Фрагмент для ознакомления
2
Тенденции развития современной журналистики связаны с необходимостью использования информации, имеющей негативные последствия для определённых лиц и событий. В эпоху коммерционализации СМИ большое значение имеют так называемые «горячие» материалы, связанные с политикой, бизнесом, рекламой. При этом авторы печатных материалов могут прибегнуть к использованию агрессивных высказываний и др.
Агрессия в СМИ может быть вызвана различными причинами и достигаться разными способами. Следует отметить, что не всегда подобные материалы являются достоверными, поскольку часто для их создания факты подтасовываются или просто придумываются. При этом многое зависит от добросовестности самого автора и целей создания материалов.
Цель работы: раскрыть проявление речевой агрессии в современных СМИ.
В задачи исследования входило:
1. Дать характеристику вербальной агрессии в современных печатных СМИ
2. Определить причины и способы выражения агрессии в современных СМИ.
3. Проанализировать журналистские и политические материалы, в которых используется вербальная агрессия.
4. Сделать выводы по результатам проведённого исследования.
Объект исследования:вербальная агрессия
Предмет исследования: проявление речевой агрессии в современных СМИ.
Методы исследования: анализ литературных источников и интернет-ресурсов, анализ СМИ.
Структура работы: данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников, приложение.
Глава 1. Теоретические основы исследования вербальной агрессии в СМИ
1.1. Вербальная агрессия: сущность и характеристики
Лингвисты на протяжении длительного времени исследуют феномен речевой агрессии. Речевая агрессия - один из основных факторов влияния на человека. Существует множество определений агрессии, которые можно разделить на две основные категории
1. Агрессия, как модель поведения человека. В данном аспекте понятие «агрессия» прежде всего ассоциируется с негативными эмоциональными проявлениями – ярость, злость, ненависть, и с мотивами – стремление оскорбить, унизить. Л.М. Семенюк определяет агрессию в качестве целенаправленного разрушительного поведения, которое вступает в противоречие с нормами человеческого существования и может нанести как физический ущерб, так и психологический стресс (состояние страха, переживание, угнетенности и т. д.).
2. Агрессия, в основу которой положено целенаправленное действие. В данном аспекте понятие «агрессия» предполагает совершение определённого действия, в результате которого агрессор причиняет намеренный ущерб своему оппоненту1.
С учётом данных результатов, агрессию следует определить как целенаправленное коммуникативное действие, которое ориентировано на то, чтобы вызывать негативные эмоционально-психологические состояния у объекта вербального воздействия.
К настоящему времени к определению понятия «агрессии» добавились новые данные из смежных научных областей. Так, в своей работе психолог Э. Фромм использует термин «агрессия» для обозначения поведения, которое связано с самообороной, с реакцией на угрозы. Он рассматривает агрессию как причинение ущерба не только живому существу, но и различным неодушевлённым предметам2.
Л. Бендер определяет агрессию как сильную активность, желание самоутвердиться.
Уилсон рассматривает агрессию в качестве физического действия или угрозы этого действия со стороны одного индивида, которые уменьшают свободу другого индивида.
Похожее определение агрессивному поведению даёт и А. Бандура: «Агрессия - это не всегда целенаправленная реакция одного индивида, наносящая другому индивиду физический или моральный ущерб», а его последователи Л. Хьюсмен и Л. Ирон называют агрессией поведение с целью нанесения морального или физического вреда.
Ю. Б. Можгинский понимает феномен речевой агрессии как «действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу».
Современная психология обозначает термином «агрессия» доминирующее, настойчивое, атакующее и вредоносное поведение, интегрируя при этом такие разные по форме и сущности акты поведения, как сплетни, жестокие шутки, злые фантазии, многочисленные деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийств.
В психологическом словаре термин «агрессия» обозначает индивидуальное или коллективное действие, целью которого является несение психологического или физического ущерба, либо даже уничтожение определённого человека или группы3.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бакеева, Д. А. Агрессия и её медиавоздействие на аудиторию эфирного телевидения // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 4 (30). С. 144-156.
