Фрагмент для ознакомления
2
Таким образом, естественные монополии - это специфический вид монополистического образования, объединяющий единство структурного и инфраструктурного значения в рамках национального хозяйства, определяющее его высокую социально-экономическую значимость и инициированную многоуровневую соподчиненность государству.
1.3 Типы монополий
Исследования показывают, что в настоящее время в мире представлены два типа функционирующих монополий: во-первых, крупные хозяйственные объединения, сформированные на основе концентрации производства и капитала; во-вторых, локальные монополии, функционирующие на основе продуктовой дифференциации и технологической уникальности производства. При этом стремительное научно-техническое развитие, глобальное проникновение технологий и информатизация экономических и общественных отношений вызывают непрерывное взаимодействие конкурентно-монопольных сил, что, в свою очередь, требует существенного вложения средств и ресурсов для сохранения доминирующего положения.
Ключевым отличием монополии от любого другого участника рынка является возможность навязывания собственных условий его функционирования. То есть существуют конкретные критические факторы, которые определяют силу экономической власти отдельных субъектов хозяйствования. Следовательно, оценка конкурентоспособности рынка должна включать в себя определение границ исследуемого рынка, а также сформированной на данном рынке структуры экономических отношений и возможных направлений ее изменения.
В таблице 2 представлена классификация рыночных структур
Таблица – 1 Классификация рыночных структур
Свободная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
1 2 3 4 5
Число и размеры фирм Очень большое число мелких фирм Много мелких фирм Несколько фирм, есть крупные фирмы Одна фирма
Характер продукции Однородная продукция Разнородная продукция Однородная или разнородная продукция Уникальная продукция
Условия входа в отрасль и выхода из нее Никаких затруднений Сравнительно свободно Возможны отдельные препятствия Практически непреодолимые барьеры на
при входе входе
Контроль над ценой Отсутствует Очень ограниченный Значительный (особенно при сговоре) Очень значительный
Конкуренция Ценовая В основном, ценовая В основном, неценовая Неценовая
Концентрация на рынках Низкая Средняя Высокая Очень высокая
Доступ информации Равный доступ ко всем видам информации Некоторые затруднения Некоторые ограничения Некоторые ограничения
Примеры Сельское хозяйство, услуги по обмену валюты Производство одежды, обуви, книг, розничная торговля Производство стали, автомобилей, сельхозмашин, оптовая торговля Электро-, газо-, водоснабже-ние, метрополитен, связь
Представленная характеристика типов рыночных структур при сопоставлении с реальной действительностью показывает, что такие модели рынка, как совершенная конкуренция и монополия (чистая монополия), фактически встречаются крайне редко, в то время как монополистическая конкуренция и олигополия описывают множество реально существующих рынков.
2.Экономические последствия монополизации рынка и антимонопольная политика
2.1 Влияние монополии на общество и рынок
Монополия создает несовершенную конкуренцию на рынке, ограничивает выпуск продукции и устанавливает более высокие цены. Она тормозит развитие, так как отсутствует мотивация у участников. Как показывает практика, существование монополии приводит к потере эффективности и динамики. Исходя из данных обстоятельств, даже крупное производство является прибыльным до определенных пор. Чтобы развивать отрасли, нужна конкуренция, с ней всегда будут стремиться развивать прогресс, совершенствоваться, цены будут устанавливаться демократическими.
Положительной стороной монополии можно выделить то, что это всегда крупные и масштабные производства, которые заполняют рынок товарами массового потребления или создают новые производства. Также, крупные компании монополисты, сотрудничая с мелкими компаниями, создают им устойчивость на рынке. Кроме этого, стоит отметить обеспечение населения вакансиями, благоприятными условиями труда и оплаты.
Монополия для экономики страны – это серьёзное препятствие на пути развития рынка и это является сдерживающим фактором развития экономики государства. Поэтому, в каждом государстве работает антимонопольный комитет, который ограничивает и сдерживает монополию, пытаясь свести к минимуму её негативные последствия и извлечь максимум из всего того, что несет положительного монополия.
На сегодняшний день цифровизация экономики привела к появлению новых форм монополизации рынка с помощью роботов и последующему росту цен на рынке, заявил руководитель ФАС Игорь Артемьев на международном Московском академическом экономическом форуме. По его словам, цифровизация экономики привела к совершенно фантастическим последствиям для рынка в России. Сегодня картельные соглашения заключаются не в банях и ресторанах представителями бизнеса, их заключают роботы с помощью специальных вредоносных программ. Роботы действуют самостоятельно в сети интернет, сами заключают горизонтальные соглашения, которые приводят к росту цен. Так же руководитель ФАС добавил, что наиболее засорены сейчас картелями фармацевтический и строительный рынки, и общий ущерб от монополизации рынка составляет более 2% ВВП России .
Стоит также упомянуть «Газпром», РЖД, «Почта России», – которые, несомненно, являются монополистами, созданные ещё в СССР, во времена абсолютного отсутствия конкуренции и рыночной экономики. Проблема монополии данных компаний на рынке вызывает множество споров и скандалов продолжительное количество лет. Но стоит отметить, что ряд экономистов придерживаются мнения, что по-другому в нашей стране эти отрасли экономики работать не смогут, а вместе с ними – и многие другие. Даже если учесть практически нулевую до последнего времени производительность таких монополистов, как «Почта России».
2.2 Антимонопольная политика России
Антимонопольная политика в России является правовой формой регулирования рыночных отношений на государственном уровне. В данной сфере законодательства можно отметить совокупность нормативно-правовых актов, реализующих и осуществляющих воспроизводство и поддержание честной конкуренции. Помимо этого, законодательство также предупреждает, пресекает и ограничивает монополистическую деятельность.
Сегодня в нашей стране отношения, деятельность которых происходит на внутреннем рынке, активно устанавливаются. На территории РФ антимонопольную деятельность осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В России в настоящее время ведется активная антимонопольная политика. 1 апреля 2020 года ФАС внесла правительственный план развития конкуренции на 2021-2025 годы. В плане предусматривается целый ряд реформ в сфере антимонопольного регулирования .