Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Журналистика, как вид творческой деятельности, появилась сначала в устной форме, а затем, благодаря возникновению письменности, обрела бумажный вид. Как бы странно ни звучало, но музыка прошла те же эта-пы развития. Изначально передавалась лишь ее звуковая часть, но вскоре стали рисовать нотный стан и обозначать мелодии с помощью графиче-ских знаков. И когда эти разнонаправленные, но в то же время и очень похожие области слились, зародился такой уникальный жанр, как музы-кальная журналистика. Причиной ее возникновения стала потребность в объяснении феномена музыки, прогнозировании тенденций развития и анонсировании событий этой области искусства. Затем у нее появилось множество функций и задач, а так же форм распространения. Музыкаль-ная печатная периодика с начала существования заявила о себе, как о сфере деятельности настоящих мастеров пера и специалистов музыковеде-ния.
1. Появление первых музыкальных изданий в XVIII-XX вв.
1.1 Типологические особенности музыкальных изданий
Возникновение музыкальной журналистики Т. А. Курышева объясняет необходимостью «разъяснения сложного музыкального процесса». Затем эта деятельность вышла на качественно новый уровень - музыкальной кри-тики, чему способствовало развитие общественно-художественного созна-ния.
По мнению ученого, музыкальная критика «отражает характер мысли-тельной деятельности», а музыкальная журналистика - «форму реализации особой музыкально-литературной деятельности». Следовательно, через музыкальную журналистику реализуются как оценочная мысль (критика), так и просветительство - «популяризация и пропаганда любой публици-стики, направленной на музыкально-культурный процесс». Ученый разде-ляет музыкальную критику на два подвида: музыкально-критическая мысль (оценочный подход к музыкальному искусству во всех формах его проявления) и музыкально-критическая журналистика (направленная на музыкальное творчество профессиональная оценочная деятельность, реа-лизуемая в специальных текстах (письменных или устных); а также все труды, созданные в этом жанре).
Исследователь П. Л. Свердлов говорит о двояком определении музы-кальной журналистики. По мнению ученого, материалы, относящиеся к музыкальной журналистики можно разделить на две вида: публикации СМИ на тему музыки и публикации, являющиеся «специфической формой литературно-художественной критики».
Иной подход к разграничению музыкальной критики и журналистики предлагает А. Э. Семенова: по стилистике текста и типу аудитории. Авто-рами критических материалов являются музыковеды, следовательно, язык их текстов будет отличаться наличием специализированных терминов, в публикациях будут присутствовать отсылки к фактам и событиям, извест-ным узкому кругу читателей. И рассчитаны данные материалы на профес-сионалов в музыкальной сфере. В то время как журналистские тексты ори-ентированы на «обывательские массы» и их задачами являются просвеще-ние, разъяснение, воспитание и побуждение стремиться к развитию.
М. Г. Чурсинова вслед за А. Э. Семеновой утверждает, что для содруже-ства музыкантов и композиторов критика выступает «формой самопозна-ния и самооценки». Также исследователь отмечает, что данные материалы содержат большое количество терминов и подходят для специализирован-ных медиа. В свою очередь материалы, относящиеся к музыкальной жур-налистике, распространяются в массовых изданиях и рассчитаны на широ-кий круг потребителей.
На наш взгляд, материалы о музыке, рассчитанные на обывателя, долж-ны быть интересны и профессионалу. Поскольку специалисты в данной области также являются потребителями массовых изданий. В этом и за-ключается главная сложность создания продукта музыкальной журнали-стики.
Таким образом, понятие «музыкальная журналистика» включает в себя музыкальную критику, которая может служить одним из методов создания материалов о музыке (журналист использует оценочный подход при опи-сании музыкального явления).
Перед исследователями также стоит проблема в отнесении понятия «му-зыкальная журналистика» к более широким категориям. На данный во-прос пытаются ответить ученые разных направлений, в связи с этим сфор-мировалось два подхода: музыковедческий и медийный.
