Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В истории русской литературы Николай Васильевич Гоголь считается одной из самых загадочных личностей. Свой внутренний мир и те причины, которые побуждали гения к тем или иным действиям, он весьма заботливо охранял от всех окружавших его людей. Его таинственность была удивительной, а те произведения, которые он написал, и в настоящее время занимают достойнейшее место в ряду шедевров мировой литературы.
Все творчество Гоголя пропитано мистикой, и это, может быть, одна из главных причин его загадочности. Само обращение писателя к теме нечистой силы было довольно странным, ведь это запрещала церковь, да и само время было такое, что писать об этом было просто не принято.
В тех произведениях, которые выходили из-под пера автора в тридцатых и сороковых годах девятнадцатого века, очень часто подробно описывался быт провинциальных городов, нравы их обитателей, как правило, далеко не самые лучшие. Гоголь старался изобличить всю негативную подноготную обывателей, чиновников, все их низменные страсти, чванство, лицемерие.
Везде в трудах Гоголя присутствуют фольклорные мотивы. На фольклорных мотивах выросло не одно поколение писателей, однако в творчестве Гоголя они стоят особняком, являя собой особую стать. Нет ничего более очаровательнее, чем сочетание лирического слова и мотивов, которые завязаны на исторической народной памяти, на страхах и надеждах, живших в сердцах наших предков, и которые поныне живут в каждом из нас.
В данной работе объектом исследования станет изучение мистики, фольклорных мотивов, быта и мифопоэтического аспекта произведений, написанных Н.В. Гоголем. Будут затронуты наиболее яркие образы гоголевской демонологии, отраженные в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», в «Миргороде», ну и, конечно, в повести «Вий».
Самым веселым и мистическим произведением Гоголя являются «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сам писатель был увлечен мистикой, был очень суеверным, верил в то, что нечистая сила существует. Эти верования отражены в полной мере в его книгах.
Судя по трудам Н.В. Гоголя, в мир людей проникают в основном злые сущности, приносящие вред, и плюс к тому действуют их пособники – колдуны и ведьмы. Доброжелательные существа из другого мира людям встречаются очень редко, злых выходцев из иного мира гораздо больше. Видимо, здесь сказывается настороженное отношение людей к этому загадочному и таинственному миру, соприкосновение с которым может быть весьма опасным.
Целью данной работы будет рассмотрение различных гипотез о природе образов нечистой силы, описанных Н.В. Гоголем. Одно из центральных мест в анализе произведений автора будет занимать повесть «Вий», как вобравшая в себя наиболее значительные черты мистических представлений, идей.
Под «мистикой» понимаются верования в иную реальность, которая населена сверхъестественными существами, и в возможность общения с ними людей. В фольклоре разных народов есть истории о разных существах из другого мира, не только добрых и светлых, но также злых и враждебных людям.
Лучшие умы России писали о Гоголе, однако никто не смог понять и разгадать его тайну. Почему? Вот как это объясняет В.П. Астафьев: «Для того, чтобы постичь Гоголя, надо или родиться Гоголем, или, совершенствуясь духовно, преодолев в себе читательские стереотипы и мыслительную инерцию, научиться читать и мыслить заново…»
1. Природа мистического в произведениях Н.В. Гоголя
Каждый раз, когда мы читаем произведения Н.В. Гоголя, впечатление от чтения появляется как бы двойное: во-первых, ощущается, что все сюжеты и образы фантастические, нереальные, но, во-вторых, они все убедительные, живые, наполнены реализмом.
Н.В. Гоголь никогда не описывал реальность такой, какой она является на самом деле. Он создавал как бы свой мир, наполняя его придуманными персонажами, стремясь сделать его очень живым, настоящим, чтобы читатель не сомневался в его существовании. Сам Гоголь считал, что при этом его рукой водили таинственные нечеловеческие силы. Персонажи, созданные Гоголем, после выхода его произведений как бы начинали жить собственной жизнью, не слушаясь писателя…
«Вечера на хуторе близ Диканьки» содержат мистические мотивы практически во всех повестях, кроме одной – «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Во всех остальных люди так или иначе соприкасаются с миром мистики. В повести «Сорочинская ярмарка» нет какой-либо нечистой силы, однако казак Солопий Черевик уверен, что тот злополучный красный рукав, который ему постоянно попадается, и есть тот самый рукав от изрубленной свитки черта! Вера человека в существование нечисти здесь приносит пользу, а не вред: все обходится благополучно. Дочка Солопия и казак Грицько получили согласие на брак, а он сам удачно продал все товары, которые привез на ярмарку.
