Фрагмент для ознакомления
2
Экзамены в ГИБДД состоят из теоретического и практических экзаменов - экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством и экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения. Экзамены принимаются в следующей последовательности:
а) теоретический экзамен;
б) экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством;
в) экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения[8].
Следовательно, фактически кандидатам в водители приходится сдавать одно и то же два раза, вначале в автошколе, а потом в ГИБДД, что по логики должно положительно сказываться на знаниях, умениях и навыках обучающихся водителей.
Однако статистика в области сдачи экзаменов в ГИБДД говорит о том, что только каждый третий кандидат в водители сдаёт в ГИБДД экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения с первого раза [9]. Данные обстоятельства говорят о том, что подготовка кандидатов в водители в автошколах желает лучшего, и именно практическая составляющая требует совершенствования. При этом, соотношение количества занятий в аудитории и занятий, на которых кандидаты в водители непосредственно отрабатывают навыки по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения составляет 3:1, то есть в настоящее время при подготовке водителей транспортных средств основное внимание уделяется именно теоретическим, а не практическим навыкам и умениям, что не может положительно сказываться на безопасности дорожного движения, когда кандидат в водители получает заветное право и реализует его в условиях дорожного движения.
При этом стоит сказать о том, что согласно программы подготовки водителей категории «В», независимо от трансмиссии транспортного средства, только 32 часа предусмотрено для обучения в реальных условия дорожного движения, а 24/22 часа должны проводится в условиях закрытой площадки или автодрома. Однако, как показывает правоприменительная практика развитых стран, в которых безопасность дорожного движения находится на более высоком уровне, чем в России необходимо делать упор при обучении водителя именно на умения быстро ориентироваться в реальных дорожных условиях, а у нас много времени отводится на автодром и теоретические знания.
Кардинальным образом подготовка водителей транспортных средств отличается в Финляндии, где упор делается непосредственно на отработку навыков в реальных дорожных условиях. Неслучайно данную страну в условно можно сравнить с нашей, так как дороги там заснеженные, как и у нас, финны любят ездить быстро, как мы, но смертность на дорогах и количество аварий на душу населения у них в разы ниже, чем у нас. К тому же показатель социального риска 30-ти летней давности Финляндии близок к сегодняшнему показателю в России, а актуальный на сегодня показатель социального риска в Финляндии – это тот показатель, к которому нам необходимо стремится.
Достаточно знать, что в 2016 количество аварий в стране упало до рекордно низких показателей не только в истории страны, а и в истории Европы. Обучение в Финляндии осуществляется как на автоматической трансмиссии, так и на механической трансмиссии, в общем как в России с 2013 года.
Однако образовательный процесс в Финляндии имеет существенные различия и осуществляется в три этапа — это так называемая «скандинавская» система, изобретенная в 70-х. Последние проведенные реформы в области подготовки водителей в Финляндии были направлены не в ущерб качества подготовки водителей, а в целях снижения стоимости обучения которое на дореформенный период составляло около 1800-2600 евро, а сейчас почти в два раза дешевле 900-1500 евро.
Если раньше теоретическая часть обучения составляла 20 часов, то начиная с середины 2018 года обучение теории, составляет 4 часа. При этом нет необходимости посещать специальные классы, так как обучение осуществляется посредством Интернета, где кандидат в удобное для себя время прослушивает необходимую теоретическую информацию и выполняет необходимые задания, для идентификации обучающегося используется специальное программное обеспечение, в том числе программа Skype. После чего обучающийся должен пройти 18 часовое практическое обучение, где в обязательном порядке приобретают навыки управления транспортным средством на всех типах поверхностей: асфальт, гравий, разнообразные скользкие покрытия дорог.
Далее если инструктор уверен, что необходимые навыки у обучающегося имеются, его допускают к сдаче экзамена. На экзамене около полчаса уходит на теорию, где задается всего 70 вопросов, которые поделены на тематические группы 50 вопросов по правилам дорожного движения в виде визуальных картинок, где можно допустить не более 7 ошибок, далее теоретические вопросы общего характера 15 вопросов, где можно ошибиться лишь в 4 ответах и заключительный блок 5 вопросов допускается лишь одна ошибка. После этого ещё час времени уйдет на поездку по городу, где обучающийся выполняет необходимые команды экзаменатора [8] .
Только после того как экзаменатор убедится в наличии необходимых навыков и умений у кандидата в водители ему выдают временные права сроком на два года. В этот период обучающемуся разрешается управлять транспортным средством, но с существенными ограничениями, при этом если начинающий водитель дважды в течение одного года нарушит правила дорожного движения, то ему будет вынесен запрет на управление транспортным средством.
Надо не только соблюдать правила дорожного движения, но и вести электронный дневник самостоятельного обучения, который проверяется преподавателем автошколы. В этот период задача обучающегося водителя не нарушать правила дорожного движения, иначе постоянных прав не видать.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (с изменениями и дополнениями) // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru.
2. Постановление Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 (ред. от 14.08.2018) «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений») // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru.
3. Амеличкин А.В. — Актуальные проблемы подготовки водителей механических транспортных средств в Российской Федерации // NB: Административное право и практика администрирования. – 2019. – № 1. – С. 1 – 9
4. Козельцев В.В. Проблемы организации подготовки начинающих водителей // Молодой исследователь Дона. 2017. №1 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-organizatsii-podgotovki-nachinayuschih-voditeley (дата обращения: 03.05.2021).
5. Малий, В. И. Подготовленность и надёжность водителя – составляющие безопасности дорожного движения / В. И. Малий, А. Н. Вовк, С. Э. Кавунов, А. А. Фень. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 31-35.
6. Наглеем и торопимся: в ГИБДД назвали основные причины ДТП в Ярославской области // https://76.ru/text/incidents/2020/11/10/69535972/ (дата обращения: 18.04.20201)
7. Рейтинг автошкол Ярославля // https://rating-avto.ru/raznoe/reyting-avtoshkol-yaroslavlya.html (дата обращения: 18.04.2021)
8. Система подготовки водителей транспортных средств / В. И. Малий, Н. А. Кузьмин, Е. С. Яскевич [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 30 (320). — С. 66-70
Статистика ГИБДД за 2018 год [Электронный ресурс] URL: http: //www.gibdd.ru/news/672 (дата обращения: 10.04.2021).