Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Банковская деятельность является чрезвычайно важной составляющей экономического развития каждой страны. Банковское кредитование существенно влияет на бизнес, рост потребительского спроса населения, и его благосостояние. Проблема организации процесса банковского кредитования, разработка эффективной и гибкой системы управления кредитными операциями является особенно острой для отечественных банков. Для обеспечения надлежащего уровня управления кредитной деятельностью банка, эффективного использования его кредитного потенциала, формирования оптимальной структуры кредитного портфеля, четкой организации кредитного процесса разрабатывается кредитная политика банка.
Необходимость формирования обоснованной и эффективной кредитной политики каждым коммерческим банком в современных экономических условиях связана, прежде всего, с важностью активизации положительного влияния кредитных отношений на объем и структуру денежной массы в стране и, как следствие, на стабильность денежной единицы, а также, с обеспечением потребности в дополнительных источниках финансирования расширенного воспроизводства.
1. Теоретические аспекты управления проблемной и просроченной задолженностью коммерческого банка
1.1 Сущность проблемной задолженности коммерческого банка
Выявление сущности проблемной задолженности коммерческого банка предполагает исследование целого комплекса вопросов, касающихся таких понятий, как «кредитование», «задолженность», «проблемная задолженность», «коммерческий банк», а также разнообразных взаимосвязей между ними. Кроме того, существенное значение при этом имеют вопросы правового характера. Сюда же следует включать и различные аспекты, касающиеся того обстоятельства, что по поводу многих понятий и их сущности среди ученых-экономистов до настоящего времени нет единства мнений. Тем не менее, основные черты указанных понятий и их взаимосвязей исследованы достаточно глубоко, в связи, с чем можно выделить те или иные аспекты, относящиеся к «ядерным», ключевым в рассматриваемом комплексе вопросов.
Коммерческие банки в своей деятельности имеют целью получение прибыли от использования финансовых ресурсов в процессах их перераспределения и вложений. Одним из приоритетных направлений вложений коммерческих банков выступает процесс кредитования.
В общем смысле под кредитованием понимаются финансовые взаимоотношения, в рамках которых взаимодействуют две (или более) стороны. При этом кредитодатель предоставляет заемщику во временное пользование финансовые ресурсы (однако ресурсы могут иметь и натуральную форму). Заемщик, в свою очередь, пользуется по своему усмотрению (самостоятельно) предоставленными ему финансовыми ресурсами. Процесс кредитования предполагает наличие двух ключевых условий – возвратность и возмездность. Первое условие означает, что заемщик обязан вернуть кредитодателю предоставленную им сумму в полном размере. Второе условие предполагает взимание определенной платы за использование заемщиком предоставленных ему финансовых ресурсов [4, c. 78].
Осуществление операций кредитования коммерческими банками связано с наличием кредитного риска, который неизбежно возникает в подобных финансовых взаимоотношениях. Не вдаваясь в подробности, можно указать, что условия возвратности и возмездности, которые необходимо выполнять заемщику, в силу различных обстоятельств (вплоть до форс-мажорного характера) не всегда могут быть выполнены. Это приводит к тому, что коммерческий банк получает в своей деятельности существенные суммы задолженности, которые являются просроченными либо безнадежными к возврату. Именно такие ссуды и являются проблемной задолженностью коммерческого банка. В связи с ее неизбежным наличием для руководства любого коммерческого банка одним из ключевых вопросов является то, каким образом может быть получена максимальная доходность деятельности при условии минимизации риска.
Как считает В.В. Владичин, выделяются следующие виды проблемной задолженности коммерческих банков:
– задолженность, погашение которой происходит с различными нарушениями тех или иных условий кредитного договора;
– задолженность погашается без нарушений кредитных обязательств, однако заемщик испытывает финансовые затруднения, что проявляется в кратковременных прекращениях погашения обязательств [11, c. 209].
На основании указанных в таблице 1.1 определений целесообразно осуществить дополнение определения понятия «проблемная задолженность». Под нею следует понимать актив, который имеет малую вероятность получения, имеющий различные признаки роста вероятности невозврата, в силу негативных тенденций в финансовом положении заемщиков, отсутствия либо ненадлежащего качества его обеспечения.
Следует далее отметить, что критерии выделения проблемной задолженности могут быть различны. Это касается не только различий в рамках банковских системах тех или иных стран, но также и кредитных учреждений в банковской сфере отдельного государства. Иными словами, любой коммерческий банк вправе устанавливать свои собственные критерии отнесения той или иной задолженности к категории проблемной.
