, что «число зарегистрированных случаев выросло драматично» . Менее через месяц эти цифры опять обновились. 27 марта 1987 года в своем докладе, приуроченном к 40-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения, генеральный директор ВОЗ сообщил, что общее количество заболевших на эту дату составило уже 45 597 человек, причем в обеих Америках—36 782, в Европе—4732, в Африке—3531, но в Азии и Океании—практически без изменений . Стремительный рост числа случаев СПИДа служил основанием для пессимистических прогнозов на будущее. В тексте Специальной программы было высказано предположение, что в период с 1987 по 1991 год число заболевших СПИДом достигнет порядка 500 тысяч—3 млн человек, а общее количество носителей ВИЧ достигнет порядка 50–100 млн человек .
Формулируя первую в своей истории борьбы с эпидемией ВИЧ/ СПИД стратегию, ВОЗ предложила понимать ее как «беспрецедентную и согласованную глобальную реакцию». Данная реакция, согласно докладу Малера, должна была учитывать четыре аспекта: размах эпидемии; ее неблагоприятные последствия для здоровья отдельных лиц, семьи и общества и для достижения целей здравоохранения, поставленных в развивающемся мире; социальные последствия, в особенности для людей от 20 до 40 лет, а также для здоровья женщин и новорожденных; и, наконец, существующие проблемы профилактики и борьбы.
Борьба с ВИЧ на международном и национальном уровнях потребует долгосрочных усилий и последовательности. Поскольку не существует ни вакцины, ни терапевтических мер для широких слоев населения и они не будут получены в течение нескольких последующих лет, ключом к предотвращению дальнейшего распространения инфекции станет санитарное просвещение .
1.2 Глобальная программа ВОЗ по СПИДу 1988 г.
Вслед за принятием Специальной программы ВОЗ по СПИДу организация приняла решение о принятии Глобальной программы ВОЗ. Ее директором был назначен доктор Джонатан Манн (1947– 1998), выпускник Гарвардской медицинской школы, сделавший головокружительную карьеру в структурах ВОЗ. Манну удалось убедить тогдашнего генерального директора Малера, что уже принятых мер недостаточно, а используемые подходы для прекращения эпидемии во многом являются неэффективными, поскольку власти и общественность ассоциируют болезнь в основном с маргинальными группами — гомосексуалами и потребителями инъекционных наркотиков. В Африке же, утверждал Манн, СПИД передается в основном посредством гетеросексуальных контактов, а это значит, что СПИД обладает огромным потенциалом для превращения в пандемию. Манн быстро убедил Малера рассматривать СПИД как социальное заболевание, которому свойственно распространяться в условиях бедности, миграций населения из сельской местности в города, эксплуатации, насилия и неравенства между полами. Ключевая мысль Манна состояла в том, что эффективная борьба против СПИДа возможна только в комплексе с борьбой за права человека .
27–28 апреля 1988 года во время очередной конференции ВОЗ в Женеве, на которой собрались 94 участника, представляющие страны-члены, структуры ООН и неправительственные организации, доктор Малер представил разработанную Манном Глобальную программу ВОЗ по СПИДу. Она включала обзор самой программы, сведения о задачах и деятельности специального созданного Управляющего комитета программы, информацию о взаимодействии Глобальной программы с национальными программами и системой ООН, а также о расходовании средств. Проведение конференции свидетельствовало о возникновении широкого фронта борьбы против эпидемии, в которую были вовлечены не только национальные правительственные учреждения, но и общественность. Борьба против СПИДа выводилась сразу на три уровня—глобальный, региональный и страновой. При этом было заявлено о необходимости разработки базовых принципов, призванных обеспечить скоординированное применение глобальных и национальных механизмов борьбы против эпидемии . В целом проведение апрельской конференции было нацелено на окончательное преодоление хаоса, до самого недавнего времени преобладавшего в разрозненных рядах участников борьбы против эпидемии.
