Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Любая глава истории западноевропейской мысли начинается с описания того, что было создано в этом направлении в Древней Греции. Но где именно в истории Древней Греции находится то место, где можно найти корни того философского понимания Бога, которое близко и понятно нам, современным людям?
Конечно, можно быть атеистом или ревностным служителем церкви, в любом случае, ясно одно – слово «Бог» означает что-то конкретное. Это представление существует не только в любом земном языке, не только в любой земной культуре, но и во всей известной нам истории человечества.
Возможно, в самой глубокой древности, сама концепция Бога полностью или частично была основана на фантазии. Однако, это вовсе не означает, что так и было на самом деле.
Глава 1. Софисты и их государственная теория возникновения религии
История философии говорит нам о том, что согласно воззрениям тех древнегреческих философов, которые принадлежали к традиции софизма, религия, то есть вера в богов была когда-то, в незапамятные времена придумана теми же людьми, кто писал законы и управлял людьми. Первым из известных нам мыслителей, утверждающих эту мысль, является Критий – древнегреческий философ, поэт и оратор. О нём также известно, что он был одним из афинских тиранов. Он считал, что этого более чем достаточно для понимания того, откуда взялась религия среди людей. Критий предполагал, что именно законописцами был придуман образ некоего верховного надсмотрщика, который следит за тем, чтобы люди не совершали никаких преступлений, но лишь руководствовались в своих жизнях добрыми намерениями. Мотивом для такого поведения должен являться страх перед божественным наказанием.
Критий говорит о том, что когда-то в начале времён жизнь людей не управлялась никакими законами и тогда дикость и насилие были нормой. Преступников никто не наказывал, а добродетели не награждались. Люди уподоблялись животным, их общественная жизнь никак не управлялась и не было никаких норм её. С течение времени среди людей стали выделяться немного более деятельные, энергичные и умные. Они стали предводителями и начали придумывать законы для защиты и обеспечения справедливости. Однако, они были уверены в том, что собственного ума недостаточно для этого и нужен кто-то высший, более авторитетный, пусть и невидимый. И так появился бог, который справедлив всегда, всё может, как наказать, так и наградить, он никогда не умирает и так далее. Со временем были придуманы законы для наказания преступлений и появилось понятие справедливости. Одновременно с этим побеждена была несправедливость. Но законы эти работали лишь против явственной несправедливости, но для того, чтобы избавить людей даже от мысленных преступлений, даже от неправедных слов, какой-то умный человек придумал бога, как нечто, чем можно запугать и тем предотвратить преступления.
Этот придуманный бог всегда жив, никогда не спит, всё видит и всё слышит. Он знает всё, обо всём и обо всех. Ничто и никто не может скрыться от его взора и от его наказания. Даже в одиночестве человек не может остаться один и быть недосягаемым для бога. А дальше атрибутами такого бога стало всё, что может устрашить человека: жизнь в тех местах, откуда приходит леденящий страх, владение ужасными молниями и громыхающим громом, соседство с прекрасными звёздами, сияющим солнцем, холодной луной и так далее. И в этих своих странах он уничтожил всё плохое, все человеческие слабости, пороки и несправедливости. Таково было личное предположение Крития о боге и происхождении религии. И в Древней Греции эти мысли были весьма популярны и распространены, и они завладели умами многих философов.
Глава 2. Платон и его идеи
Древнегреческая мифология, известная нам, по определению не может быть истинной философией. Её природа религиозна, и она может стать исключительно началом религии. С другой стороны, древнегреческая философия никак не может происходить из мифологии в ходе какого-либо исторического процесса своего развития. Объясняется это просто. Древнегреческая философия – естественная попытка человеческой мысли понять и осознать бытие, природу и мир, а древнегреческая мифология имела другую задачу – объяснить поведение человека и избавить его от одиночества.
Древнегреческие мыслители, возможно, пытались идентифицировать или уподобить выведенные ими первоначала с теми богами, которых они знали. Но и первоначала, и боги были им необходимы. Например, Платон ясно говорит о том, что если что-то на самом деле есть, то природа его несомненно необходима и её можно постичь умом.
Например, любая материальная вещь, которую можно познать каким-либо чувством, в один момент времени есть, а в следующий – её уже нет, потому что она постоянно меняется, соответственно нашему чувству, с помощью которого мы эту вещь постигали. Ни одна вещь не может оставаться неизменно в течение двух последовательных мгновений. Мы её познали, и она сразу же изменилась, стала другой, и мы её уже больше не знаем. Это означает только одно: материальные вещи невозможно узнать разумом. А отсюда вывод: истинно узнать возможно только нематериальную вещь, ту, что неизменна. И тут мы подходим к понятию Идея, как её понимал Платон. Он считал, что только идеи могут быть вечными и только их можно узнавать умом, а значит, именно они являются самой реальностью. Следующий вывод: действительно существует не человек, а то, что внутри него неизменно, его вечная сущность, то есть Идея человека. Думается, платоновская идея человека тождественна с душой человека.
