Фрагмент для ознакомления
2
Произведения Сократа неизвестны, но жизнь Сократа - наоборот. Сократ предпочитал устные беседы. Ученики его по-разному понимали то, что говорил их учитель.
У Сократа была интересная манера – он любил беседовать с людьми. Сократ мог просто заговорить с любым человеком, встретив его на улице. Сократу не было важно, какого человек возраста, пола, статуса. Философ мог остановить военачальника и спросить его о войне, зачем нужна война и пр.
Интересно, что Сократ в те времена был известен больше не философией, а бытовой специфичностью, чудачеством и необычным поведением. Так, внешность его была интересна – он был лысоват, небольшого роста, у него была шишка на лбу. У Сократа был приплюснутый нос, полные губы и большие глаза.
Его часто видели без обуви на базарах и площадях. Одежда Сократа была одной и той же и зимой и летом и, как передают, хуже, чем у рабов.
Он был настоящим гражданином и три раза побывал в походах военного характера, посещал народные собрания (их посещали не все, а только по желанию). Его профессией было пробуждение всех собеседников к истине в разговоре. Сократ постоянно задавал вопросы. Казались они добродушными и каверзными одновременно. Часто получалось так, что собеседники сами затруднялись давать ответы на вопросы Сократа, путались в них и ничего не могли ответить. Сократ часто изображал добродушность, которую часто принимали за иронию и даже сарказм. Эта знаменитая «ирония Сократа» была признана многими историками античности и навсегда осталась в памяти всего человечества в культуре и истории.
Сократ хотел в своих беседах освободить своих собеседников от излишней самоуверенности, продемонстрировать им, что реальности собеседник имеет не полное знание, на которое претендует. Сократ вместе со своими собеседниками искал истину.
Сократ сам говорил о том, что «ничего не знает». И задавал вопросы, получал на них ответы. Взвешивал эти ответы и задавал новые вопросы. Спрашивая других, он исследовал предмет разговора. Так, вместе они приходили к какой-то истине. Полагая, что не обладает истиной, Сократ помогал ей родиться в душе своих собеседников.
Свой метод он уподоблял повивальному искусству - профессии его матери. Подобно тому, как та помогала рождаться детям, Сократ помогал рождаться истине. Свой метод Сократ поэтому называл «майевтикой» -повивальным искусством.
Менон, красноречиво говоря о добродетели, не может дать ей определения, и выходит, что он не знает, что такое добродетель.
Гиппий, говоря о прекрасных занятиях, не может сказать, что же это такое - прекрасное.
Поэтому цель майевтики, цель всестороннего обсуждения какого- либо предмета — определение, понятие.
Сократ первым возвел знание на уровень понятия. Он обратил внимание на то, что если нет понятия, тонет и знания [14]
Мыслители в Древней Греции до Сократа размышляли не столько о человеке, сколько о том, из чего состоит Вселенная, каким законам подчиняется мир. Сократ же первым их философов Древней Греции предметом размышлений поставил только поведение самого человека.
Сократ полагал, что познать природу является делом бесполезным. Человеку важно размышлять над тем, что находится в его власти. Во власти человека находится, по мнению Сократа, поведение. Человек не может воздействовать на законы, которые управляют миром. Человек не может остановить свет Солнца или создать новую звезду. Поэтому размышлять нужно не о том, что неподвластно человеку и что он не может изменить. А нужно размышлять о том, что находится в сфере человеческой воли. Аристотель позже в своей «Метафизике» скажет о Сократе, что последний занимался нравственными вопросами и природу не исследовал.
Цицерон же говорит о том, что Сократ низводит философию с небес на землю.
Интересно, что Сократ анализировал свои взгляды в устной форме. Эти мысли дошли до нас в изложении современников Сократа, через сочинения его друзей и последователей историка Ксенофонта и философа Платона.
Ксенофонт посвятил Сократу и его учению произведения «Апология Сократа» и «Воспоминания о Сократе». Платон же практические все свое учение приписывал Сократу. Поэтому сложно сказать, где «заканчивается» творчество Сократа, и где начинается творчество Платона [13].
В диалоге Платона «Федр» Сократ говорит о письменности так, словно не ценил ее важность. Происходило это потому, что Сократ более ценил живую и одушевленную речь знающего человека. Поэтому смысл его жизни, в том числе, состоял в беседе с согражданами о смысле жизни, об истинах, путях развития человека. Диалоги Платона воссоздают беседы. Многие произведения названы именами собеседниками Сократа (Горгий, Протагор, Критон, Ион, Федр).
В то время в Афинах процветала демократия, и каждый гражданин мог принимать участие в государственном управлении и обсуждении государственных дел, произнося речи на народном собрании. И искусство говорить, ораторское искусство было крайне востребованным для афинян. Овладение ораторским искусством было доступом к высокой должности в государстве. Были и профессиональные учителя ораторского искусства – софисты. Сам термин «софист» имеет однокоренное значение со словом «философ». «София» в переводе с греческого – «мудрость». Значит, философ – это «любитель мудрости». Софисты обучали мудрости и ораторскому делу, риторике, умению убеждать слушателей и склонять их к своей точке зрения.
Тренируясь красноречию, пользованию логическими аргументами как искусством, софисты основывались не на стремлении к истине, а желанию блистать и одерживать победу в споре. Задачей софиста была убедительное представление любого возможного положения дела.
Фундаментом риторики была возможность одной силой слов трансформировать «худое» дело в доблестное и наоборот. Многими оппонентами Сократа были именно софисты, и обучение у них стоило крайне дорого. Иронически возвышая богатого софиста Гиппия, Сократ говорит о том, что многие люди согласны, что мудрец должен быть мудрым для себя самого. Но мудрость – это соревнование – кто заработает больше денег (согласно иронии Сократа).
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография. - М.: Наука, 1973. 279 с.
2) Аверинцев С. С. Риторика как подход к обобщению действительности // Поэтика древнегреческой литературы. - М.: Наука, 1981. С. 15–46.
3) Аристотель. Евдемова этика. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. 408 с.
4) Аристотель. Сочинения в четырёх томах, Т.3. - М.: Мысль, 1981. 613 с.
5) Аристотель. Сочинения в четырёх томах, Т.4. - М.: Мысль, 1984. 830 с.
6) Аристофан. Комедии в двух томах, Т.2. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1954. 503 с.
7) Афиней. Пир мудрецов. Кн. IX-XV. - М.: Наука, 2010. 597 с.
8) Воронцов С.Г. Вопросы теории правового государства // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2013. - № 4. - С. 29-35
9) Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1986. 571 с.
10) Ивин А. А. История философии : учебное пособие для академического бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 169 с.
11) История античной философии: учебное пособие для академического бакалавриата / Р. В. Светлов, Е. В. Алымова, М. Н. Варламова, К. В. Лощевский ; под общ. ред. Р. В. Светлова. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 288 с.
12) Кант И. Соч. В 6 т. – М.,1964-1966, Т.3, С.406.
13) Кессиди Ф. Х. Сократ. – М.: Мысль, 1988 г.
14) Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 1970.
15) Лосев А.Ф. История античной философии. М., 1989
16) Лисий. Речи. - М.: Ладомир, 1994. 373 с.
17) Платон. Собрание сочинений в трёх томах. Т.1. М.: Мысль, 1968. 623 с.
18) Пиндар. Вакхилид. Оды, фрагменты. - М.: Наука, 1980. 503 с.