Музыковеды считают музыкальную журналистику разделом прикладно-го музыковедения. Данной точки зрения придерживается Л. А. Птушко. Между этими категориями ученый усматривает «семантические и функци-ональные» связи. Также исследователь отмечает, что публикации, относя-щиеся к музыкальной журналистике, должны выполнять просветительскую функцию. Эта функция заключается в передачи существующих культур-ных кодов через работу журналиста. Л. А. Птушко приводит музыкально-эстетические принципы, которые, по ее мнению, должны отражаться в ме-дийных публикациях о музыке: эмоциональная экспрессия, соответствую-щая выбранной стилистике и оригинальной интерпретации, драматургиче-ская стройность и точность образной характеристики, целенаправленность на потребителя.
1.2 История появления и развития американских и европейских
музыкальных изданий
Музыкальная журналистика, как было замечено ранее, начала свое суще-ствование с печатного формата выпускаемого материала, то есть на основе уже хорошо освоенного печатного дела. Это произошло во времена воз-никновения и быстрого развития периодических изданий в Европе начала XVIII века. Первый в истории музыкально-критический материал вышел под названием «Эссе о музыкальной выразительности» благодаря англий-скому композитору Чарльзу Эвисону в 1725 году. Ранее же темы подобно-го направления были лишь частью философских трактатов, размышлений и высказываний. Тогда и произошло зарождение новой сферы журналист-ского творчества, определившего главным объектом изучения и обсужде-ния – музыку. А журнальная периодика в свою очередь получила роль «музыкального просветителя» всего цивилизованного мира. Стоит упомя-нуть, что на протяжении двух веков особенное место музыке уделялось во многих сферах культурной жизни. Такие выдающиеся личности Европы того времени как Гете, Гофман, Вагнер в своем творчестве неоднократно делали акцент на важность роли музыки в иерархии искусств, отмечали ее влияние не только на личность конкретного человека, но и на формирова-ние общественной мысли. (7) А примером тесного переплетения музыки и письма стал феномен «литературной оперы».
В XX веке значимость музыкальной журналистики в сфере средств мас-совых информаций многократно возрастает. Обретая собственные правила и особенности, она перенаправляет ориентир с сугубо академических, спе-циализированных материалов, на печать для массового читателя. Так называемые музыкальные журналы, представляющие собой в основном нотные записи, не хотели уступать роль общественного просветителя аль-манахам и сборникам, посвященным обсуждению проблем музыкального искусства. И, взяв курс на аналитику и публикацию новостных статей, сме-стили акценты в изданиях и вернули аудиторию. Ярким примером стало французское еженедельное издание «Le Guide Musical», захватившее вни-мание серией репортажей о событиях парижской музыкальной жизни, а так же совершенно новым форматом публикации писем композитора Пе-тера Бенуа о фламандской музыке.
Неоспоримым лидером по количеству, качеству и разнообразию музы-кальных изданий уже в то время стала Америка. В 1894 году начинает свою работу еженедельник «Billboard», первоначально посвященный сфе-ре индустрии искусства в целом. Это издание ввело в практику публика-цию хит-парадов – списков наиболее популярных в какой-либо промежу-ток времени медиапродуктов. На протяжении последующих пятидесяти лет появляются такие журналы как «Variety», «Cashbox», «Record World», имеющие схожий развлекательный контент с акцентом на поп-музыку.
2. Становление отечественной музыкальной журналистики
2.1. Специфика отечественной музыкальной журналистики в XVIII-XIX вв.
В печатной периодике России первые материалы о музыке стали появ-ляться в конце XVIII века. Благодаря популярным в то время салонным концертам, музыка впервые становится частью светской жизни. Данный период даже нельзя назвать этапом развития музыкальной периодики, ведь публикации на эту тему выходили очень редко и нерегулярно. Даже первый ежемесячный журнал «Музыкальные увеселения», издававшийся в Москве в 1774 году, состоял лишь из нотных партий различных отече-ственных и зарубежных произведений. Первым нотным изданием, выхо-дившим вне столицы, стал «Азиатский музыкальный журнал». Его осо-бенностью стало перемещение акцентов на народный музыкальный фольк-лор народов Средней Азии и Кавказа. Чуть позже, в 1842 году, начало публиковаться первое Петербургское нотное издание «Нувеллист», став-шее первым русским собственно музыкальным журналом благодаря лите-ратурным прибавлениям. Вслед за ним появляются «Музыкальный свет», «Пантеон», «Искусства», «Музыкальный и театральный вестник», позднее – «Музыка и театр». Музыкальные журналы того времени хоть и были рассчитаны на различные общественные круги, однако не отличались раз-нообразием и содержательностью публикаций.
