Фрагмент для ознакомления
2
Третий маршрут проходил по рекам Висла, Сан и Днестр и заканчивался у Черного моря, таким образом янтарь поставлялся на рынки Египта, Греции и южной Италии. Четвертый маршрут – также смешанный водно-сухопутный маршрут-шел от Балтики вдоль Немана и притоков Днепра и заканчивался у Черного моря. Этот путь назывался "из варяг в греки". Пятый маршрут, проложенный в конце III-начале IV века, проходил по Неве и через Днепр соединял Балтийское море с римскими колониями и Византией.
В то время технология добычи янтаря была примитивной и сводилась к простой коллекции драгоценных камней на побережье Балтийского моря. Янтарь имеет плотность, равную или даже меньшую, чем вода, поэтому его часто выбрасывает на берег во время штормов. Как правило, добыча была небольшой, но даже в новой истории зафиксировано несколько крупных "янтарных бурь".
Так, в 1862 году вместе с водорослями на берег было выброшено около 2 тонн янтаря, а в 1914 году – около 870 килограммов. В тихую погоду использовался еще один древний метод – зачерпывание янтаря со дна моря, крупные самородки просто поднимались со дна моря сетью. В VI веке возникло новое государство Аварского каганата, основанное на принудительном труде и транзитной торговле. Это государство попыталось захватить янтарную промышленность и направило небольшие вооруженные группы в Пруссию. Захватив мазурские янтарные рудники, они попытались закрыть торговлю "солнечным камнем" для себя, их главным контрагентом в этом была Византия.
Культура пруссаков, конечно, пыталась исправить эту ситуацию. На рубеже седьмого и восьмого веков в восточной части дельты Вислина, в устье реки Ногат, появился торговый пост со смешанным населением пруссов и уроженцев острова Готланд, называемый Трусо. Трусо прославился в Балтийском регионе своими торговыми связями – с Западом по морю, с Югом и Востоком-по реке Висле. Прусский янтарь вызвал большой интерес во всей Евразии. Кроме того, местные купцы участвовали в транзитной торговле изделиями восточноевропейских мастеров. Около 850 г. Трусо был уничтожен викингами.
Но разрушение Трусо не вывело пруссаков из балтийской торговли. В начале IX века его новым центром стало поселение Кауп в юго-западной части Куршской косы. Он стал центром торговли янтарем, и, по мнению историков того времени, его размеры достигли впечатляющих масштабов., в том числе Кауп имел довольно прочные торговые связи с Россией. В начале XI века расцвет Каупа подошел к концу, и тоже не без участия скандинавских датчан, которые поработили Самланд, но их правление длилось недолго. По - видимому, действия датчан были направлены не на захват Самбии, а на уничтожение Каупа как торгового центра, конкурента молодого датского королевства.
Новая страница в истории янтарных промыслов в Пруссии началась с захвата этих земель Тевтонским орденом. Если до этого добыча и торговля янтарем фактически никому не принадлежали и не были монополизированы (несмотря на то, что всплеск торговли янтарем привел к развитию имущественного неравенства в прусских племенах), то рыцари ордена сразу поняли, что имеют дело с уникальными богатствами. Орден немедленно монополизировал добычу и торговлю янтарем, и наказания за нарушение этого закона были очень суровыми. Так, в историю вошел Фогт Ансельм фон Лозенберг, издавший указ о том, что любой, кто будет уличен в незаконном "обороте" янтаря, будет повешен на первом попавшемся дереве.
Такая жестокость надолго осталась в народной памяти в легенде. Считалось, что призрак фон Лозенберга бродил по побережью и кричал: "Во имя Бога, янтарь свободен!" Другая прусская легенда гласит, что жестокость тевтонов разгневала прусского морского бога Аутримпо, и море перестало давать людям "солнечный камень". Помимо суровых санкций за сбор и торговлю янтарем, орден не разрешал создавать мастерские по его обработке, первая янтарная мастерская появилась в Кенигсберге только в 1641 году, то есть после изгнания Тевтонского ордена с этой территории. Однако даже тогда это не принесло облегчения: каждый мастер гильдии и ученик дали клятву, что он будет строго следовать всем инструкциям курфюрста, будет покупать янтарь только у курфюрста или его арендаторов и обрабатывать только янтарь, приобретенный законным путем.
