Фрагмент для ознакомления
2
Младший школьник постоянно стремится к игровой деятельности, так как именно она предполагает наличие ситуаций, требующих от него проявления индивидуальных качеств, находчивости и сообразительности.
По мнению Р. П. Маслевской и В. Н. Клепикова, ценностно-смысловая сфера младших школьников является эмоционально-образной, то есть она характеризуется яркостью и искренностью эмоциональных восприятий, непосредственностью, слабым уровнем рефлексивной активности и ценносто-смысловой аморфностью.
Заполнение ценностно-смысловой сферы в данном возрасте происходит с помощью героев из сказок, мифов, басен и других литературных произведений, то есть формируются ценностно-смысловые установки через персонализацию конкретных образов [13]. При этом даже точные предметы осваиваются с помощью художественных образов. Младшие школьники, знакомясь с литературным героем, через призму его переживаний узнают свои чувства, мысли, отношение, формируют свои ценностно-смысловые установки. Поэтому многообразие художественных образов формирует разнообразие детских чувств и состояний. Яркость и глубина испытываемых эмоций влияет на глубину и устойчивость впечатлений, а, значит, формирует ценностно-смысловые установки.
Таким образом, формирование ценностно-смысловых установок младших школьников в большей степени происходит на основе наиболее общих и ярких впечатлений, полученных при общении с учителем, сверстниками и героями литературных произведений.
Младшие школьники безгранично доверяют взрослым людям, учителям, подчиняются и подражают им. Авторитет взрослого человека, его оценка действий младшего школьника является безоговорочной. Поэтому при формировании ценностно-смысловых установок младших школьников большую роль играет личность преподавателя [14]. Учитель – образец поведения и человечности, в какой-то мере тот же герой, с которым они сталкиваются при восприятии художественных произведений. Кроме того, организуя нравственное просвещение младших школьников, учитель проводит работу по изучению реальных знаний детей, выявляет возможные проблемы и ошибки в сложившихся представлениях [36].
В ходе выявления чувств и эмоций ребенка, его индивидуальных оценочных позиций появляется возможность развития и корректировки ценностно-смысловых установок.
Глава 2 Анализ методической литературы по теме исследования
2.1 Методы и средства развития ценностно-смысловых установок у младших школьников
Целью педагогической работы по формированию ценностно-смысловых установок младшего школьника является помощь педагога обучающимся в самостоятельном обнаружении личностных смыслов нравственного поведения или целенаправленная и упорядоченная организация стихийного процесса формирования ценностно-смысловой сферы младшего школьника [34].
В педагогической литературе можно встретить большое количество методов и приемов духовно-нравственного воспитания и личностного развития учащихся начальной школы. Однако не все они направлены на формирование ценностно-смысловых установок младших школьников.
Традиционными методами нравственного воспитания являются методы воздействия, которые можно разделить на две большие группы по результатам воздействия.
К первой группе относятся методы влияния, которые создают нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи; ко второй – методы влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения [21].
В рамках исследуемой темы нас больше интересует первая группа методов. Одним из традиционных методов, подходящим для формирования ценностно-смысловых установок младших школьников, выступает метод убеждения, который развивает у учащихся начальной школы смыслообразующие мотивы. Любые знания о ценностях и смыслах младшие школьники воспринимают через призму безусловного авторитета преподавателя, являющегося непосредственным воплощением образов добра, истины, красоты [18].
Задача педагога на уроках и во внеурочное время – убедить обучающихся обнаруживать ценностное отношение там, где его сначала было незаметно – в ежедневном общении, в учебе, в работе, в утилитарных интересах [7].
Следующим традиционным методом формирования ценностно-смысловых установок младших школьников является разъяснение.
Разъяснение как метод эмоционально-словесного воздействия ориентирован на определенную группу обучающихся или на конкретного ученика, поэтому требует от педагога знания особенностей личностного развития каждого учащегося. В процессе формирования ценностно-смысловых установок учитель при помощи разъяснения художественных образов формирует у младших школьников чувство причастности к родной стране, школе, семье, друзьям, к природе, тем самым, актуализируя и соответствующие ценности [11].