Все изменилось с наступлением 70-х годов XIX века. Изменения во всех сферах общественной жизни спровоцировали «расцвет и последовавший за ним кризис идеологии и практики народничества, пик событий - рево-люционная ситуация на рубеже десятилетий; её резкий слом после убий-ства царя Александра II, наступление длительной реакции, в недрах кото-рой вызревали новые революционные силы».
Тогда культура стала средством пропаганды и самовыражения.
Общественные волнения часто выступают в роли катализаторов всех ви-дов деятельности, потому и музыкальная культура совершала прорывы в композиторской, научной, критической, исполнительской областях. Именно в это время особенно популярная идея национального самосозна-ния нашла воплощение в музыкальном творчестве. Фольклорные мотивы, песни, обряды – все это стало объектом изучения и обсуждения не только среди музыкантов, но и сотрудников газет. Ярким примером стал матери-ал «Песни Архангельской губернии», перепечатываемый в 8 номерах местных печатных ведомостей. К тому же авторами статей на подобные тематики нередко выступали обычные любители народного творчества. Их вдохновляло большое количество появившихся песенных сборников, та-ких как «Онежские былины», «Причитания Северного края», «Русские народные песни».
2.2. Особенности отечественных музыкальных изданий в XX в.
Второй этап в истории отечественной музыкальной периодики приходит-ся на начало XX в. Культура этого периода формировалась в условиях революционных переворотов и борьбы идеологий.
И несмотря на первостепенность политической и экономической обста-новки в стране, искусство впитывало и художественно воплощало в себе все общественные изменения. Перед печатной журналистикой ставились новые задачи и цели, вслед за ней развивалась и музыкальная периодика. Появление и популяризация жанра музыкальной критики говорит о по-вышении интереса аудитории того времени к мнениям профессионалов. Все больше известных музыковедов и деятелей искусств посвящали себя писательству, даже возглавляли редакции музыкальных журналов. Появ-ляется масса пролетарских изданий: «Музыка и быт», «Музыка и Ок-тябрь», «Музыка и революция». Но общее число музыкальных изданий заметно сокращается, и основными со временем становятся: «Советская музыка», «Музыкальная жизнь», «Советская эстрада и цирк». Музыкаль-ные спектакли также освещают: «Театр», «Театральная жизнь», «Балет».
Так же нельзя не упомянуть о такой форме музыкальной печати как ака-демические издания. Такого рода формат никогда не рассчитывался на массовую аудиторию, однако статьи с глубоким, профессиональным ана-лизом объектов музыкального мира пользовались популярностью благо-даря творческому объединению простоты языка и характеристики пред-метных элементов. Наиболее выдающимся стал журнал «Советская музы-ка», выходящий с 1933 года и существующий до сих пор, но уже под названием «Музыкальная академия». По собственному определению изда-ния - это ежеквартальный теоретический и критико-публицистический журнал, ориентированный исключительно на читателя-музыканта. Он включал в основном материалы о творчестве отечественных музыкантов, что очевидно ввиду проводимой тогда политики.
Но критические статьи, рецензии на концерты и театральные премьеры, дискуссии на тему проблем музыкальной сферы достаточно полно осве-щали положение музыки в стране и мире. Впрочем, академические мате-риалы по сей день носят в основном не журналистский, а научный харак-тер, потому и читаются в основном в кругах специалистов и студентов профессиональных заведений. С приходом к власти большевиков, во всех сферах общественной жизни началась активная пропаганда новой идеоло-гии. И для укрепления позиций было необходимо привлечь на свою сто-рону пользующуюся авторитетом творческую и научную интеллигенцию. Самыми известными ее представителями являются музыковед и критик Б.В. Асафьев, искусствовед А.В. Луначарский, и такие исследователи му-зыкальной критики как Р.И. Грубер, В.М. Богданов-Березовский, П.А. Вульфиус, И.И. Соллертинский и М.С. Друскин. Можно сказать, что тот период ознаменовался утверждением положения специалистов и профес-сионалов, а так же принятие обществом культуры, как средства пропаган-ды, воспитания и просвещения.
