Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования раскрывается в том, что имеется как практическая, так и теоретическая значимость вопросов организационно-правового характера, которые соотнесены с интеграцией в мировое сообщество нашего государства и, соответственно, важностью занимаемого места государственных органов в соблюдении конституционных гарантий и их практической и теоретической значимости. Также основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Основополагающим законом несомненно в нашем государстве является Конституция РФ и в ней в ст. 17 раскрыта важность прав и свобод гражданина и гарантия, которая вменяема государством. Несмотря ни на что, в Конституции присутствует уточнение касательно прав и свобод о первоочередности и важности правосудия в РФ, и гражданин Российской Федерации вправе обратиться в международные органы защиты в случае, если исчерпаны все возможные внутренние способы защиты прав, свобод и интересов человека и гражданина. В данном случае подразумевается система социально-экономических, политических, административных и правовых условий, направленных на обеспечение, охрану и восстановление указанных прав. Установленные государством гарантии взаимосвязаны и взаимообусловлены, что придает определенную систематичность и структурированность механизму обеспечения прав и свобод человеку и гражданину.
1. ОБЩИЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД
1.1 Международная защита прав и свобод
Защита прав и свобод человека и гражданина является для каждого современного правового государства весьма значимой обязанностью и важной. Рассматриваемая модель находит своё отражение во Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 , Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 и в целом перечне международных документов разного типа.
В Конституции РФ из ст. 2 можно подчеркнуть, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека – обязанность государства» .
Правовым требованиям не всегда может в полной мере соответствовать какие-либо взаимоотношения от представителя государства и гражданина и также далеко не всегда оно конструктивно. Частично эта взаимосвязь может на то ссылаться, что на межгосударственном уровне (и на государственном) кроме как обобщенного вида по-иному права и свободы не могут быть сформулированы, но любой человек в какой-то определенной ситуации может наблюдать их и понимать далеко не так как видит их государство в своём официальном интерпретировании и толковании.
Если гражданин РФ считает, что его политические либо гражданские права каким-то образом нарушаются, то у него всегда имеется право обратиться с целью получения защиты в международные органы, к подобным структурам относится Европейский Суд по правам человека при Совете Европы и Комитет по правам человека Организации Объединённых Наций.
Означает международная защита прав целый спектр норм, в которых раскрывается суть взаимодействий государства и гражданина, которые направляются и стимулируют защиту их от нарушений разного рода, также через защиту данного рода определяются обязанности гражданина, которые возложены на него перед государством и аналогичные права государства относительно граждан. Дополнительно создаётся контроль, который регламентирует выполнение государством его обязанностей.
1.2 Конституционно-судебный механизм защиты прав и свобод
В конституционном Суде в нашей стране существует одна основная и главная функция и это защита прав и свобод людей в их отношениях между собой, но прежде всего – с органами власти (ст. 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) «О Конституционном Суде Российской Федерации» ).
Конституционный Суд Российской Федерации исходя из анализа положений выше указанного закона является в нашем современном мире главным защитником прав гражданина. Функция эта следующим образом осуществляется – когда в суд поступает жалоба, то он проверяет на конституционность подлежащий применению или применяющий закон. В нашей стране Конституционный суд обладает возможностями довольно существенного уровня, ведь является не только органом контроля, но и является самостоятельным субъектом, который осуществляет независимую судебную власть. На первый взгляд возможна мысль о том, что значимость Конституционного суда в нашей стране лишь второстепенна, но это будет ошибочное мнение. При поступлении жалоб на нарушение свобод и прав, которые закреплены в конституционных законах из будет рассматривать Конституционный суд РФ, если ранее они рассматривались в других судах судебной системы России (арбитражным или общей юрисдикции).