На практике разъяснение как метод воздействия основывается на внушении, для которого характерно безоговорочное восприятие младшими школьниками педагогического воздействия. Внушение подсознательно влияет на психику учащихся, формируя у них ценностно-смысловые установки. Внушение является вспомогательным методом и используется для повышения эффективности воздействия других методов формирования ценностно-смысловых установок младших школьников [21].
Еще один традиционный метод воздействия, который может использоваться для формирования ценностно-смысловых установок младших школьников, - это этическая беседа. Данный метод основывается на субъект-субъектных отношениях между учителем и учеником: в процессе обсуждения нравственных проблем педагог помогает обучающимся высказать свое мнение, внимательно выслушивает их точки зрения, ориентируется во время беседы на принципы сотрудничества, равноправия и взаимодействия [33].
Любую информацию во время этической беседы педагог преломляет через личность младшего школьника, побуждая его к выражению эмоций и личностной оценке различных явлений [25].
Предметом этической беседы является, как правило, нравственная проблема. Учитель выстраивает проблемное обсуждение таким образом, чтобы обучающиеся сами находили ответы на поставленные вопросы, и не допускает одностороннего анализа со своей стороны [19]. Чтобы знания о ценностях приобрели для школьников личностный смысл, педагог ставит перед детьми такие задачи, как узнать, исследовать, открыть, выразить свою точку зрения, спасти сказочного героя и т.д.
Достаточно эффективным методом формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения является создание воспитательных или педагогических ситуаций как комплекса условий, которые помогают достичь наиболее эффективного результата в развитии личности младшего школьника [21].
В этих ситуациях учащиеся оказываются в условиях необходимости решить нравственную или иную проблему, а педагог при этом исполняет роль проектировщика. В процессе включения в педагогические ситуации у младших школьников формируются определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые являются основой для формирования ценностно-смысловых установок.
2.3 Анализ УМК по литературному чтению в аспекте их возможностей для формирования ценностно-смысловых установок младших школьников
В силу особенностей предмета литературное чтение в его рамках решаются весьма разноплановые задачи: духовно-нравственная, духовно-эстетическая, библиографическая. Эти задачи обозначены во всех УМК, разрешенных для реализации в начальных школах РФ. Кроме того литературное чтение, как никакой другой учебный предмет, способствует нравственному воспитанию и формированию ценностно-смысловых установок младших школьников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абакумова, И. В. Ценностно-смысловые установки как фактор социальной интеграции личности в условиях вооруженного конфликта / И. В. Абакумова, Е. Н. Рядинская // Вестник Удмуртского ун-та. - 2017. - Т. 27 (1). - С.52-58;
2. Абакумова, И. В. Ценностно-смысловые установки как компонент формирования антитеррористического мышления / И. В. Абакумова, В. Т. Фоменко // Российский психологический журнал. - 2010. - Т.7, № 5-6. – С.127-133;
3. Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. Педагогическая симфония / Ш. А. Амонашвили. – М. : Амрита – Русь, 2016. – 317 с.
4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. - 151 с.
5. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. 84
6. Боликова, Л. Ю. Формирование духовнонравственных установок у младших школьников / Л. Ю. Боликова, Ю. А. Сильнова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. - № 2 (34). - С.121- 126.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
8. Гаврилычева, Г. Ф. Младший школьник и его ценности / Г. Ф. Гаврилычева // Начальная школа. - 2008. - № 7. – С.13-18.
9. Гончарова, Е. Н. Ценностно-смысловой подход к нравственному воспитанию учащихся и принципы его реализации / Е. Н. Гончарова, В. С. Поздняков // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2015. - С.811-815.
10. Ефименкова, С. А. Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения курса «Основы 86 православной культуры»: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / С. А. Ефименкова ; Курский гос. ун-т. - Курск, 2004. – 189 с.
11. Зелинский, К.В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы: учеб.-метод. пособие / К.В. Зелинский, Т.В. Черникова; под ред. В.И. Слободчикова. - М.: Планета, 2010. - 280 с.
12. Калюжный, А. А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников / А. А. Калюжный. - М. : Просвещение, 1998. - 288 с.
13. Клепиков, В. Н. Обсуждение проблемных жизненных ситуаций на классных часах в школе / В. Н. Клепиков // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 2. - С.75-78. 87
14. Клепиков, В. Н. Психолого-педагогический механизм приобщения к общечеловеческим ценностям в этическом воспитании / В. Н. Клепиков // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. - № 3. С.45-48.
15. Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь : Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова. — М. : Академия, 2000. - 176 с.
16. Коротаева, Е. В. Духовно-нравственное воспитание : вчера и сегодня [Текст] / Е. В. Коротаева // Русский язык в школе. - 2011. - № 12. - С.10- 14.
17. Коротаева, Е. В. Основы педагогики взаимодействий: теория и практика: монография / Е. В. Коротаева. – Екатеринбург : Изд. УрГПУ, 2013. – 203 с.
18. Коротаева, Е. В. Педагогическая аксиология как основа духовнонравственного воспитания / Е. В. Коротаева // Русский язык в школе. - 2011. - N 7. - С.30-35.
19. Котюрова, М. П. Культура научной речи : текст и его редактирование : учеб. пособие / М. П. Котюрова, Е. А. Баженова. – М. : Флинта : Наука, 2008. – 282 с.
20. Курносова, С. А. Вопросы развития эмоциональной сферы учащихся в отечественной педагогике / С. А. Курносова // Начальная школа. – 2012. – № 1. – С.67–71.
21. Леонтьев, Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании : виды, детерминанты и изменения во времени / Д. А. Леонтьев // Психологическое обозрение. - 1998. - № 1. - С.13-25. 88
22. Максютова, С. Д. Личностные результаты начального литературного образования / С. Д. Максютова // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 8. - С.84-88.
23. Марцинковская, Т. Д. Психология развития : учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений / Т. Д. Марцинковская, Г. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко ; под ред. Т. Д. Марцинковской. – М. : Академия, 2007. – 528 с.
24. Маслевская, Р. П., Клепиков В. Н. Развитие ценностно-смысловой сферы учащихся в современной / Р. П. Маслевская, В. Н. Клепиков // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. - № 2. - С.36-42.
25. Мильруд, Р. П. Позиция, смыслы и установки учащихся как личностные результаты образования / Р. П. Мильруд, И. Р. Максимова // Вестник Воронежского государственного технического ун-та. – 2014. № 3-2. - Т.10. – С.55-57.
26. Нестеренко, И. Е. Психолого-дидактические особенности формирования смысловых установок старшеклассников в учебном процессе: автореф. дис. … кан. психол. наук : 19.00.07 / И. Е. Нестеренко ; Юж. федер. ун-т. - Ростов-на-Дону, 2009. – 198 с. 89
27. Носс, И. Н. Психодиагностика : учебник для бакалавров / И. Н. Носс. - М. : Юрайт, 2011. - 439 с.
28. Основная образовательная программа начального общего образования «Перспективная начальная школа» / под ред. Р. Г. Чураковой. – М. : Академкнига, 2015. - 155 с.
29. Пимкина Т. М. Формирование ценностно-смысловых компетенций младших школьников как средство достижения нового качества образования [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. – 2016. URL: https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2016/03/30/formirovanie-tsennostno-smyslovyh-kompetentsiymladshih.
30. Пичкур Е. М. Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. – 90 2013. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialymo/2013/05/05/vzaimodeystvie-semi-i-shkoly-v-dukhovno-nravstvennom.
31. Программа «Литературное чтение» / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. - М. : Баласс, 2013. – 57 с.
32. Рокич, М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич // Свободная пресса. - 1973. – No 5. - С. 34-38.
33. Сафиуллина, Р. И. Особенности ценностно-смысловой сферы младших школьников как педагогическая проблема / Р. И. Сафиуллина // Филология и культура. - 2014. - № 2 (36) .- С. 282-288.
34. Соловцова И. А. Духовное воспитание школьников: аспект ценностносмыслового взаимодействия / И. А. Соловцова, Е. А. Сиротина // Вестник ПСТГУ : Педагогика. Психология. - 2017. - № 47. С. 32-43.
35. Узнадзе, Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. - СПб. : Питер, 2001. - 414 с.
36. Шемшурина, А. И. Смысловые обозначения ценностных оснований жизнедеятельности человека в опыте поколений / А. И. Шемшурина // Этическое воспитание. - 2009. - № 1. - С. 20-25. 92