Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Философия решает многие важные вопросы, которые имеют отношение к сущности того или иного общества, взаимодействия его сфер и социальных институтов. Философия играет важную роль в историческом процессе. С этими процессами сталкиваются и другие науки, такие, как экономика, социология, политология, социальная психология и пр.
Человечество всегда стремилось к познанию. В том числе и к познанию Космоса. Его изучение начинается еще в античные времена.
Античная философия – это философия древних греков, римлян. Она зарождается в VI веке до н.э. в Греции. Дата ее завершения – 529 год, дата закрытия Платоновской Академии императором Юстинианом.
1 Общая характеристика античной досократической философии. Образ космоса у античных философов
Древний Рим представляет собой одну из известных и ведущих цивилизаций античности и Древнего мира. Свое название она получила в честь легендарного основателя – Ромула. В пределах болотистой равнины, ограниченной Квириналом, Капитолием и Палатином сложился центр Рима. Культура этрусков и древних греков наложила свой отпечаток на становление древнеримской цивилизации .
В отличие от других цивилизаций, античная (греко-римская) имеет принадлежность сразу к двум эпохам: Новому времени и Древности, ибо представляет собой не только составную часть, но и основу современной западной цивилизации. Греческая культура, как известно, сыграла исключительную роль в ее формировании. Несмотря на то, что римляне в эпоху собственного расцвета могли состязаться с греками на равных, это были соревнования учителя и почтительного ученика.
История Рима объединяет собой период около тысячи лет, а также хранит собственную горную историю. Помимо этого она подлежит изучению на базе существующих преданий, мифов и легенд, что вызывает определенные сложности и субъективность в изложении предположений исторического характера. Прежде всего, римская история является всемирно-историческим интересом. Под своей властью он смог объединить в одной общей культуре все народности древнего мира, создав тем самым будущую почву культурного и политического вида, на которой новая история получила свое развитие.
Хаос в античной философии воспринимался как первоначало мира, как бесформенное, непонятное состояние мира. Космос в античной философии понимается уже упорядочено, целостно. Вся жизнь – это движение от хаоса к космосу. Для того, чтобы описать эти изменения, в античной философии появляются понятия материи (потенция) и идеи (формообразующий принцип), которые отождествлялись с определенными веществами.
Формируется немифологическое мышление, создается новое представление о картине мира. В центре картины миры теперь стоит космос. Он пронизывает Землю, человека, небо. Сам по себе космос имеет замкнутую форму сферы, в нем происходят постоянные изменения. Но откуда все берет свое начало? Некоторые философы древней Греции считали, что космос берет свое начало из кислорода, огня, воды, земли и апейрона. Другие греки считали, что космос возник из атомов. Это были пифагорейцы. Элеаты считали, что основа космоса в незримом. Демокрит считал базовой основой космоса атомы. Платон – чистую мысль и пр.
Естественно, что данные направления в философии были достаточно просты и противоречили друг другу. Создавались попытки познать мир при помощи него же самого.
V в до н.э. ознаменован тем, что формируется два лагеря, между которыми возникает спор о космосе .
Античная философия стремится понять причины развития космоса и мира. Тогда же и возникает школа «физиков» - это были философы, стремящиеся познать природу космоса. Их имена известны: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Позднее это уже были пифагорейцы Гераклит и Эмпедокл.
В своих заключениях философы руководствовались мифологией, языческими представлениями. Мифы Древней Греции связаны с природой, поэтому и необходимо было так выяснить происхождение мира. Единственное, что миф говорил о том, кто именно породил мир. А философия задавалась вопросом, откуда произошел мир.
Гесиод пишет, что ранее всего был Хаос, затем возникла Земля, Тартар (подземное царство) и Эрос. Возникают Ночь и Мрак из Хаоса. Союз Ночи и Мрака порождает День и Эфир.
Фалес считал, что основа космоса - вода, Анаксимен считал, что это воздух, Гераклит считал, что это огонь.
Философы говорили о том, что основа мира – это не вещество, а нечто, из чего возникает живое. Поэтому вода или воздух – это не простом смысле вещества, это символы.
Если философы пытались разыскать основы мира, то и философия понималась как наука о первопричинах всего живого. Это и определило онтологизм древней философии. Онтология означает «учение о бытии». Задача онтологии – выяснение причин существующего реально и нереально в этом мире.
Ранние древнегреческие философы ищут причины сущности мира, они отвергают мифологические воззрения, на первое место ставя причину.
Итак, особенность философии Древней Греции в ее начальный период – стремление понять сущность природы, мира и космоса. Поэтому у первых философов Древней Греции на первом месте стояла тема первоначала мира. Поэтому первые греческие философы назывались «физиками».
Основной темой древнегреческой философии являлся вопрос о первоначале мира. Поэтому философия часто пересекалась с мифологией и наследовала от нее проблематику своего мировоззрения. Но если мифология была нацелена на решение данного вопроса по принципу – кто родил сущее, то философы искали субстанциональное начало – из чего все происходило.