1.3 Судебная защита прав и свобод
В Конституции РФ ст. 46 прописана одна из главных правовых гарантий и это несомненно судебная защита прав и свобод, через неё гарантируется защита прав и свобод для каждого гражданина и в её пределах возможно обжалование в суд решений и действий (или бездействия) любых государственных органов и должностных лиц. Положение, которое в данной конституционной норме указано как несомненная гарантия будет являться для защиты прав и свобод граждан от всевозможных нарушений в сфере решений и действий, с ними же и решений от судебных органов. Через всю савокупность процессуальных средств действует судебная защита прав, которые создают правосудие справедливого характера и способствуют быстрому восстановлению тех прав граждан, которые были нарушены, в действующем законодательстве данное право расписано подробно .
Очень важный момент, на который несомненно стоит обратить внимание, это то, что судебной защите присвоен универсальный характер, что весьма ценно. Независимость суда предусмотрена в Конституции, он может быть подчинен лишь действующему законодательству, также озвучен и принцип равенства всех перед законом и судом. Судебное разбирательство также наделено и особой процессуальной формой, все судебные решения в обязательном порядке должны быть исполнены. Любые субъективные права и законы, которые были не соблюдены и нарушены в праве защищаться в судебном порядке. Прямое действие Конституции и соответственно верховенство права в основном реализованы за счёт значимости права на судебную защиту как гарантия реализации прав в особенностях правосудия или в особых ролях судов.
1.4 Законная самозащита человеком своих прав и свобод
При случае нарушения прав и свобод и выборе законным представителем себя самого будет правомерна именно самозащита, при защите не от приступного, а конкретно от противоправного или объективно противоправного нарушений. При выполнении самозащиты не всегда происходит нанесение вреда нарушителям либо третьим лицам.
Право на самозащиту возможно реализовать при защите своих субъективных прав и свобод, а также законных интересов, если самостоятельно в специализированный орган или же суд передать составленный иск, или это даже возможно без привлечения таковых органов. Под самозащитой без привлечения специализированных органов понимаются такие действия как разного вида забастовки и демонстрации, отказ от дачи показаний относительно себя и близких родственников, свобода передвижения, а неправового характера способы самозащиты – это голодовки, либо молчание и т.п.
Через компетентные органы реализовать своё право на самозащиту можно через множество способов, например:
обратиться в Конституционный суд для защиты своих интересов;
обратиться к Уполномоченному по правам человека и субъектов РФ;
написать обращение напрямую Президенту;
создать объединение общественного типа, например, профсоюз;
обратиться в общественные организации, органы муниципальной власти, разного типа инстанции и другие правозащитные органы;
обратиться в международные организации.
Чтобы реализовать своё право на самозащиту человек в праве применить всё, что законом не под запретом, любые способы и методы, которые будут правомерными, они будут личностью приводится в исполнение самостоятельно для ликвидации различных нарушений собственных прав и свобод, без какой-либо посторонней помощи .
1.5 Административно-правовая защита прав и свобод
В России носителем прав и свобод является человек или гражданин. Понятия «права человека» и «права гражданина» связаны как общие и частные и представляют собой набор мер возможного поведения. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина – из позитивного, хотя и те, и другие носят неотъемлемый характер.
В действующем законодательстве отражение нашли следующие положение из Главы 2 Конституции относительно прав человека – это право на участие в государственном управлении, проведение публичных мероприятий, право на частную собственность относительно земель и право обратиться в государственный орган. Для иностранцев существует весьма своеобразный подход к их правам в нашей стране, на здравоохранение и образование для них право особого рода, но вот в правах избирательного права или же на государственную службу для них существуют ограничения.