Кроме того, было запрещено перепродавать необработанный янтарь. Тевтонский орден торговал янтарем самостоятельно. Торговый дом ордена заключал контракты на поставку различных товаров, но самой выгодной была продажа янтаря. Торговый дом закупал сырье и поделки из янтаря у маршала ордена и перепродавал их гораздо дороже в другие страны. Маршал, в свою очередь, имел дело с подчиненным ему правителем крепости Лохштедт.
"Янтарный вице-король", как его называли, периодически доставлял солнечный камень в замок. Наибольшую прибыль принесла продажа четок (в переводе с немецкого в оригинале - "розовые венки", однако это ошибка, Розенкранц по-немецки означает не" розовый венок", а "четки"), но они также продавали необработанные драгоценные камни. Большая часть его экспортировалась в бочках в Любек и Брюгге и продавалась ремесленным мастерским, которые делали четки.
В среднем кенигсбергские торговые агенты торгового дома поставляли 30 баррелей янтаря в год. Они получили за это примерно в 2,5 раза больше, чем дом заплатил маршалу. Кстати, любопытный факт. Значительный удар по торговле янтарем нанесла Реформация – четки, очень распространенные среди католиков, составляли львиную долю "солнечного камня", добываемого в Пруссии.
Рисунок 1 – Янтарь «Король камней»
Долгое время ученые спорили о том, что такое янтарь. Разные народы, знавшие янтарь, пытаясь объяснить его происхождение, сочиняли легенды и мифы. Один из древнейших поэтических мифов дошел до нас в изложении римского поэта Овидия в его "Метаморфозах".
Фаэтон, сын Бога Солнца, умолял своего отца позволить ему управлять солнечной колесницей. Однако он не справился с этим и чуть не сжег Землю. На Землю обрушился чудовищный ад, высохли реки от Дона до Рейна, образовались огромные пустыни, загорелись леса. За это Бог, разгневанный, молнией разбил колесницу и бросил Фаэтон в реку Эридан, которая течет на Севере Мира. Земля была спасена, но Фаэтон погиб. Его мать и многочисленные сестры, носящие собирательное имя Гелиада, горько оплакивали своего сына и брата, превратившись в деревья. Слезы Гелиады потекли в воды Эридана, став янтарными. Этот миф примечателен тем, что в нем содержится намек на растительное происхождение янтаря.
Рисунок 2 – Браслет из янтаря
Янтарь может быть наэлектризован трением и притягивать различные мелкие и легкие предметы. Эти свойства янтаря, подобные способности магнита притягивать металлические предметы, позволили Платону (428-347 до н. э.) сделать вывод, что янтарь и магнит имеют одно и то же происхождение.
Рисунок 3– Бусы из янтаря
Наиболее полные сведения о происхождении янтаря впервые были описаны в известной "Естественной истории драгоценных камней" Плиния Старшего (23-79 гг. н. э.). Изучив труды около трех десятков авторов, Плиний довольно однозначно приходит к выводу о растительном происхождении янтаря. Плиний считал, что янтарь образуется из жидкого сока хвойных деревьев, который затвердевает под воздействием холода, времени и морской воды, падающей в волны во время прибоя.
На растительную природу янтаря указал в своей книге "Канон медицинской науки" известный врач Ближнего Востока Абу Али Ибн Сина (Авиценна): "Говорят, что дерево грецкого ореха Ром растет в реке под названием Ларинданос. Из этого дерева вытекает камедь; когда она высвобождается, эта камедь немедленно сгущается в воде. Это то, что называется иликтрун, а некоторые люди называют его хусуфури, и это янтарь. Если его потереть, он распространит приятный запах, а его цвет будет таким же, как цвет золота".