Термин «досократики» обозначает все натурфилософские школы:
1) Ионийская школа – Фалес, Гераклит, Анаксимандр,
2) Пифагорейская школа - Пифагор, Архит, Филолай
3) Элейская школа – Парменид, Зенон, Мелисс,
4) Физиологи – Эмпедокл, Левкипп, Демокрит,
5) Софисты – Протагор, Гиппий, Горгий.
Основным отличием в школах было общее направление идей и проблем. До Сократа школы философии в центре внимания держали чувственно-материальный космос, они размышляли о сущности и первоначалах мира.
Специфика досократических школ:
1) Выраженный космоцентризм
2) Внимание к темам объяснения процессов природы
3) Поиск первоначал, которые породили все сущее
4) Придание одушевленности неживой природе
5) Доктринерский характер учений философии (отсутствие дискуссий)
Согласно Ипполиту, Анаксагор считал: «Часть из вещей под действием кругового движения получила постоянное место на небе: плотное, влажное, темное, холодное и все тяжелое сошлось в середину (когда они затвердели, из них возникла Земля), а то, что этому противоположно: горячее, светлое, сухое и легкое, устремилось в даль эфира», при этом хорошо видны изменения, которые произошли в самих генерализациях, – отношение верх – низ здесь уже сменилось отношением центр – периферия.
И наконец, оформившись, теория элементов начинает служить единственным объяснительным принципом различных явлений. В частности, теория пор Эмпедокла, пользовавшаяся неизменным успехом не только у ранних италийцев и софиста Горгия, но и у атомистов, включая Эпикура, объясняла человеческое восприятие. Сверхъестественное, ранее само служившее наилучшим объяснением, в какой-то момент получает объяснение через взаимодействие элементов; таково содержание комментария Порфирия на Гомера в «Гомеровских вопросах»: «Рассказ о богах совершенно неудобен и непристоен: мифы, которые Гомер рассказывает о богах, непристойны .
2 Образ космоса в различных досократических учениях
2.1 Образ космоса у философов милетской школы
Милетская или ионическая школа характеризовалась:
1) Материалистической точкой зрения
2) Занималась точными и естественными науками
3) Совершала попытки объяснить природные законы (физики)
4) Искала первоначальную субстанцию, из которой сформировался окружающий мир
Фалес Милетский (640-560 г.г. до н.э.) утверждал следующее :
1) Начало всего – вода (архэ)
2) Земля является плоским диском, который покоится на воде
3) Вещи обладают душой
4) Фалес допускал, что существует огромное количество богов
5) Центром Вселенной является Земля
6) Он являлся тем, кто совершал математические открытия
Анаксимандр – ученик Фалеса (610-540 г.г. до н.э.), утверждал:
1) Началом всего сущего является вечная, неизмеримая, бесконечная субстанци – апейрон. Из апейрона все начинается и в него все возвращается
2) Анаксимандр выдвинул идею о человеческом происхождении в итоге эволюции от других животных
Анаксимен – ученик Анаксимандра, утверждал:
1) Первопричина всего – воздух
2) Все вещи на земле являются результатом разной концентрации воздуха (воздух может сжиматься и трансформироваться в воду, после в ил, землю и камень)
3) Он определил и проводил параллель между человеческой душой (психэ) и воздухом, душой космоса (пневмой)
4) Сравнивал между собой божества и силы природы, небесные светила.
2.2 Образ космоса у Гераклита
Гераклит был представителем ионийской школы философии, сам принадлежал к царскому роду. За свою глубину и загадочность мыслей Гераклита называли Темным. Был по рождению аристократом и выступал против демократических партий.
Гераклит написал трактат «О природе», который включал в себя три части:
1) О Вселенной;
2) О государстве;
3) О богах .
Сама книга до наших современников не дошла. Но мы можем ее сформировать благодаря цитируемости другими авторами. Интересно, что мысли Гераклита бывают и противоречивыми.
Главной идеей Гераклита было то, что есть всеобщее движение: «все течет», и то, что нельзя дважды войти в одну реку, так как каждый раз человека встречают новые воды: «все изменяется».
Движение имеет общую основу. Все возникает из одного и оно становится потом этим одним. Последнее Гераклит называет огнем, первоогнем. Все вещи возникают из него при помощи сгущения, возвращаются в него путем разрежения.
Следующее важное понятие Гераклита – «логос» (необходимость, мудрость). Это закон, который является общим для всех. Он властвует. Все люди, так или иначе, постоянно общаются с логосом, но сами того не замечают.
Гераклит также говорит о борьбе противоположностей, которые постепенно переходят друг в друга. Когда противоположности соединяются, то рождается прекрасное.