2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД (ГАРАНТИИ ПРАВОСУДИЯ)
2.1 Гарантии подсудности
Правовые реформы, проводимые в последнее время, привели к переменам и в сфере осуществления правосудия. В судах увеличивается количество рассматриваемых споров, а особенности построения судебной системы и функциональное распределение дел между судами определяют важность вопросов разграничения компетенции по рассмотрению и разрешению споров, поскольку неточность в регулировании данных вопросов приводит к недобросовестному поведению и злоупотреблению процессуальными правами
В ст. 47 Конституции чётко указано: «никто не может быть лишен права на рассмотрения его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом». Исходя из этого положения Конституции можно подчеркнуть важное значение приобретают правила разграничения дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Повышение качества судопроизводства, а также обеспечение полной правовой защиты прав граждан и законных интересов юридических лиц - основное направление реформирования судопроизводства. Показателем доступности и эффективности правосудия является способность заинтересованных сторон реализовать свое право на обращение в суд. Наличие в судебной системе различных ветвей власти, каждая из которых ведет свой тип судопроизводства, усложняет процедуру обращения в суд и определения компетенции суда разрешать спор .
Таким образом, эффективность судебной защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов зависит от реализации конституционного права на судебную защиту и процессуального права на обращение в суд, которое в настоящее время напрямую связано с институтом подсудности, поскольку категория «Юрисдикция» исключена из процессуального законодательства.
2.2 Право на юридическую помощь
Конституционное право на квалифицированную юридическую помощь входит в правовой институт основных прав и свобод человека и гражданина, лежащих в основе правового статуса личности. Это право, с одной стороны, является одним из важнейших прав человека и гражданина, а с другой - гарантией соблюдения ряда других прав личности . В первую очередь это связано с тем, что деятельность комплекса государственных органов, осуществляющих деятельность в сфере уголовного судопроизводства, связана со значительными ограничениями прав и свобод широкого круга лиц, являющихся участниками уголовно-процессуальных отношений. При этом не все из них обладают широким спектром знаний в области права, что позволяет им самостоятельно и эффективно защищать свои права в сфере уголовного судопроизводства.
Гарантируется это право в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, которая гласит: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».
Наиболее укоренившейся формой реализации рассматриваемого права является институт адвокатуры. Несмотря на богатую историческую традицию существования адвокатуры и связанных с ней форм представления частных интересов перед государством, несмотря на то, что институт адвокатуры в своем существовании практически не прерывался в революционный период, когда многие буржуазно-либеральные правовые институты были полностью разрушены, адвокатура как форма защиты прав человека и гражданина в правовом поле была создана сравнительно недавно, вместе с принятием современной правовой базы ее деятельности, в советское время смысл ее существования был понимается не как защита прав, интересов доверителя (клиента), а как защита социалистической законности .
2.3 Презумпция невиновности
Презумпция невиновности как принцип раскрывает свою сущность в том, чтобы создать новые и универсальные механизмы защиты для обвиняемого (также подозреваемого и подсудимого). Так, уполномоченное должностное лицо (следователь /дознаватель) обязано осуществить весь комплекс процессуальных действий, установленных действующим законодательством, для полного и всестороннего выяснения правды. В этом случае вся бремя доказывания вины обвиняемого ложится на компетентные органы. Этот факт становится своеобразной преградой, защищающей уголовное производство от произвола уполномоченных лиц.
Более того, если в ходе разбирательства возникают спорные моменты относительно того, как интерпретировать те или иные доказательства - как оправдывающие или как инкриминирующие, - закон дает четкое указание в ч. 3 ст. 14 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 13.04.2021) (далее – УПК РФ), указывая, что любая неуверенность в доказательной базе толкуется в пользу обвиняемого и должна рассматриваться как его оправдание. Конечно, следователь / дознаватель, являясь ключевым субъектом доказывания и формирующим уголовное дело для передачи его прокурору, занимает несколько пристрастную позицию.
Во-первых, отсутствие доказательств и возврат дела прокурором указывают на недостатки следователя и характеризуют его не с лучшей стороны, указывая на недостаточную квалификацию. В этой связи, как правило, возврат уголовного дела прокурором рассматривается как своего рода «профессиональный брак».