Рисунок 4 -Украшения из янтаря прибалтов
Поворотным моментом в развитии взглядов на происхождение янтаря можно считать вторую половину XVIII в. М. В. Ломоносов в своих работах дал неоспоримые доказательства растительного происхождения янтаря. Близкое знакомство М. В. Ломоносова с янтарем при составлении "Каталога коллекции Минерального кабинета Академии наук" в 1741 г., а его поистине энциклопедические знания в области геологии и горного дела позволили ему найти аргументы, опровергающие доводы сторонников неорганической гипотезы и доказывающие растительное происхождение янтаря. Среди западных ученых идею М. В. Ломоносова о растительном происхождении янтаря поддержал профессор Кенигсбергской академии и университета Ф. С. Бок.
Рисунок 5 – Кольцо из янтаря
Рисунок 6- Кольцо из янтаря
Классификация ювелирных украшений по назначению:
1) Личные украшения
2) Предметы туалета (запонки, зажимы для галстука, булавки для волос, шкатулки, флаконы для духов)
3) Предметы сервировки стола
4) Предметы интерьера
5) Курительные принадлежности
6) Часы и их принадлежности
7) Сувениры (ордена, медали, значки)
Конструкция ювелирных изделий
Конструкция кольца:
Кольцо- состоит из 2-х частей, нижняя называется шинка, верхняя часть- верхушка.
Шинки бывают сплошные и полые с различной формой сечения. Ширина и толщина шинки непостоянна, чаще всего она расширяется к касту.
Каст – это оправа для вставки (камня). Различают глухие, ободковые, рельсовые и тд.
Рант – это контурный ободок, припаянный к касту снизу. Нужен для того, чтобы шип ограненного камня не колол кожу. Нередко рант называют дигелем.
Накладка – важная деталь верхушки, которая придает кольцу особый колорит декоративности. Накладки бывают гладкие, либо с гравированным, чеканным, штампованным рисунком.[6]
Рисунок 7- Конструкция кольца
Конструкция серег:
Рисунок 8- Конструкция серег
Швенза и крючок являются замковой частью серьги. Замок должен быть надежным, долговечным и простым по возможности.
Швенза на данном рисунке является подвижной частью замка, а крючок – наоборот. [6]
Существует несколько видов замков:
Рисунок 9 - Типы замков серег
Накладки, касты, подвесная часть могут быть различных форм и размеров.
Основное отличие серег от других украшений – их выпускают в паре и они должны быть идентичны. [6]
Конструкция кулона:
Рисунок 10 - Конструкция кулона.
1) Основание
2) Каст
3) Подвесное ушко
4) Соединительное ушко
5) Вставка
2.Разработка художественного образа изделий
2.1 . Поиск художественного образа, аналоги
Эскиз - предварительный эскиз, который отражает идею продукта или отдельной его части.
Эскиз - это быстро выполненный свободный рисунок, не предназначенный для готовой работы, часто состоящий из множества перекрывающихся линий. Он может быть выполнен в различных техниках.
Эскизы стоят недорого и позволяют вам делать эскизы и опробовать другие идеи, прежде чем применять их на практике. Карандаш или пастель предпочтительнее для набросков из-за нехватки времени, но быстрый набросок акварелью или даже быстрая модель, сделанная из глины или мягкого воска, также может считаться эскизом в более широком смысле этого слова.
Эскизный проект разрабатывается с целью установления основных (конструктивных, схемных) решений изделия, дающих общее представление о принципе работы и (или) устройстве изделия, когда это целесообразно сделать до разработки технического проекта или рабочей документации.
На стадии разработки эскизного проекта рассматриваются варианты изделия и (или) его составных частей. Эскизный проект может быть разработан без рассмотрения различных вариантов на данном этапе.