Что мы можем назвать божественным в платоновском взгляде на мир? Видимо, его вечные идеи. И всё-таки есть одна идея, которая превосходит все другие идеи. Речь идёт об Идее Блага. Потому что именно Благо главенствует над тем миром, которым можно постигнуть разумом. Это похоже на то, как солнце главенствует над всем, что есть свет. Может быть, в платоновском мировоззрении бог – это Идея Блага? Ведь он считал её основанием для всего прекрасного, истинного и благоразумного? И Идея Блага, конечно же, весьма схожа с христианским Богом?
Однако, Платон не считает Благо богом. Об этом нет ни слова в первоисточниках. Скорее всего потому, что он не понимал её как бога. И это можно понять, ведь идея – не личность и не живое существо, это только причина, которую можно постигнуть разумом.
Глава 3. Поиски божественного в работах древнегреческих философов
Самые известные из работ древнегреческих философов – это работы Аристотеля, которые являются для нас источником и истоком знаний о религии тех времён. Вопрос поиска первоначала всего и вся – вот что занимало умы мыслителей. Аристотель, обращаясь к Фалесу Милетскому, утверждает, что первоначалом, из которого всё происходит и в которое всё возвращается, является вода. В другой своей работе Аристотель говорит, вновь ссылаясь на Фалеса, что «все полно богов». Как эти разные высказывания согласуются друг с другом?
Конечно, возможно поставить знак тождества между понятиями воды и бога. Тогда, отсюда будет следовать, что верховный бог, и бог, который порождает мир (вода) – это общая сакральная энергия. Однако, именно этого утверждения и не находим мы ни в работах Аристотеля, ни в работах Фалеса, ни в каких бы то ни было других работах. Более того, Фалес вовсе не называл воду богом, и не говорил о том, что вода – это бог и что среди богов, которыми полнится весь мир, находится бог верховный, а, следовательно, Фалес не говорил и о том, что верховным богом признаётся вода.
Как видим, налицо серьёзная проблема. Потому что с одной стороны, мыслитель берёт определенный природный элемент – воду и называет его веществом, из которого сделан весь мир. С другой стороны, этот же самый мыслитель считает, что всё вокруг нас полно богов. И мы можем сделать логичный вывод, что для этого мыслителя вода - не просто один из богов, но самый великий.
Однако, наш логичный вывод показался бы Фалесу пустыми словами. Потому что он говорит, что мир полон богов, имея в виду совсем не то, что мы называем богами. Он говорит о какой-то физической, природной силе, воде, которая, по его представлениям, является первоначалом всего существующего на земле. То же самое относится и к другим древнегреческим философам. Их главным достижением стало появление космологической теории, которая основана исключительно на природных явлениях. Их подход требовал отказа от всех традиционных объяснений, основанных на религиозных авторитетах, догмах, мифах и суевериях. Все они сходились во мнении, что все вещи происходят из одного первоначала. Фалес считал, что это вода, Анаксимандр говорил, что это субстанция, отличная от всех других известных субстанций, что является бесконечной, вечной и нестареющая, а Анаксимен утверждал, что это воздух .
Например, согласно Анаксимандру, первоначалом всего, что есть является божественное Беспредельное. Или, например, согласно Анаксимену, первопричина всего, что есть – бесконечный и невидимый воздух. При этом они не считают богов кем-то, кому нужно поклоняться. То есть, слово «бог» древнегреческие философы не связывали с религией.
Так что же или кого в Древней Греции называли богами? Обращаясь к работам Гомера или Гесиода, становится ясно и понятно, что слово «бог» имеет нефилософское происхождение. Во времена возникновения ранней греческой философии боги уже были, и мыслители унаследовали знание о них от поэтов-богословов. Согласно гомеровской «Илиаде», «бог» – это бесконечное разнообразие всего на свете. Именно в этом смысле в «Илиаде» используется слово «бог».
Заключение
Очевидно, что в Древней Греции скложилась собственная уникальная научная система, задача которой – логически, с использованием слов и языка понять и объяснить, как всё устроено в реальности, окружающей человека.
И в этой логической, материалистической системе рождается совершенно новая концепция бога, основа которой – утверждение о том, что бог – это первопричина всего, что есть и основание для существования всего, что существует, или не существует. Именно такая концепцию бога совершенно необходима для того, чтобы понимать абсолютно все события человеческой жизни. Например, почему человек родился именно у этих родителей, почему он оказался жить именно в этой местности, почему он имеет только такой достаток и так далее и тому подобное. То есть совершенно житейские вопросы, на которые каждый человек хочет знать ответ и понимать, по каким причинам его собственная жизнь складывается так, а не иначе. Это всё непонятно и загадочно для человека, и ответы на подобные каждодневные вопросы дали бы любому человеку обыкновенное понимание, кто он такой и куда он идёт.