В связи с этим целесообразно рассмотреть причины, лежащие в основе указанного процесса отнесения ссуды к проблемной.
Не претендуя на общность, рассмотрим следующие причины:
– в практике банковской деятельности имеют место и применяются различные классификации и критерии качества кредитов, входящих в кредитный портфель конкретного коммерческого банка. Это обуславливает формирование банком собственной политики в отношении применяемой им классификации задолженности. Подобная практика весьма распространена в деятельности крупных транснациональных банков, которые присутствуют во многих странах (в частности, Citibank присутствует более чем в 100 государствах мира). Формирование единого отчета о том, каково состояние кредитного портфеля своей банковской группы, связано с консолидацией данных каждого их территориальных подразделений, которые находятся в различных государствах;
1.2 Основные подходы в работе коммерческого банка с проблемной и просроченной задолженностью
Работа с проблемной задолженностью является одним из важнейших аспектов деятельности коммерческого банка. Чем более эффективны и продуктивны действия банка, направленные на урегулирование данного вопроса, тем значительно успешнее будет его положение на рынке банковских услуг.
В ходе своей деятельности любой банк вправе сам определять критерии выделения проблемной задолженности, а также выбирать методы и подходы работы с ней. Это очень важно, поскольку, от того, насколько качественно выбраны процедуры для урегулирования проблемной задолженности, зависит снижение риска принятия некорректных решений.
Говоря о просроченной задолженности, важно отметить то, что проблемные ссуды главным образом характеризуют снижение качества кредитного портфеля банка, появление дополнительных затрат, уменьшение суммы прибыли или даже появление убытков, что в последствии может повлечь за собой банкротство. Поэтому очень важным является определение эффективных методов работы с проблемной задолженностью.
Прежде всего, стоит отметить главные задачи, которые стоят перед системой управления при работе с проблемной задолженностью банка:
- определение вероятности возникновения проблемной задолженности;
- количественный анализ и оценка уровня «проблемности» предоставленных кредитов;
- контроль и анализ за уровнем «проблемности» кредитов, а также контроль за его влиянием на финансовую устойчивость банка и полученные результаты деятельности;
- определение источников покрытия образованной проблемной задолженности;
- выбор и реализация эффективных подходов и методов для снижения проблемной задолженности;
- контроль удельного веса проблемной задолженности в совокупном кредитном портфеле банка;
- систематический мониторинг за финансовым состоянием клиентов [19, c. 183].
Если говорить о мониторинге банка, то важно отметить, что она является необходимым для выявления, главным образом, признаков, которые влекут за собой ухудшение финансового положения заемщиков на более ранних стадиях. Поэтому, благодаря мониторингу можно разработать перечень мер, способствующих эффективному контролю проблемной задолженности до того, как ситуация станет безнадежной, а сами потери примут необратимый характер. Поэтому, главной целью мониторинга можно выделить выявление признаков «проблемности» активов до возникновения проблемной задолженности.
Особое место в мониторинге занимает:
- исполнение существующих кредитных обязательств;
- операции, связанные с банковскими счетами клиентов;
- обеспечение по кредиту и его целевое использование [20].
В процессе мониторинга участвуют риск-подразделения, залоговые, юридические службы, департамент безопасности и т.д. Подразделениями банка выявляются сделки с предпосылками «проблемности», после чего проводятся анализ возможного развития ситуации и выбор стратегии управления кредитом с признаками «проблемности».
Кроме того, по результатам мониторинга составляется отчет о проблемной задолженности. В зависимости от масштабов банка и кредитного портфеля периодичность формирования отчета может быть еженедельной, ежемесячной или ежеквартальной. Отчет о проблемной задолженности может включать следующие позиции:
- наименование заемщика;
- номер и дату кредитного договора;
- дату выдачи кредита;
- категорию качества ссуды, определенную для целей формирования резервов в соответствии с Положением № 590-П [3];
- дату возникновения просроченной задолженности;
- количество дней «просрочки»;
- сумму просроченного основного долга;
- сумму просроченных процентов по кредиту;
- начисленные штрафные санкции;
- другую информацию, на основании которой ссуда признана проблемной.
Согласно требованию Центрального банка РФ, после официального признания долга проблемным банк обязан создать резерв на своих счетах в размере 100% от суммы невыплаченного долга. При значительном росте проблемных кредитов такой резерв становится большим отягощением для самого банка, т.к. большая сумма средств выводится из оборота, а финансовые показатели банка резко ухудшаются.