Во-вторых, существующая система оценки эффективности следователя / дознавателя носит обязательный статистический характер, формируя своего рода «план раскрытия информации», который иногда вынуждает следователей / дознавателей прибегать к довольно радикальным мерам для его реализации .
2.4 Запрет повторного осуждения за одно и то же преступление
С античных времён применим принцип nоn bis in idem, который по своей сути запрещает за единичное преступление вторичное преследование и наказание.
Данный принцип закрепляется в действующей Конституции нашей страны в ч. 1 ст. 50: «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление». В Уголовном кодексе Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021) (далее – УК РФ), данный принцип был прописан в ст. 6 «Принцип справедливости» в ч. 2: «никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление». Как наказание, так и осуждение подразумеваются под данным запретом и несомненно это не маловажный факт, когда необходимо решить вопрос о повторном привлечении к ответственности уголовного характера, не только в роли признака, отягчающего квалификацию преступления, а также и как более строгое наказание.
2.5 Недействительность незаконно полученных доказательств
В Конституции ч.2 ст. 50 не двусмысленно прописано правило, гласящее, что во всех видах судопроизводства невозможно использовать доказательство, которое было получено в результате нарушения федерального закона.
Хотя этот запрет закреплен в статье, части 1 и 3 которой посвящены основным правам, которые реализуются только в сфере уголовного судопроизводства, это не дает повода, чтобы эту сферу ограничить лишь уголовными делами.
2.6 Право на пересмотр приговора
Вновь предусмотрено общее разрешение на обжалование в суде решений органов государственной власти (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ), не знающих исключений (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ). статьей 50 Конституции Российской Федерации в отношении осуждения лица по приговору суда как одной из форм осуществления государственной власти (статья 11 Конституции Российской Федерации). Абсолютная также заключена в возможности в роли особого случая обжаловать приговор, при том, что он не будет ограничивать право судебной защиты, за счёт чего российское законодательство отличимо от международно-правового, в котором возможны из прав исключения для обжалования осуждений касательно мелких правонарушений, или же при осуждении Верховным судом первой инстанции или, когда апелляционный суд выносит обвинительный приговор после обжалование оправдательного приговора в первой инстанции (часть 2 статьи 2 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Возможность, которую предоставил международный суд, на своё усмотрение не применил Российский конституционный законодатель и не стал для данных случаев ущемлять правило «двух инстанций».
2.7 Гарантия от самообвинения
Настаивать и принуждать на даче показаний человека против самого себя или признать себя виновным. От него также нельзя требовать, чтобы он свидетельствовал против своих близких, к примеру, супруга либо родственников, круг этих близких людей прописан в законе. По ст. 5 УПК к их числу относятся родители, дети, родные братья и сестры, опекуны и усыновленные, дедушки, бабушки, внуки. Следовательно, если показания гражданина могут быть использованы против его интересов или же исходя из них он/ либо его близкие родственники могут обличаться в совершении преступления, то у него есть право отказаться от дачи таких показаний. Также в УК прописан ещё ряд критериев, по которым установлены и другие случаи, способствующие освобождению от дачи показаний свидетельского характера.
Если в результате преступления или злоупотребления властью человеку причинен моральный, физический или имущественный вред, то этот вред подлежит возмещению. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования автор работы пришел конкретным выводам:
международная защита прав и свобод человека и гражданина является средством прогрессивного типа для достижения справедливости, но здесь не будут реализованы все подряд притязания, которые предъявляются носителями субъективных прав незаконно не удовлетворенных государством;
одно из основных положений в системе по защите конституционных прав занимает Конституционный суд, при реализации правосудия объектом будет являться лишь действие закона относительно конкретного лица/ группы лиц, а не действия должностных лиц либо государственных органов;
право на судебную защиту рассматривается неотъемлемым признаком правого государств, уровень которой выступает одним из главных показателей данного типа государства. Само право на судебную защиту состоит из материального и процессуального составляющих;