Фрагмент для ознакомления
2
Несмотря на высокие позиции Новосибирска в различных рейтингах, оценивающих жилищно-коммунальный комплекс городов, в муниципальном образовании существует ряд проблем, которые требуют скорейшего решения.
В процессе анализа, проведенного выше выявлена основная проблема в управлении сферой жилищно-коммунального хозяйства - низкая эффективность функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства в основном, обусловленная их муниципальным статусом. Так как муниципальные предприятия являются лишь распорядителями, но не собственниками имущества, и находятся практически на полном обеспечении у муниципалитетов, они не заинтересованы в повышении доходности этой собственности, в модернизации и обновлении основных фондов. В связи с тем, что прибыль расходуется нерационально, бюджету приходится нести дополнительные расходы. По состоянию на сегодняшний день экономические взаимоотношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства не способны преодолеть проблемы недофинансирования иначе, чем через поддержку из бюджетов разных уровней. Но в силу указанных выше причин, средства бюджетов нерационально расходуются, они уходят на покрытие убытков, а не на решение повлекших их причин. При учете наличия в муниципальных образованиях различных видов собственности жилищного фонда (государственный, муниципальный, частный) в сфере эксплуатации и обслуживания жилищ нет полноценной конкуренции.
На текущий момент проведена интеграция ГИС ЖКХ с федеральными информационными системами, в том числе с Государственным кадастром недвижимости, Единым государственным реестром прав на недвижимое имущество, Федеральной информационной адресной системой, информационной системой МВД России и порталом «Реформа ЖКХ». Изменение ситуации в тарифном регулировании зависит в первую очередь от снижения законодательного давления и децентрализации полномочий по установлению тарифов до муниципального уровня. В настоящий момент данный вопрос о снижении политизированности в тарифообразовании не может быть решен на уровне области. Возможно, предлагаемые в этой связи ФАС России эталонные правила формирования тарифов, четко определяющие требования, предъявляемые к различным аспектам деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса, сформирует иной подход к формированию тарифов, но, думаю, не решит задачи повышения эффективности из-за отсутствия привязки этих тарифов к конкретной ситуации.
Для решения основной задачи региональных субъектов, в частности Новосибирска, – создания условий для возможности предоставления населению качественных коммунальных услуг в необходимом объеме, требуется использовать экономически обоснованные методы тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В управлении жилищно-коммунальной сферой на муниципальном уровне основной проблемой является необходимость сочетать механизмы экономики при содержании систем жизнеобеспечения и поддержании социальных стандартов, учет которых позволяет региону обеспечивать свою целостность и безопасность. Существующий порядок формирования и утверждения уровня тарифов на коммунальные услуги в настоящее время не гарантирует прибыли, достаточной для возврата инвестиций, вкладываемых в жилищно-коммунальную сферу. Применяемый порядок далек от адекватной системы контроля над уровнем издержек и, как следствие, не отражает реальных финансовых потребностей организаций для развития и замены изношенных основных фондов. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги, а также размеры их дотирования носят субъективный, далекий от понимания обывателя характер. Неисполнение бюджетных обязательств, а также низкая эффективность, вызванная политизированностью и социальной направленностью, процедур формирования и пересмотра тарифов обуславливают неприглядность жилищно-коммунального хозяйства для инвесторов. В случае улучшения инвестиционного климата ситуация в жилищно-коммунальной отрасли и ее финансовое положение будут кардинально меняться. Одной из основных проблем, тормозящих развитие рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, является высокий износ основных фондов, который, по оценкам Министерства регионального развития, по отдельным объектам коммунального хозяйства составляет 60%, а в некоторых муниципальных образованиях - 70-80% и увеличивается на 2-3% в год. Следствием высокой степени износа оборудования является то, что удельные эксплуатационные затраты российских предприятий ЖКХ в 3-4 раза выше, чем в Европе [28]. Для устойчивого развития и функционирования жилищно-коммунального хозяйства необходимо принять принципиально новую экономическую модель, в которой нужно совместить действия по усовершенствованию жилищного строительства, развитию внебюджетного финансирования, созданию инфраструктур рынков жилья и жилищно-коммунальных услуг.