При разработке эскиза были проанализированы модные тенденции в ювелирном деле, что позволило выявить доминирующий стиль, называемый авангардным стилем.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Баскаков Ю. Н.Фактуры на поверхности металла в ювелирном производстве. Русский ювелир, № 4, 2004, с. 61-65.
2.Брепол Е. А. Теория и практика ювелирного дела / Е. Брепол.- СПб.: Соло, 2000. - 528 с.
3.Волкова М. Ю. Применение размерного формообразования при изготовлении ювелирных изделий / М. Ю. Волкова, В. А. Полетаев.- Современная электротехника в промышленности России: Сборник трудов Всероссийского СТК.- Тула: ТулГУ, 2015. - с. 13-19.
4.Всемирный совет по золоту: Коллекция 2006 / / Российский ювелир. Информационно - аналитический журнал, № 2, февраль 2006 г. - с. 4-7.
Гарбер М. И. Декоративная шлифовка и полировка/ М. И. Гарбер. - М.: Машиностроение, 1964. - 192 с.
5.Гарбер М. И. Прогрессивные методы подготовки поверхности / М. И. Гарбер. - М.: Машиностроение, 1990. - 60 с.
6.Гутов Л. А. Справочник по художественной обработке металлов / Л. А. Гутов, М. К. Никитин.- М.:Политехника, 1995. - 436 с.
7.Глоер О. М. Практические методы в электронной микроскопии / Под ред. О. М. Глоера. Л.: Машиностроение, 1980. - 376 с.
8.Далгатов И. Д. Взаимосвязи выразительности и технологии в народном искусстве (на материалах ювелирного искусства Дагестана)/ И. Д. Далгатов. - М.: МВХУ им. Строганова, 1991. - 123 с.
9.Крашенинников А. И. Проектирование и проблемы металловедения/ А. И. 10.Крашенинников// В сб: Дизайн и технология художественной обработки материалов. М.: МГАПИ, 2000. - Вып. 3. - с. 16-18.
11.Корти К. В. Взаимодействие ювелирного дизайна и ювелирной технологии / К. В. Корти/ / Ювелирный бизнес, март 2005 г. - с. 59-61.
12.Ледзинский Б. С. Мир художественного металла в Москве XVII-XX вв. / Б. С. Ледзинский, А. А. Теличко. - М.: Жираф, 2001. - 279 с.
13.Лившиц В. Б. Технологические проблемы изготовления художественных изделий из литых медных сплавов / В. Б. Лившиц, В. И. Куманин/ / Технология художественной обработки материалов.- 2001. - №1. - с. 60-65.
14.Простаков С. В. Ювелирное дело. Серия "Учебники и учебные пособия" / С. В. Простаков.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 352 с.
15.Стафьева Е. И. Возвращение бриллиантов: нужны ли украшения среднему классу? / Е. Стафьева // Вещь, 2016, № 12. - С. 23-26.
16.Соколова М. Л. Металлы в проектировании/ М. Л. Соколова. - М.: МИСиС, 2003. - 176 с.
17.Соколова М. Ю. Дизайн: учебник для вузов/ М. Л. Соколова, И. Ю. Мамедова, М. Ш. Фурнике. Под редакцией Б. М. Михайлова. - М.: МГАПИ, 2015. - 127с.
18.Трефильцева Н. А. Золотая лихорадка: пути повышения конкурентоспособности российской ювелирной промышленности.№ 2, 2016. - С. 25-28.
19.Ходорковская И. А. Русские и зарубежные ювелирные украшения. Выбор за вами / И. Ходорковская / / Диадема, № 1, осень 2006 г. - с. 27.
20.Штанько В. М., Животовский Е. А. Электрохимическая обработка металлических изделий: справочник / В. М. Штанько, Е. А. Животовский. - М.: Металлургия, 2016. -336 с.
21.URL:www.yuvelir.my 1. ru.(дата обращения 26.04.2021)