Фрагмент для ознакомления
2
Высокие моральные качества. Хороший журналист никогда не "упадет в грязь", потому что он представляет свою реальную позицию, а также большую аудиторию. Но бывают случаи, когда журналиста оскорбляли, в этой ситуации настоящий профессионал должен не походить на поведение обидчика, а держать себя в рамках моральных норм.
Высокоинтеллектуальный человек, который много читает и многим интересуется, будет чувствовать себя комфортно в любом обществе, всегда сможет найти подход даже к самым сложным и противоречивым собеседникам. Кроме того, если у журналиста богатый внутренний мир, то это гарантирует ему успех в окружающей среде;
Эффективность. В погоне за сенсациями журналист должен иметь четкое представление о том, как сделать все необходимое в один момент; Внимательность. Внимательность к мелочам-это настоящая находка личных качеств. Для журналиста важно быть внимательным ко всем мелочам, которые его окружают;
Честность и порядочность. У любого журналиста должны быть принципы, и он должен их придерживаться, не меняя себя и своих правил. Человек должен быть честным и говорить правду во всех ситуациях;
Литературные способности. Красивый и яркий слог позволит вам писать необычные и запоминающиеся материалы. Знание психологии человека. Только тогда журналист сможет расположить к себе любого человека, тем самым грамотно общаясь с разными людьми из разных социальных слоев и населения [14, С. 68].
Хороший журналист - это всегда человек, и чаще всего публичный. Глубокий, нестандартный, интересный другим. Например, для тех, кто работает на телевидении и кого зритель видит регулярно – это обязательное условие. Например, телевидение оказывает аддиктивный эффект, и зрители постепенно привыкают к человеку, который с ним общается, и этот человек становится близким, понятным, когда они начинают испытывать симпатию и доверие. Психологи убедительно доказали, что степень доверия напрямую связана с личностью журналиста. Чем больше проявляются его индивидуальные качества, тем успешнее журналист.
Приведем один из самых ярких примеров: Светлана Сорокина, как раз относится к тем журналистам, которые смогли добиться доверия и взаимопонимания людей, благодаря своим личным качествам. Она очаровательна, проста, красива и в то же время умна, независима в суждениях и остроумна. Сорокина не возводит никаких барьеров между собой и аудиторией, общение происходит на "ты", затрагивая актуальные темы сегодняшнего дня. Возможно, именно поэтому зрители сразу признали его "своим".
А на радио наблюдается несколько иная, даже можно сказать специфическая ситуация, когда аудитория воссоздает (или создает заново) образ ведущего только по голосу. Голос-это как бы целостная манера поведения, совершенно удивительная черта человека, в которой воплощаются его внутренние черты и сохраняется его индивидуальность [10]. То, что говорит человек, какую интонацию он использует, как он разговаривает со своими собеседниками, как он действует в своей речи, как он смеется, радуется или грустит, как он реагирует-все это в комплексе рисует единый, целостный образ. И это тоже слепок внутренних качеств, личности.
Что касается печатных СМИ, то мы почти никогда не пытаемся представить газетного журналиста внешне, и это, как правило, не играет никакой роли для восприятия. Нас больше интересует способ его мышления, то есть мы оцениваем журналиста на уровне глубокого внутреннего восприятия. Ироничные и тонко подмечающие детали, принципиальные и непримиримые к негативным явлениям, честные журналисты быстро добиваются признания и признания аудитории [15]. Образ мышления и профессиональные качества, которые воплощены в тексте, привлекают читателей, заставляя их искать знакомое имя в следующем номере и читать вовсе не текст, а текст определенного автора. При одном условии – если за этим текстом стоит человек, который ищет признания и достоин его.
Профессиональные качества журналиста
Интеллектуальные качества занимают, пожалуй, ведущее место среди других качеств, хотя и не менее важных. Поскольку для журналиста главное-понимать явления жизни, интеллект, ясность мысли и способность рационально осмысливать реальность являются ключевыми для его личностных качеств. Конечно, накопление знаний важно для интеллекта, но главное-это умственная активность, изобретательность, смелость в умении оперировать знаниями, "применять" их к жизни, чтобы правильно понимать и оценивать ее явления, вырабатывать представление о "необходимом" и "желаемом будущем", определять пути движения к нему. В то же время журналисту важно искать и находить необходимую информацию, определяя ее "применимость" к рассматриваемым явлениям.
Журналист должен:
- быть осторожным в высказывании своих суждений;
- открыт для внесения изменений и дополнений;
- уметь выдвигать и обсуждать спорные вопросы и оценки, сохраняя при этом самокритичность;
- владеть логикой, научным подходом;
- иметь образное мышление и видение явлений действительности.