Фрагмент для ознакомления
3
Законодательные источники
1. Закон РФ от 24.12.1992 г. № 4218-1 (ред. от 22.08.2004) «Об основах федеральной жилищной политики».
2. Постановление Правительства РФ от 07.11.2015 № 1209 «О внесении изменений в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».
3. Постановление Правительства РФ от 15.10.2016 г. № 1198 «О внесении изменений в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».
4. Постановление Правительства РФ от 3.1.2018 г. № 1314 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с твердыми коммунальными отходами».
5. Постановление Правительства РФ от 21.12.2018 № 1622 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
6. Постановление Правительства РФ от 27.05.2015 г. № 507 «О внесении изменения в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».
7. Постановление Правительства РФ от 10.02.2017 № 172 (ред. от 30.01.2019) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
8. Указ Президента РФ от 28.04.1997 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации».
Монографии
9. Воронина Н.В. Экономика городского хозяйства. – М.: Инфра-М, 2005.
10. Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права: Монография. Екатеринбург, 1997. 72 с.
11. Демин А.В. Государственное регулирование экономики жилищно-коммунального хозяйства: Научное издание. – М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2009. 288 с.
12. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.
Журнальные и газетные статьи
13. Адарина Р.Т. Ресурсоснабжающие предприятия ЖКХ: экономический и правовой аспекты определения // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2012. № 5. С. 30–35.
14. Вопленко Н.Н. Правовые отношения: понятие и классификация // Вестник Волгоградского государственного университета, 2003. № 3. С. 76–89.
15. Кондратьева М.Н., Баландина Е.В., Николаев Г.А. Проблемы Жилищно-коммунального хозяйства: законодательный аспект // Приоритеты России, 2011. № 39 (132). С. 10–14.
16. Никитинская Е.В. Понятие жилищно-коммунального хозяйства в контексте Российского законодательства // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2018. № 2. С. 162–165.
17. Стукалов А.В. Место и роль жилищно-коммунального хозяйства в решении вопросов местного значения органами публичной власти // Административное и муниципальное право, 2011. № 12. С. 5–15.
18. Шкода Т.А. Анализ терминологического аппарата сферы жилищно-коммунального хозяйства // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие), 2016. Т. 7. № 1. С. 72–75.
19. Электронные ресурсы
20. Белова Т.В. Современное состояние жилищного фонда: постановка основных проблем и пути решения // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 6.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13409 (дата обращения: 28.04.2021).
21. Большая советская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict/bse?letter=0.
22. Статистическая служба Европейского союза (Eurostat). [Электронный ресурс]. URL: https://ru.nencom.com/spravochnik/organizacii/eurostat/
23. Информационные материалы с официального сайта Федеральной Антимонопольной Службы Российской Федерации // https://fas.gov.ru/news/26865 (дата обращения: 20.04.2021).
24. Информационные материалы по теме: «Стратегическое направление развития «ЖКХ и городская среда» с официального сайта Минстроя России // http://www.minstroyrf.ru/trades/gorodskaya-sreda/strategicheskoe-napravlenierazvitiya-zhkkh-i-gorodskaya-sreda/ (дата обращения: 20.04.2021)
25. Информационные материалы с официального сайта Правительства России http://government.ru/rugovclassifier/480/main/(дата обращения: 27.04.2021)
26. Консьерж. Еженедельная аналитическая газета о жилищном фонде. [Электронный ресурс]. URL: http://www.konserg.ru.
27. Павленко М.Д. Сущность жилищно-коммунальных услуг как общественно важного социального блага // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. № 17. С. 207–211. [Электронный ресурс].
28. Ряховская А.Н. Подходы к оценке эффективности деятельности ЖКХ регионов на основе комплексной системы показателей. - Институт социально-экономических исследований УНЦ РАН - Экономика и управление 11(60), 2009 – С. 164.
29. Стукалов А.В. Реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства: автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 2013. - С.7-8..
30. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 г. по делу № А21-9674/2013; Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011 г. по делу № А75-6617/2010 // Архив решений арбитражных судов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultantkirov.ru.
31. Федеральная служба государственной статистики (ФСГС РФ). [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/.