Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования определяется тем, что общество заинтересовано в предоставлении качественных государственных и муниципальных услуг, ожидает профессиональной результативной деятельности служащих независимо от политических воздействий или соображений. Поэтому оценки деятельности государственных и муниципальных служащих должно быть важным инструментом обеспечения объективного контроля за результатами деятельности органов власти, выдвигает требования по обеспечению четкой связи между планированием деятельности правительства, органов власти и государственных служащих.
Сотрудники государственного аппарата управления остаются главным рычагом реформирования государственной службы. От уровня их компетентности, профессиональных знаний, готовности к трудовой деятельности, внутренней заинтересованности в результатах работы, высокой мотивации труда зависит качество принятия управленческих решений.
Кроме того, граждане и общество предъявляют все более высокие требования к гражданской государственной и муниципальной службе, поскольку отчетливо понимают, что от их работы зависит и качество жизни россиян, и обеспечение их прав и свобод. Среди основных направлений реализации программы реформирования и развития системы государственной и муниципальной службы Российской Федерации свое место занимает и проблема оценки и повышения эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности служащих
Степень изученности проблемы. Реформированию государственной службы посвящены работы Алексеева И. А, Бабун, Р.В., Граждан, В. Д., Моргулец, П. А., описывающие изменения структур государственного управления в сторону функционирования их с помощью рыночных методов. Охотский, Е. В., Турняк К. В.. Изучением состава муниципальной службы в России занимались Игнатов, В. Г., Панибратов, Ю.П., Парахина, В.Н.
Объектом данного исследования, является система требований к должностям государственной и муниципальной службы.
Предметом данного исследования, является теоретико-методологические и практические основы развития эффективной системы оценивания служащих.
Цель данной работы – изучить государственную гражданскую и муниципальную службу: понятие, правовые основы, принципы построения и функционирования.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
- определить понятия и правовую основу системы государственной службы в Российской Федерации.
- выявить принципы построения и функционирования системы государственной службы.
- охарактеризовать квалификационные требования к образованию, стажу, званиям и навыкам государственных служащих.
- проанализировать задачи, функции и роль муниципальной службы .
- исследовать принципы муниципальной службы.
- выявить роль и восприятие государственных и муниципальных органов общественностью.
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы исследования государственной гражданской службы Российской Федерации
1.1. Понятие и правовая основа системы государственной службы в Российской Федерации
Сегодня институт государственной гражданской службы является важным инструментом реализации политики. Именно поэтому он должен соответствовать мировым критериям и стандартам.
Государство активно предпринимает меры, касающиеся и правового, и функционального аспектов, для улучшения и совершенствования государственной службы. Стоит отметить, что само понятие государственной гражданской службы понимается двояко. Во-первых, в качестве отдельного вида службы; во-вторых, как ее подсистема. Эта особенность объясняется двойственностью ее природы.
Государственная служба - это система отношений отдельных лиц с государством по поводу исполнения первыми отдельных государственных функций от имени и по поручению государства[28].
Иными словами, государственная служба - это особый социальный институт, устанавливающий и регулирующий отношения государства со своими чиновниками - людьми, профессией которых является выполнение по поручению и от имени государства управленческих или каких-то других функций. Государственная служба - это одновременно и система правил работы по выполнению частных функций государства, и персонал, способный качественно выполнять эти правила.
Государственная служба в современный период времени осуществляется с учетом большого количества и специфики областей и отраслей государственной деятельности. В связи с этим к государственной службе принято относить военную службу, правоохранительную службу, службу в налоговых и таможенных органах и иные, то есть специализированные виды службы в государстве.
Институциональный подход к пониманию феномена государственной службы при решении задачи ее формирования выдвигает на первый план проблему нормативной системы государственной службы. При этом очень важно четко понимать, что в этой нормативной системе одновременно присутствуют как так называемые формальные нормы, так и неформальные.
К последним относятся обычаи, традиции, корпоративные и групповые нормы и т.д., причем они не образуют собой отдельную подсистему общей нормативной системы государственной службы, а как бы переплетаются с нормами организационно-правового типа (законами, подзаконными и локальными нормативными актами) [11].
Принципы государственной службы - базовые, основополагающие установки - которые выражают объективные закономерности в механизме организации и функционирования службы в государстве, отличительные особенности, базовое содержание и тенденции развития этого института права.
Базовые принципы организации и функционирования механизма государственной службы установлены в статье 3 ФЗ «О системе государственной службы в РФ» [4]. Принципы государственной службы делятся на конституционные принципы, которые непосредственным образом закреплены в Конституции РФ, и организационно-функциональные принципы, которые установлены в законодательстве о государственной службе.
Достижение эффективного государственного управления возможно исключительно при условии выполнения задач и функций в полном объеме кадрами, которые обладают необходимой квалификацией. Требования к последней установлены 12-й статьей 79-го Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» [3].