Следующим этапом развития музыкальных изданий стал период сталин-ского правления. Его основной чертой был тотальный контроль над всеми сферами общественной жизни. Репрессии, ужесточение цензуры, гонения за пропаганду западнических настроений – все это тормозило и развитие культуры. Понятие музыкальной журналистики в то время еще не приме-нялось, потому печатные материалы о музыке объединили под термином музыкальной критики. Статьи публиковались в основном не в специализи-рованных, а в массовых изданиях.
В это время за своеобразный образец были взяты работы критика В.В. Стасова, дававшего довольно жесткие оценки событиям музыкальной жиз-ни. Под влиянием времени и работ различных общественных деятелей формируется так называемая база советской художественной критики, ко-торую музыковед В.Б. Валькова определяет как тоталитарную модель. Основными ее чертами, по мнению исследователя, стали: а) незыблемость её высокого официального статуса; б) то, что за образец выдаётся стасов-ское предпочтение вне художественных критериев оценки; в) подчинение художественной мысли единой государственной политике. Здесь появляет-ся такой тип автора текста, как журналист-идеолог. Таким образом глав-ной темой во всех направлениях журналистики 30-х годов стало всеобъем-лющее восхваление коммунизма, проявлявшееся в односторонности осве-щения событий культурного мира.
3. Журнал «Rolling Stone» как тип издания
3.1. История становления журнала «Rolling Stone»
Типологический анализ периодического издания Rolling Ston
I. ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ
1. Название (Общее, приложения (вставки) регионального). Предыдущие названия (дата). Rolling Stone
2. Девиз. Все новости, которые подходят
3. Начало выхода издания (дата). Первый журнал вышел в 1967 году.
4. Учредитель. Главный редактор (Президент). Издатель. Янн Веннер, Ральф Глисон. В России с 2004 года - издательский дом «СПН-Медиа».
5. Сведения о регистрации. нет
6. Вид издания: журнал.
7. Специализация: музыкальная журналистика
8. Регионы распространения. Европа, США
9. Цена. 25 долларов
10. Адрес редакции. Сан-Франциско
II. КАЧЕСТВЕННО-КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
КАЧЕСТВЕННЫЕ
1. Тип издания (типологические характеристики). Рок-музыка, ки-но
2. Содержание (О чем?). Музыка, кино
3. Язык. Английский
4. Категория читателей (характеристика целевой аудитории). Из-начально, журнал был рассчитан на поколение хиппи, однако издание быстро разрослось, и завоевало репутацию самого ожидаемого и респек-табельного журнала о музыке.
5. Основные устойчивые рубрики/тематические полосы (краткая характеристика - описание). В первых 10 выпусках в порядке появления были следующие:
Джон Леннон
Тина Тернер
Битлз
Джими Хендрикс, Донован & Отис Реддинг
Джим Моррисон
Дженис Джоплин
Джими Хендрикс
Монтерейский поп-фестиваль
Джон Леннон и Пол Маккартни
Эрик Клэптон
6. Цветность издания. Поноцветное
7. Фотографии, инфографика, рисунки, коллажи. Есть
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ
1. Периодичность. Выходит - два раза в месяц
2. Время выхода в свет (основной, дополнительный, утрен-ний/вечерний выпуск, приложения – субботнее, воскресное). основной, до-полнительный,
3. Тираж. около миллиона экземпляров
4. Формат. А4
5. Количество полос. 60
III. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИЗДАНИЯ
1. Ареал распространения. США, Европа, Россия с 2004 года
2. Способ распространения (подписка, розница, интернет). под-писка, розница, интернет
3.2. Особенности международных аналогов издания.