Кроме того, к профессиональным качествам можно отнести любопытство (включая воображение), скептицизм, настойчивость / упорство, сочувствие, креативность, дисциплина, страсть.
Первые четыре качества необходимы в первую очередь при сборе информации: они помогают журналистам видеть истории там, где их не видят другие, преуспевать в получении информации и обращаться с этой информацией должным образом.
Остальные три навыка больше связаны с подачей готовых историй: как рассказать имеющуюся историю наилучшим образом?
И никакой навык не существует сам по себе: от сочувствия, сдерживающего упорство, до дисциплины и творчества, дополняющих друг друга. Соответственно, и осваивать эти навыки нужно комплексно.
"любопытство" является характерной чертой журналиста, это внешняя направленность психики, стремление исследовать события и факты. Желание докопаться до истины требует мужества - и не столько мужества мысли, сколько отсутствия страха перед возможными преследованиями, угрозами, опасностями во время поиска и после публикации информации [15].
Хорошая журналистика начинается с любопытства: желания познавать мир, задавать вопросы о том, как он работает. Это также попытка представить, чем дело может закончиться.
Всю журналистику можно разделить на две большие категории: первая — это сюжеты, которые прямо реагируют на события и проливают свет на то, что мы хотим узнать. Вторая категория сюжетов основана на любопытстве (а активная журналистика не может существовать без любопытства) и начинается с вопросов: «Что происходит со спортсменами после выхода на пенсию?»; «На что Совет тратит деньги?»; «Почему у нас нет лекарства от рака?».
Конечно, и событийные материалы проигрывают, если там нет любопытства.
Нелюбопытный репортер может просто опубликовать факты — и ничего больше. У этого феномена есть термин: чурнализм (churnalism) — когда ничего не добавляется, ничего не ставится под сомнение и просто публикуется информация, полученная из одного источника.
Любопытный репортер, захочет узнать больше. На самом деле, подход «что-где-когда» в таком расширенном виде — это метод развития любопытства. Журналисты, начинающие карьеру, будут перечислять эти вопросы и пытаться ответить на них в своих репортажах.
Более опытные журналисты могут делать это не задумываясь: для них это стало привычкой.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, С. Н.Ильченко. - М.: Юрайт, 2013. - 427 с.
2. Алексеев, К. А. Спортивная журналистика: Учебник для магистров / К. А. Алексеев, С. Н.Ильченко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 427 с.
3. Амзин, А. Новостная интернет - журналистика: Учебник для студентов вузов / А. Амзин. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 143 с.
4. Андреева, Г. М. Психология социального познания: учебник для вузов / Г. М. Андреева. - М.: Асток Пресс, 2009. - 303 с.
5. Баранова, Е. А. Конвергентная журналистика. теория и практика.: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Баранова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 269 с.
6. Беляева Л. И. К вопросу о типологии читателей //Проблемы социологии и психологии чтения. М., 1975. С. 150.
7. Богуславская В.В. Проблемы современной журналистики: личность и цифровизация. // Журналистика в 2018 году: творчество, профессия, индустрия. Материалы международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 54
8. Васильева Л. А. Мы делаем новости! [Текст]: учебное пособие. пособие / Л. А. Васильева. - М. "Аспект Пресс", 2003. - 190 с.
9. Васильева Ю. Саша Цекало предлагает темы, и я говорю. [Электронный ресурс]: 2006. - Режим доступа: http://www.peoples.ru/art/theatre/producer/grishkovets/interview4.html.
10. Викентьев, И. Л. Три приема Максима Соколова [Электронный ресурс]: 2002. - Режим доступа: http://www.triz-chance.ru/m_sok.html.
11. Бородина В. А. Читательская деятельность: теоретический аспект //Психология чтения и проблемы типологии читателей. Л., 1984. С. 9,
12. Горбатов Б. М., Мержанов М. И." Пушки больше не стреляют" / / " Еватрист»
13. Ильина, О. В. Риторика: краткий курс для журналистов: учебно - методическое пособие / О. В. Ильина. - М.: Флинта, 2016. - 68 с.
14. Ильина, О. В. Риторика: краткий курс для журналистов: учебное пособие.- метод. пособие / О. В. Ильина, Е. В. Каблуков, О. Ф. Автохутдинова. - М.: Флинта, 2016. - 68 с.
15. Ким, М. Основы теории журналистики: Учебник-стандарт третьего поколения. Для бакалавров / М. Ким. - СПб.: Питер, 2013. - 288 с.
16. Ким, М. Основы творческой деятельности журналиста. Стандарт третьего поколения / М. Ким. - СПб.: Питер, 2011. - 400 с.