В выступлении доктора Манна основное внимание было уделено вопросу о превращении Глобальной программы ВОЗ в «структурную рамку», призванную обеспечить согласованность действий всех стран на национальном и глобальном уровнях. Для этого он также предложил собственную трактовку истории СПИДа, включающую четыре периода. Первый период характеризовался скрытым распространением ВИЧ, в результате чего он проник на все пять заселенных континентов. Он охватил 1970-е годы и завершился в 1981 году, когда в США был описан первый случай СПИДа. Второй период продолжался до апреля 1985 года, когда во время I Международной конференции по СПИДу в Атланте было признано, что болезнь имеет пандемический характер. Третий период, продолжавшийся с 1985 по 1987 год, был отмечен утверждением руководящей и координирующей роли ВОЗ, которая взялась объединить разрозненные усилия правительств и неправительственных организаций и разработала первую глобальную стратегию борьбы со СПИДом. Принятие ВОЗ глобальных координирующих полномочий, согласно Манну, означало также, что этим признается, что СПИД является не только медицинской, но и политической, экономической, социальной и культурной проблемой; что для осуществления стратегии ВОЗ решающее значение имеет обмен информацией на международном уровне; что без защиты прав инфицированных никакие попытки взять под контроль СПИД на национальном и международном уровнях не будут успешными. Четвертый период начался с дискуссии о СПИДе во время заседания Генеральной Ассамблеи ООН 20 октября 1987 года и Всемирного саммита министров здравоохранения в Лондоне 26–28 января 1988 года. Как заметил директор Глобальной программы, на протяжении этого периода будут усиливаться проблемы, обусловленные сложностью природы самого заболевания, а также отсутствием среднесрочного и долгосрочного понимания со стороны международного сообщества в отношении того, как противостоять эпидемии в будущем. В этих условиях ВОЗ должна будет усилить свою проактивную деятельность в области обмена значимой информацией, достижения международного консенсуса по чувствительным политическим проблемам, в поддержке научных исследований по ВИЧ/СПИД и в обеспечении первичной санитарно-медицинской помощи .
13 июня 1988 года в ходе IV Международной конференции по СПИДу в Стокгольме исполнительный помощник директора Глобальной программы Кэтлин Кей представила доклад своего шефа, который был посвящен преодолению дискриминации в рамках кампании против СПИДа. По итогам доклада участниками конференции была принята резолюция «СПИД: об избегании дискриминации в отношении людей, инфицированных ВИЧ, и людей со СПИДом». В рамках доклада были выделены три критически значимых элемента, образующих общий дизайн программы по профилактике ВИЧ-инфекции. Во-первых, в профилактике ВИЧ особенно важны информирование и образование населения, поскольку передача инфекции может быть остановлена информированным и ответственным поведением. Во-вторых, каждая личность, как инфицированная, так и неинфицированная, должна сознавать собственную ответственность за себя и других в плане возможного
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о по-правках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание зако-нодательства Российской Федерации, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации: закон РФ от 30. 11. 1994 [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
3. Федеральный закон от 30.03.1995 г. № 38-ФЗ «О предупрежде-нии распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Рос-сийской Федерации «Социальная поддержка граждан».
5. Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2013 г. № 175 (ред. от 31.12.2014 г.) «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы».
6. Кафеева Э.И. Оказание юридической помощи ВИЧ-инфицированным пациентам и членам их семей: опыт Челябинской области /Кафеева Э.И., Радзиховская М.В., Брылина Н.Ю. //Актуальные вопросы ВИЧ-инфекции: матер. международной научно-практич. конф. - СПб: Че-ловек и его здоровье, 2019. - С. 275-276.
7. Крюкова А.А. СПИД-диссидентство: выбор, заблуждение или преступление? / А.А. Крюкова // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методич. сб. - 2016. - Вып. 8: Семья и проблемы ВИЧ-инфекции: профилактика и социальное обслуживание. - С.110-115.
8. Declaration of Commitment on HIV/AIDS. United Nations General Assembly Special Session on HIV/AIDS 25–27 June 2001. N.Y.: United Na-tions, 2001.
9. Fee E., Parry M. Jonathan Mann, HIV/AIDS, and Human Rights//Journal of Public Health Policy. 2008. Vol. 20. № 1. P. 63–66.
10. Getting to Zero. 2011–2015 Strategy. Joint United Nations Pro-gramme on HIV/ AIDS (UNAIDS). Geneva: UNAIDS, 2010. P. 9–11, 29.
11. Global Programme on AIDS: Report of the Fifth Meeting of Partici-pating Parties. 27–28 April 1988. Geneva: WHO, 1988. P. 1.
12. Global Programme on AIDS. P. 2.
13. HIV and AIDS estimates, 2013 [website]. Geneva: UNAIDS (http://www.unaids.org/en/ regionscountries/countries/india, accessed 25.04.2021).
14. HO, 1987. P. 50. 5. S
15. Mann J. M., Chin J. AIDS: A Global Perspective //New England Journal of Medicine. 1988. Vol. 319. № 5. P. 302–303.
16. Political Declaration on HIV and AIDS. P. 7.
17. Special Programme on AIDS. Annex I. P. I–2.
18. WHO Special Programme on AIDS. A40/5. 27 March 1987. Report by the Director-General// Fortieth World Health Assembly. 4–15 May 1987. Resolutions and Decisions. Annexes. Geneva: WHO, 1987. P. 50.
19. WHO Special Programme on AIDS. P. 4.
20. 90-90-90. An Ambitious Treatment Target to Help End the AIDS Epidemic. Geneva: UNAIDS, 2014.