Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста 6
1.1. Задачи развития творческих способностей детей дошкольного возраста 6
1.2. Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста 8
1.3. Применение изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста 10
Выводы по I ГЛАВЕ 13
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение творческих способностей детей дошкольного возраста 15
2.1. Характеристика базы и методов исследования 15_Toc71676690
2.2. Анализ результатов исследования 16
Выводы по II ГЛАВЕ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 31
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сегодня России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить и будущее принадлежит генераторам новых идей, тем кто умеет креативно мыслить и быстро адаптироваться к новым требованиям.
Занятия в рамках дошкольных образовательных организациях, направленные на развитие творческого воображения, полезны для развития личности детей. Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского творчества является не случайным. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не вследствие применения специальных приемов, а как эффект игровой манипуляции.
Все вышеизложенное определяет актуальность данной работы, которая состоит в том, что традиционные способы рисования не всегда приносит необходимый и интересный для детей результат. В этой связи целесообразно проводить специальную работу по формированию творческого воображения и художественных способностей с помощью нетрадиционных методик в рамках дошкольного образования.
Современные исследования Никитина А.В., Давыдова Г.Н. доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию творческих способностей у детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов.
О. К. Тихомиров в творческой деятельности отводил особую роль целеполаганию. По его мнению, приверженности человека целеустремленность выступают как личностная предпосылка. Т. А. Маслоу полагает, что подлинное творчество, креативность у человека проявляются и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в различных формах самовыражения.
Различным аспектам формирования и развития творческих способностей посвящены труды многих ученых. Среди работ зарубежных исследователей в области креативности следует отметить труды Дж. Гилфорда, К. Тейлора, Э.П. Торренса, А. Маслоу. В отечественной науке теория креативности разрабатывалась Л.С. Выготским, А.М. Матюшкиным, А.В. Хуторским.
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что существует много способов развития креативности дошкольников. Никитина А.В., Давыдова Г.Н., доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию речи детей. На наш взгляд, одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка является организация работы с применением способов нетрадиционного рисования, что является новизной данного исследования.
Противоречие - между необходимостью развития творческих способностей у детей дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточным опытом применения в этом процессе изобразительной деятельности, с другой стороны.
Проблема – какое влияние может оказывать изобразительная деятельность на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста?
Объект исследования: творческие способности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что изобразительная деятельность будет являться эффективным средством развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Раскрыть задачи развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
3. Обосновать возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
4. Изучить творческие способности детей дошкольного возраста.
5. Проанализировать результаты исследований.
Методы исследования:
теоретические: анализ литературы как объекта исследования, синтез, обобщение, сравнение;
эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, опрос, анализ документации, анализ продуктов деятельности, диагностические методики.
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста
1.1. Задачи развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил сформулировать следующие определения: «творческие способности» – это стремление к познанию, умение видеть в привычном что-то нестандартное, находить необычное решение различных задач, «творческое воображение» – это воображение, в xоде которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Процесс воображения наиболее активно происходит в дошкольном возрасте и оказывает влияние на психическое развитие детей. Главную роль в жизни ребенка играет воображение. Работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта [24].
Для эффективного формирования творческих способностей персонал детского сада должен решать следующие задачи:
1. Охрана физического здоровья детей
2. Сохранение позитивного психологического климата, необходимого эля эффективного психоэмоционального развития детей
3. Создание равных условий для воспитания и социализации детей независимо от финансового статуса семьи, национальности, вероисповедания и других характеристик
4. Осуществление образовательной и развивающей деятельности в соответствии с действующей образовательной Программой ДОО.
5. Формирование культурно-гигиенических навыков в соответствии с актуальными общественными тенденциями и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
6. Обеспечение целостности образовательной, воспитательной, развивающей деятельности [15].
Для эффективного формирования творческих способностей дошкольников большое значение имеет деятельность воспитателей и педагога-психолога. С детьми, имеющими заниженную самооценку, проводится специальная работа включающая в себя следующее:
1. Проведение специальной работы, направленной на снижение уровня страха у детей дошкольного возраста
2. Проведение специальной работы, направленной на снижение тревожности дошкольников.
3. Развитие креативности и интеллектуальных качеств дошкольников в ходе реализации деятельностного подхода.
4. Создание положительной мотивации дошкольников для развития их интереса к окружающему миру и познавательной активности [18].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев, В.И. Педагогика / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - 608 с.
2. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
4. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 247-253.
5. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
6. Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности //Методы психологической диагностики. Вып. 2. /Ред. Воронин А.Н. М., 1994.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
8. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса / Л.А. Гордон // Радяньска школа. - 2014. - №11. - С. 33-37
9. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов детей // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33
10. Грязнова, А.В. Развитие творческих способностей младших школьников в проектной деятельности // ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2019. С. 26-30.
11. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2012. - 235 с.
12. Дусавицкий, А.Г. Воспитывая интерес / А.Г. Дусавицкий. - М.: Знание, 2014. - 80 с.
13. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. - М.: Проспект, 2010. - 560 с.
14. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52
15. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока / Ю.Б. Зотов. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
16. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2009. — 434 с.
17. Использование нетрадиционных техник рисования в старшей группе [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://paidagogos.com/ (Дата обращения: 08.03.2021)
18. Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2016. - №4. - С. 181-183.
19. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
20. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
21. Марков, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 2008. - 355 с.
22. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 5-17.
23. Михайловская, Ю.А. Активизация творческих способностей младших школьников во внеурочное время // Современные тенденции развития образования, науки и технологий. сборник научных трудов по материалам X международной научно-практической конференции. 2019. С. 25-26.
24. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г. Морозова. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
25. Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой ученый. - 2018. - №19. -С. 411-413.
26. Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://ped-kopilka.ru/ (Дата обращения: 08.03.2021)
27. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
28. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
29. Савельева, О.П. Активизация познавательной деятельности школьников в процессе изучения / О.П. Савельева. - М.: Просвещение 2007. - 133с.
30. Сидорова, И.В. Развитие мотивация детей к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности: пособие для учителей/ И.В. Сидорова, К.С. Ананьева. - Спб.: Питер, 2011
31. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
32. Шарипов Ф.В. Психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности. Педагогическая инноватика [Электронный ресурс] : монография / Ф.В. Шарипов. — Электрон.текстовые данные. — М. : Логос, Университетская книга, 2016. — 584 c. — 978-5-98699-159-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70716.html