Расходы, возникшие при формировании резерва на возможные потери, сформированного заново с учетом изменившейся категории качества отражаются на счете 45818 «Резервы на возможные потери», 45918 «Просроченные проценты по предоставленным кредитам и прочим размещенным средствам. Резервы на возможные потери».
В зависимости от полученной в ходе мониторинга информации и политики управления проблемной задолженности выбирается один из следующих методов дальнейшей работы с проблемными кредитами:
- самостоятельное управление;
- аутсорсинг;
- продажа третьим лицам [5, c. 97].
В настоящее время большинство современных банков выбирают самостоятельные методы борьбы с проблемной задолженностью. Многие банки считают его наиболее эффективным, несмотря на то, что он требует от банка значительных организационных и материальных затрат.
Наиболее действенным методом работы с проблемной задолженностью является реструктуризация. Данный инструмент предусматривает изменение существующих условий кредитного договора и условий погашения кредита. Кроме того, происходит корректировка и дополнение условий обеспечения возврата кредита путем внесения поправок и дополнений в кредитный договор. Однако, в зависимости от того, какая ситуация по кредиту сложилась у заемщика, реструктуризация применяется банками избирательно, в отношении конкретных заемщиков и видов ссуд, с учетом возможностей практической его реализации для достижения поставленной цели. Поэтому, встречаются несколько видов реструктуризации кредита. Один из них носит название «каникулы». Суть данного варианта реструктуризации в том, что банк производит отсрочку основного «тела» по кредиту, но оставляет проценты, которые должны выплачиваться регулярно. Но в данном случае, значение процентной ставки может варьироваться и увеличиться на 1-2 пункта. Такой вид реструктуризации будет выгоден самому банку, чего нельзя сказать о позиции в этом случае со стороны клиента. Такой способ работы с кредитом не будет интересен заемщику, поскольку ему придется нести дополнительные расходы по обслуживанию кредита.
Другой вид реструктуризации связан со снижением процентной ставки по кредиту на 1-2 пункта, однако, заемщик должен досрочно погасить большая часть займа, а также дополнительно к этому предоставить ликвидный залог.
Если говорить о том, как применение реструктуризации влияет на качество кредитного портфеля, то можно сказать, что его улучшение не происходит. Реструктуризация помогает только отложить отражение просроченной задолженности на балансе, о чем свидетельствует существование значительной доли реструктуризированной задолженности, по которой повторно возникло нарушение графика ежемесячных платежей.
Следующий подход, который используется при работе с проблемной задолженностью – это пролонгация. Она характеризуется продлением срока кредита путем предоставления клиенту новой ссуды [23, c. 14]. Однако, использование такого метода не всегда выгодно. Пролонгация приемлема только в том случае, если точно произойдет погашение кредита с новыми сроками кредитного договора. В таком случае долг приобретает новый статус – с «просроченного» переходит на текущий. Использование такого метода работы с проблемной задолженностью как пролонгация обуславливается тем, что финансовые трудности клиента признаются банком временными, и дальнейшее сотрудничество между ними является выгодным.
Если говорить более подробно о пролонгации, то стоит выделить то, что она может осуществляться в двух, отмеченных далее, формах. Первая форма предусматривает нехватку денежных средств у клиента, поэтому банк дает разрешение на разовое изменение даты погашения кредита. Вторая форма пролонгации заключается в том, что заёмщику предоставляются платежные каникулы или специального режима обслуживания кредита.
Платежные каникулы, предоставленные в рамках пролонгации, означают отсрочку погашения части платежа по предоставленной ссуде на период, равный 12 месяцам. В данной ситуации производятся только выплаты процентов. Срок кредитования может остаться прежним или увеличиться. Что касается специального режима обслуживания кредита, он предусматривает очередность выплат. В первую очередь выплачиваются суммы просрочки «тела» кредита, далее происходит выплата просроченных процентов, а затем – выплата штрафов и пеней.
2. Организация работы с проблемными кредитами в АО «Альфа-банк»
2.1. Общая экономическая характеристика АО «Альфа-банк»
АО «Альфа-Банк» является одним из крупнейших российских банков. АО «Альфа-Банк» занимает 7 место, по рыночной стоимости капитала, с учетом его нематериальных активов и долговых обязательств или активам- нетто, среди крупнейших банков России.