В современном мире государственные гражданские служащие являются опорой и исполнителями воли государственной власти, представляя собой промежуточное звено и посредников во взаимоотношениях между государством и гражданами.
Одновременно профессиональная деятельность государственных гражданских служащих направлена на защиту прав и свобод граждан. Только профессиональные, компетентные, целеустремленные и ответственные госслужащие считаются оплотом процветания и успешного социально-экономического развития России. [20]
1.2 Принципы построения и функционирования системы государственной службы
Принципы работы гражданской государственной службы определяются современными исследователями в качестве основополагающих черт и особенностей, в совокупности с сущностными характеристиками самой службы. Эти принципы законодательно закреплены в различных нормативных актах, главные из которых - Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» [4] и «О государственной гражданской службе РФ» [3]. На основе этих правовых актов строится целая система законодательного урегулирования государственной службы.
Принципы работы отражены также в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, указах Президента РФ, а также постановлениях Правительства Российской Федерации, уставах, других нормативных и законодательных актах субъектов РФ.
Все они тесно связаны друг с другом и формируют единую систему, отдельно отражая определенную норму. Эффективная работа системы государственной службы возможна лишь при комплексной реализации всех составляющих.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25.12.2010. № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. II) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2016.-№30
3. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020 № 31. Ст. 3215.
4. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. – 2019. – 1 июня.
5. Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 N 25-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс».
6. Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих»
7. Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»
8. Алексеев И. А. К вопросу о становлении и развитии российского законодательства о юридической ответственности органов публичной власти // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. № 3. С. 27–31.
9. Алижанова, З. Р. Оценка эффективности управления в системе государственной службы // Социология власти. – 2015. – № 2. – С. 195-202.
10. Антошина Н.М. Принципы государственной кадровой политики в сфере государственной службы (от прошлого к настоящему) / Н.М. Антошина // Власть. – 2016. – № 12. – C. 31-34
11. Бабун, Р.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров) / Р.В. Бабун. - М.: КноРус, 2017. - 128 c.
12. Государственная гражданская служба Российской Федерации. Нормативно-правовые акты. - М.: КноРус, 2014. - 616 c.
13. Государственная и муниципальная служба: учебник и практикум для СПО / А. В. Кочетков, Г. А. Сульдина, Т. В. Халилова, Т. А. Занко; под общ. ред. Е. В. Охотского. - М.: Издательство Юрайт, 2019 - 403 с.
14. Государственная служба. Учебник / Под ред. Проф. В.Г. Игнатова. - М.: ИКЦ «МарТ», 2019. С 307.
15. Государственные служащие как субъекты профессиональной культуры // Федерация: научный журнал о проблемах политики, экономики, социологии и права. – М., 2017. – № 7 (50). – С. 15–19
16. Граждан, В. Д. Государственная гражданская служба / В. Д. Граждан. - М.: КноРус, 2014. - 542 c.
17. Далгатова А.О. Учебное пособие (курс лекций) по дисциплине «Основы государственной гражданской службы» для направления подготовки «Юриспруденция», профиля «Гражданское право». - Махачкала: ДГУНХ, 2020.- 127 с.
18. Дремина О.В. Компетентностный подход в отборе персонала на государственной службе // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития, 2016, № 24, С. 58 - 63
19. Игнатов, В. Г. Государственное и муниципальное управление в России / В. Г. Игнатов. - М.: Феникс, 2016. - 394 c.
20. Левада-центр: рейтинг доверия к властным институтам. URL: https://www.levada.ru/2016/10/14/doverie-k-vlastnym-institutam-posle-vyborov-snizilos/ (Дата обращения: 24.04.2021).
21. Липатова, Э. Г. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Под редакцией С. Е. Чаннова, Э. Г. Липатова. - М.: ТЕИС, 2017. - 512 c.
22. Мижитдоржиева, С. Д. Принципы построения и функционирования государственной гражданской службы: правовые основы и практика / С. Д. Мижитдоржиева. // Молодой ученый. - 2021. - № 3 (345). - С. 195-197.
23. Моргулец, П. А. Понятие, сущность и виды статуса государственных гражданских служащих / П. А. Моргулец. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 50 (236). - С. 247-249.
24. Оболонский А.В. Государственная служба (комплексный подход) - М.: Дело, 2018. - 512 с.
25. Охотский, Е. В. Государственный служащий. Статус, профессия, призвание / Е. В. Охотский. - М.: Экономика, 2016. - 704 c.
26. Панибратов, Ю.П. Муниципальное управление и социальное планирование в строительстве: Учебное пособие / Ю.П. Панибратов. - М.: Академия, 2017. - 432 c.
27. Парахина, В.Н. Муниципальное управление / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Панькова. - М.: КноРус, 2018. - 544 c.
28. Турняк К. В., Шакина М. А. Модели профессиональных компетенций работников государственного и муниципального управления в условиях нового государственного менеджмента: отечественный и зарубежный опыт // ArsAdministrandi(Искусство управления), 2017, № 4. С. 41 - 55