Гераклит также говорит о том, что мудрость не тождественна простому знанию. Мудростью обладает только Бог.
Мир у Гераклита полон скрытых структур (процессов, управляющих трансформациями, принципов, лежащих в основании этих процессов), которые требуют объяснения, т. е. вмешательства логоса – определенной меры, отношения, выраженных речью, поскольку ни зрение, ни слух не в состоянии эти структуры реконструировать и внятно (универсально) оформить. Хорошо видно, что позиция Гераклита вполне согласуется с установкой Аристотеля в «Метафизике»: важно не то, каким мир представляется органам чувств («огонь жжется»), а насколько мы способны вербализовать скрытые за чувственными данными представления о структурах и процессах.
Или, иначе, именно в учении Гераклита объяснение из естественных причин подменяется рассуждением с использованием категорий скрытого, или неявного.
Вероятно, никто не станет спорить, что мир и его описание у архаического грека как «мир просто вещей» радикальным образом отличается от описания мира у Платона и Аристотеля посредством видов, качеств и отношений (за которыми подчас нет и не может быть вообще никаких вещей знакомого нам феноменального мира) как «логос-оформленного мира», т. е. того, что Моравчик называет атрибутивной логикой объяснения в терминах сущностей и атрибутов. Иными словами, представления, характерные для архаического (дофилософского) мышления и способ их выражения перерастают во взгляды, которые оказываются революционными с позиций гомеровского мировидения. Характерный для гомеровских и гесиодовских греков дофилософский способ представлений о мире и его познании – «наивная метафизика вещей» противопоставляется новой системе, получившей в античном интеллектуальном мире широкое распространение в результате переворота во взглядах, которая характеризует в первую очередь философское мышление, стремительно занимающее в Античности доминирующее положение; она может быть названа, как уже было сказано, «логос-оформленным миром» . Такой мир наполнен не вещами, а абстрактными сущностями (это – свойства, субстанции, атрибуты, качества или их лишенность, категории, отношения и пр.), причем непосредственно указать на эти сущности мы не можем, но можем задать их с помощью конкретной формы выражения на специальном языке, и язык этот будет каким-то образом отличаться от языка описания чувственно данной реальности .
2.4 Образ космоса у Демокрита
Демокрит являлся представителем концепции множественности миров. Миры являются бесконечными по числу и отличны друг от друга по величине. В каких-то нет ни солнца, ни луны. В каких-то солнце и луна большие. В других мирах по несколько лун и солнца.
Расстояние между мирами – разное. В одном месте миров больше, в другом – меньше. Одни миры увеличиваются, другие достигают полного расцвета, третьи начинают уменьшаться. В одном месте миры создаются, в другом – идут на убыль. Они уничтожаются, сталкиваясь друг с другом. Какие-то миры отличны тем, что в них не живут растения, животные, нет воды.
Множественность миров берет начало из принципа изономии: если процесс может реализовываться, то в бесконечном пространстве в определенный момент он обязательно реализуется. То, что происходит в конкретном месте в конкретный момент времени, происходит в других местах или в другие моменты времени.
Таким образом, если в данной месте пространства сформировалось вихреобразное движение атомов, которое привело к формированию настоящего мира, то похожий процесс должен происходить и в других местах, приведя к формированию других миров. Такие созданные миры не обязательно являются одинаковыми: нет никакого основания, чтобы не было миров без солнца и луны или с тремя солнцами и 10 лунами. Земля – это необходимый элемент каждого мира (если нет центральной земли, это не мир, а сгусток вещества). Нет оснований для того, чтобы где-то в каком-то пространстве не сформировался такой же мир, что наш. Все миры совершают движения в различных направлениях, так как равноправны все направления и все состояния движения.
Все миры могут совершать столкновения и разрушаться. Так же равноправны миры во временных моментах. Если формирование мира реализовано сейчас, то где-то оно должно реализовываться в прошлом и в будущем. Сегодня разные миры располагаются на различных стадиях развития. В ходе своего движения мир, формирование которого не завершено, может случайно проникнуть за границы полностью сформированного мира и оказаться захваченным им.
Заключение
Античная философия стремится понять причины развития космоса и мира. Тогда же и возникает школа «физиков» - это были философы, стремящиеся познать природу космоса. Их имена известны: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Позднее это уже были пифагорейцы Гераклит и Эмпедокл.
Специфика досократических школ:
1) Выраженный космоцентризм
2) Внимание к темам объяснения процессов природы
3) Поиск первоначал, которые породили все сущее
4) Придание одушевленности неживой природе
5) Доктринерский характер учений философии (отсутствие дискуссий)
В своих заключениях философы руководствовались мифологией, языческими представлениями. Мифы Древней Греции связаны с природой, поэтому и необходимо было так выяснить происхождение мира. Единственное, что миф говорил о том, кто именно породил мир. А философия задавалась вопросом, откуда произошел мир.