На конец 2020 года рыночная стоимость капитала АО «Альфа-Банк», с учетом его нематериальных активов и долговых обязательств, составила 2480,21 млрд. руб. Активы АО «Альфа-Банк» за 2020 год возросли на 7,85%.
Такой прирост негативно сказался на показателе рентабельности активов ROI. В 2019 году рентабельность активов-нетто была 2,58%, а в 2020 году снизилась до 0,34%.
Банк России выставляет для банков собственный свод обязательств и правил, которые обязаны выполнять все коммерческие банки. Когда мы говорим о надежности банка, мы понимаем, что это не один, а совокупность факторов, анализируя совокупность которых, мы можем судить о надежности банка.
Качество кредитного портфеля - это свойство его структуры. Данное свойство позволяет обеспечить максимальный уровень доходности кредитного портфеля банка при допустимом уровне ликвидности баланса банка и уровне кредитного риска.
Далее рассмотрим структуру текущих обязательств АО «Альфа-Банк» (табл. 2.1).
Из таблицы 2.1 видно, что в 2019 году по отношению к 2018 году произошло незначительное уменьшение суммы вкладов физических лиц со сроком свыше года.
Произошло увеличение обязательства по уплате процентов, просроченные ссуды, кредиторская и прочая задолженности.
Произошло увеличение суммы остальных вкладов физических лиц (в т.ч. ИП) (сроком до 1 года), депозитов и прочих средств юридических лиц (сроком до 1 года), в т.ч. текущих средств юридических лиц (без ИП), корсчетов ЛОРО банков.
В 2019 году по сравнению с 2018 годом уменьшились суммы межбанковских кредитов, полученных на срок до 30 дней, так же сильно уменьшились суммы собственных ценных бумаг, при этом ожидаемый отток денежных средств увеличился за год с 267163521 тыс. руб. в 2018 году до 299895380 тыс. руб. в 2019 году.
В 2020 году по сравнению с 2019 годом видно, что с ресурсной базой произошло увеличение суммы остальных вкладов физических лиц (в т.ч. ИП) (сроком до 1 года).
Произошло увеличение суммы депозитов и прочих средств юридических лиц (сроком до 1 года), в т.ч. текущих средств юридических лиц (без ИП).
Произошел большой рост суммы межбанковских кредитов, полученных на срок до 30 дней. Так же увеличились собственные ценные бумаги, обязательства по уплате процентов, ссудная задолженность, кредиторская и прочая задолженность.
2.2 Способы управления просроченной задолженностью в ОА «Альфа-банк»
Все меры, принимаемые коммерческим банком для взыскания задолженности с заемщиков условно можно разделить на две группы: судебные и внесудебные. Банк считает, что обращение в суд является гораздо мене эффективным, т.к. для ведения судебного процесса необходимы дополнительные затраты как времени, так и финансовых ресурсов. Более эффективным считается работа с задолжником до передачи его долга в суд. Также, в числе судебных и внесудебных мер тоже можно выделить дополнительные направления (рис. 2.1).
Право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти на основании закона. Правила перехода права требования к другому лицу не применяется к регрессивным требованиям. Для перехода прав не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом и/ или договором. Если должник не был письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу, новый кредитор несет риск вызванных этим для него неблагоприятных последствий. В этом случае исполнение обязательства первоначальному кредитору признается исполнением надлежащему кредитору. Стороны могут так же заключать трехстороннее соглашение, в котором будут отображены:
- предмет договора;
- основания для передачи права требования; согласие сторон соглашения о переуступке прав.
Высший судебный орган указал на то, что если задолженность подтверждена решением суда, на основании которого был выдан исполнительный лист, то займодатель имеет право совершить переуступку долга – по мнению Верховного суда это не противоречит ст. 52 Закона «Об исполнительном производстве». Связующим звеном здесь служит постановление судебного пристава, которое выносится на основании исполнительного листа.
Заключение
Эффективная защита сохранности собственности, обеспечение законности требуют все более глубоких проникновений в суть экономических явлений и процессов банка, обусловленных переходом к рыночным отношениям. На практике проблема банков, связанная с просроченной задолженностью, имеет особое значение – это недополученная банком прибыль. Продажа такого актива ведет к снижению прибыли банка, а иногда и вовсе потере, поэтому очень важно добиться ее возврата от должника до передачи долга в соответствующие службы и тем более, до суда.
Достигая поставленной цели, в первой главе исследования были обобщены и проанализированы теоретические основы возникновения просроченной задолженности в коммерческих банках.