2. Борщёва, Н. Н. Речевая агрессия и нарушение языковой нормы в полемическом тексте // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 11. № 7. С. 76-79.
3. Бычкова, М. Б. Современный видеоблог: Причины популярности и жанровое многообразие // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2019. № 1 (60. С. 127-131.
4. В России назначили первый штраф за фейковые новости [Электронный ресурс] – URL: https: //www.rbc.ru/society/15/10/2019/
5. Васильева, А. П. Проявление речевой агрессии в заголовках республиканских СМИ //Гуманитарные науки и проблемы современной коммуникации. Материалы I Международной научно-практической междисциплинарной Интернет–конференции. Научный редактор: В.В. Хлынова. 2013. С. 106.
6. Волкова H.A. Особенности функционирования жаргона политиков в языке прессы //Язык в современных общественных структурах: Материалы международной научной конференции. – Н. Новгород, 2005.
7. Воронцова Т.А. Речевая агрессия: коммуникативно-дискурсивный подход: Автореф. дис… д-ра филол. наук. – Челябинск, 2006.
8. Гладченко, И. А. Коммуникативная агрессия в СМИ и интернет-пространстве как инструмент политической мобилизации // Образ будущего: 2030. Сборник тезисов IX Международной молодежной научной конференции. 2018. С. 77-80.
9. Глотка, А. В. Youtube-канал как платформа продвижения персонального бренда ведущего // Журналистика, мультимедиа: информационный и социокультурный потенциал. Материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной памяти Г.М. Соловьева . 2019. С. 227-232.
10. Госдума приняла закон о штрафах за фейковые новости [Электронный ресурс] – URL: https://rg.ru/2019/03/07/
11. Гражданская война на Украине: причины и следствия /[Электронныйресурс].Режимдоступа:http://maxpark.com/community/13/content/4794134.
12. Гринфельд, В. А. Мосесова, Е. А. Что порождает «Вдудь»? // Современные СМИ в контексте информационных технологий. Сборник научных трудов 4-ой Всероссийской научно-практической конференции – 2018. Санкт-Петербург, 2019. С. 98-100.
13. Гузенко, О. В. Феномен речевой агрессии в западных СМИ // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2012. № 2. С. 52-56.
14. Девдариани, Н. В. Агрессивные речевые тактики в телевизионных программах // Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации. Сборник материалов IV Международной научно-методической онлайн-конференции. 2019. С. 216-223.
15. Зубакин, М. В. Насилие в СМИ: теории и исследования // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. № 4 (32). С. 584-595.
16. Зубко, Д. В. Медиаагрессия в современном радиовещании // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2017. № 4. С. 86-88.
17. Ильина, Н. В. Влияние телевидения на формирование агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста // Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. 2017. № 6 (7). С. 125-127.
18. Ким, Н. Н. Журналистская этика: анализ современного состояния // Научные труды Северо-Западного института управления. 2014. Т. 5. № 1 (13). С. 322-336.
19. Козлова, Е. Б. К вопросу о влиянии информационной среды на проявление агрессии и аутоагрессии у детей и подростков // Вопросы социально-психолого-педагогического сопровождения детей в современном мире. Материалы Международной научно-практической конференции. Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского. 2015. С. 106-114.
20. Комлякова, Ю. С. Стратегия сенсационности в телевизионных анонсах и речевые способы её воплощения // Филологический аспект. 2019. № 4 (48). С. 312-317.
21. Конфликт на Украине: попытка дестабилизации евразийского пространства/[Электронныйресурс].Режимдоступа:https://riss.ru/analitycs/7316
22. Копнина Г. А. Речевое манипулирование: Учеб. пособие. —М.: Флинта: Наука, 2007.
23. Костомаров В.Г. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики. – М., 2005.