Журнал «Rolling Stone Russia»
Первой страной, заинтересовавшейся в издании «Rolling Stone», стала Австралия. Сначала аналог издавался только в качестве приложения к журналу «Go-Set», а полноценно вошел в печать с 1972 года. Спустя два-дцать лет, на пике популярности, аналог журнала стали издавать Герма-ния, Испания и Аргентина. В 2000-е его читательская аудитория превыси-ла 16 миллионов человек благодаря тому, что в ряды стран-издателей во-шли Италия, Франция, Мексика, Бразилия, Чили, Китай, Турция, Колум-бия, Индия, Индонезия и, конечно же, Россия.
Журнал «Rolling Stone Russia» был впервые выпущен в 2004 году благодаря издательскому дому ООО "Мотор-Медиа" по лицензии амери-канской издательской корпорации Wenner Media LLC. Он позиционирует себя как мужской журнал о современной культуре. Тираж в размере более 100 тысяч экземпляров распространяется по всей территории РФ, а так же стран СНГ (11). Постоянные рубрики журнала:
• Rock&Roll – включает в себя самый широкий спектр материалов о самых интересных и актуальных новостях мира кино, музыки, литературы и даже политики;
• Top-5 – подборка главных событий мира культуры за последний ме-сяц;
• Про явления – под таким каламбурным названием публикуют статьи о восходящих звездах, имеющих известность лишь в узких кругах;
• Ближний Свет – в основном рубрика публикует материалы светской хроники, подкрепляя их эксклюзивными фотографиями;
• Кавер-стори – развороты, посвященные персонажу с обложки;
• Интервью RS – собственные корреспонденты журнала беседуют с героями какого-либо актуального информационного повода;
• Архив – повторная публикация особо памятных материалов про-шлых номеров;
• Общество потребления – наиболее скандальный раздел, который публикует откровенное интервью с известными людьми за бутылкой горя-чительного напитка;
• Обзоры – анонсы премьер и мероприятий всех сфер культуры.
Авторскими рубриками российского издания стали:
• «9 Кругов МКАДа» - интервью со знаменитостями, взятые во время экстремальных поездок по московским улицам с профессиональными ав-тогонщиками;
• «Политинформация» - отечественные политические сенсации;
• «АК Троицкий» - собственно авторская колонка, публикующая эссе, заметки и очерки российского журналиста Артемия Троицкого;
• «Быть или не пить с Михаилом Ефремовым» - на полосах раздела печатаются беседы колумниста «Rolling Stone» о геополитике, алкоголе в московских барах и воспитании детей.
3.3. Жанровая специфика и особенности содержания журнала
«Rolling Stone»
В наше время общество неразрывно связано с информационным потоком, потому система СМИ на данный момент обладает такой большой властью, позволяющей не только добывать и обрабатывать различные сведения, но и выступать инструментом создания социальной реальности. Именно через масс-медиа, в том числе и через журнал «Rolling Stone», каждый член об-щества может получить столько информации, сколько ему требуется. А ка-кую окраску этой информации предаст издание зависит от множества фак-торов общественной обстановки в стране или даже мире. Вслед за спосо-бом изложения новостей и событий меняется и восприятие реальности лю-дей. Таким образом, масштаб влияния СМИ куда больше, чем каждый из нас может себе представить. Любое издание, в том числе и «Rolling Stone», не просто передает факты своим читателям, он, посредством выводов в опубликованных статьях, наталкивает на восприятие информации через призму субъективного авторского мнения.
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены история становления и особенности развития музыкальной печатной периодики на примере журнала «Rolling Stone» и его отечественного аналога. Благодаря прове-денному исследованию, мы можем определить роль данного издания, как ведущую на мировом рынке специализированных музыкальных журна-лов. В виду высокого уровня актуальности выбранной темы и большой степени изученности, мы смогли достаточно полно охарактеризовать место музыки в журналистике, а так же показать, что данная сфера представляет интерес не только для читателей-профессионалов, но и для обывателей в данном сегменте культуры.
В процессе работы нами были выполнены следующие задачи: вы-явление жанровых особенностей исследуемой области, изучение процесса появления и развития музыкальной печатной периодики в России и мире, а так же анализ зарубежного специализированного издания и его сравнение с отечественным аналогом.