В повести «Майская ночь, или Утопленница», меняется жизнь парубка Левко и его возлюбленной Ганны после встречи с русалкой, а именно - с панночкой, которая утопилась после притеснений мачехи. Левко помогает русалке отыскать ее мачеху, а русалка щедро вознаграждает молодых. Несмотря на возражения отца Левко, благодаря могуществу утопленницы, Левко и Ганна становятся мужем и женой.
В таких работах Н.В. Гоголя, как «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место» рассказывается, какой недружелюбной бывает нечистая сила по отношению к людям. Однако здесь нечисть не является столь уж могущественной, ее можно победить. Например, герои повестей «Пропавшая грамота» и «Заколдованное место» отделались довольно легко. Как говорится, каждый остался при своем – нечистая сила подшутила над ними, да и отпустила с миром. А для кузнеца Вакулы в повести «Ночь перед Рождеством» встреча с чертом оказалась даже выгодной. Вакула, испугав черта, использовал его, так сказать, как транспортное средство, слетав на нем в Петербург во дворец, выполнив таким образом поручение своей возлюбленной и привезя ей черевички царицы.
Но вот в повестях «Вечер накануне Ивана Купала» и «Страшная месть», нечистая сила, а также ее помощники – злые колдуны, нарисованы писателем очень страшными. Даже не так страшна нечисть, как люди: колдун Басаврюк и колдун из повести «Страшная месть», который погубил всех своих близких, воплощают собой настоящий ужас.
В повести «Вий», которая вошла в другой сборник – «Миргород», «Вий» появляется не случайно. Он приходит, чтобы погубить того человека, который убил ведьму.
Когда человек не боится нечистой силы, она оказывается не такой уж и страшной. Недаром существует такое выражение: «Не так страшен черт, как его малюют». Иногда Гоголь рисует нечисть довольно комично, как, например, черт, которого побил Вакула и которого его мать Солоха посадила в мешок.
Гораздо страшнее выглядит человек, способствующий тому, чтобы зло проникало в наш мир.
Повесть «Портрет», которая вошла в сборник «Петербургский повестей», также наполнена мистическими мотивами. Но здесь эти мотивы имеют более глубокий смысл, можно сказать, философский. Здесь очень хорошо выражено то обстоятельство, что зло глубоко проникает в души людей по вине талантливого художника. То зловещее воздействие на людей оказывают глаза ростовщика, портрет которого написал художник. Но у художника совсем не было дурного умысла, в отличие от тех колдунов, которые способствовали тому, чтобы нечистая сила попадала в наш мир. Художник глубоко раскаивается в том, что он сделал. Сам портрет, который он написал, совсем не доставляет ему радости, и он чувствует нечто таинственное, ужасное в том человеке, который хотел быть запечатленным на картине. Художник приходит в ужас, когда ростовщик бросается к нему в ноги и умоляет его завершить портрет, утверждая, что от этого портрета «зависит судьба его и существование в мире, что он уже тронул своей кистью его живые черты, что если он передаст их верно, жизнь его сверхъестественною силою удержится в портрете, что он через то не умрет совершенно…».
Кто же был тем ростовщиком? Гоголь об этом не рассказывает. Художник становится монахом, раскаиваясь в том, что написал портрет. Он говорит своему сыну: «Доныне не могу понять, что был тот странный образ, с которого я написал изображение. Это было, точно какое-то дьявольское явление… я с отвращением писал его…».
Через глаза ростовщика, изображенные на портрете, как будто через открытую дверь, в наш мир стало проникать зло. Художник просит своего сына, если тому представится возможность, уничтожить портрет, чтобы остановить проникающее в мир злое наваждение, которое калечит судьбы людей, человеческие души.
Но зло, попав в наш мир, никак не хочет уходить обратно: портрет, нарисованный художником, неожиданно исчезает из зала, в котором проводится аукцион, и у сына не получается исполнить волю отца. Сложно представить, что может еще натворить злополучный портрет, какие беды он может еще принести в наш мир?