24. Кошкорова, Н. Н. Лингвистические механизмы речевой агрессии в СМИ // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 10 (148). С. 48-52.
25. Кузьмин II.В. Язык периодической печати: культурные традиции и современная социокультурная и экономическая ситуация // Социальные варианты языка IV. – Н. Новгород, 2005
26. Лазарева, О. О. Влияние телевидения на эмоции и поведение ребёнка // Научный форум: Педагогика и психология. Сборник статей по материалам V международной заочной научно-практической конференции. 2017. С. 75-91.
27. Магомедов, Ш. М. Оценка стратегических последствий применения PR-технологий рейдерами // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 16. С. 2389-2398.
28. Максимова, И. Р. Пресса об американском «чёрном лебеде» // Современное научное знание, идеи и концепции. Сборник научных трудов по материалам I Международного научно-практического форума молодых ученых. 2017. С. 161-167.
29. Новикова, Е. В. Медиаобраз Д. Трампа в текстах немецких СМИ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 5-1 (71). С. 130-135.
30. Оришев, А. Б. «Черные коммуникации»: как управляют массовым сознанием // Москва-Берлин, 2018.
31. Петрова, Н. Е. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии / Н. Е. Петрова, Л. В. Рацибурская.- М., «Наука», - 2011. – 160 с.
32. Попова, А. А. Речевая агрессия в СМИ как способ манипулирования сознанием человека // Молодой ученый. 2015. № 14 (94). С. 697-700.
33. Сипко, Е. С. Популяризация жанра интервью на Youtube на примере Youtube-канала «Вдудь» // Актуальные аспекты развития воздушного транспорта (Авиатранс- 2019). Материалы международной научно-практической конференции, приуроченной к 50-летию со дня основания Ростовского филиала МГТУ ГА. В 2-х томах. Редакционно-издательская группа: Г.Л. Акопов [и др.]. Ростов-на-Дону, 2019. С. 222-225.
34. Сковородников А.П. Языковое насилие в современной российской прессе // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Научно-методический бюллетень. – Вып. 2. —Красноярск; Ачинск, 1997.
35. Столярова, Е. В. СМИ как пространство проявления речевой агрессии // Путь науки. 2014. № 10 (10). С. 80-81.
36. Третьякова, О. В. Правовая журналистика как отражение правовой жизни общества // Право и образование. 2014. № 1. С. 86-98.
37. Фаткуллина, Ф. Г. Средства выражения речевой агрессии на телевидении // Славянские этносы, языки и культуры в современном мире. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, посвящённой 60-летию филологического факультета БашГУ. Касымова О.П., ответственный редактор. 2017. С. 142-146.
38. Фортунатов, А. Н. телевизионное насилие как фактор трансформации картины мира у зрителей // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 2. С. 301-304.
39. Хадыкина, Г. А. Влияние средств массовой информации на формирование агрессии у подростков // Актуальные проблемы безопасности несовершеннолетних. Материалы международного круглого стола. 2015. С. 73-77.
40. Цымбал, Е. А. Социальное манипулирование в культуре информационного общества // Ростовский государственный университет путей сообщения. Ростов-на-Дону, 2018.
41. Черкасова, М. Н. Речевые формы агрессии в текстах СМИ. Монография / М. Н. Черкасова ; Росжелдор, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ростовский государственный университет путей сообщения" (РГУПС). Ростов-на-Дону, 2011.
42. Шаховский В.П. Новые контекстуальные понятия российских СМИ // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: Материалы Второй междунар. науч. конф., г. Волгоград, 24–26 апр. 2007 г.
43. Шестерина, А.М. Полемический текст в современной прессе: Автореф. дис. … канд. филол. н. / А.М Шестерина. – Воронеж, 2004. – 24 с.
44. Юзбо, Ч. Проявление агрессии в средствах массовой информации начала XXI в // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2015. № 4. С. 81-87.