Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие и виды функций государства 5
1.1. Сущность функций государства 5
1.2 Неправовые формы осуществления функций государства 6
Глава 2. Анализ форм осуществления функций государства 12
2.1. Проблемы реализации правотворческой функции государства 12
2.2. Перспективы развития методов осуществления функций государства 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
Список использованной литературы 25
Фрагмент для ознакомления
2
Приведем подходы к определению методов управления. Так, по мнению Варсеева В.В. метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей .
Посредством использования методов управления реализуется основное содержание управленческой деятельности .
При реализации своих функций государство использует в зависимости от конкретной функции различные методы: убеждения, принуждения, поощрения, наказания .
Например, методы управления в органах внутренних дел занимают значительное место в теории и практике управления и определяют, как и какими способами это управление осуществляется .
В практике управления органами внутренних дел одновременно применяют различные
Сегодня выделяют следующие методы управления :
– социальные и социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников органов внутренних дел в установленной сфере деятельности;
– экономические, обусловленные экономическими стимулами;
– организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях органов управления федерального, регионального и местного уровней;
– самоуправление как разновидность саморегулирования социальной системы (в органах внутренних дел действует в ограниченном масштабе в силу доминирования императивных методов управления).
Рис. 2. Методы управления
На стадии процесса выработки управленческого решения используются, главным образом, познавательные методы, необходимые для обоснования и выработки решений.
На втором этапе процесса управления применяются в основном административные, экономические и социально-психологические методы, с помощью которых непосредственно выполняются поставленные задачи и принятые решения .
Все методы управления тесно связаны между собой и взаимообусловлены, следовательно, при решении управленческих задач имеет место комплексное применение всех методов. Теоретической основой применения тех или иных методов управления являются основные положения диалектики, теории государства и права, административного права.
Также рассмотрим проблему разделения полномочий между уровнями власти. В круг полномочий органов государственной власти в области местного самоуправления входят полномочия, закрепленные Законом об общих принципах организации местного самоуправления.
Для любого правового государства главным вопросом в управлении является разграничение предмета ведения и компетенции между:
Органами государственной власти;
Муниципалитетом.
От эффективности решения данного вопроса зависит эффективность и успешность развития государства. Основной показатель успешности разграничения круга вопросов ведения федеральной власти и муниципальной - способ разграничения предметов ведения.
В исследованиях выделяются два основных способа разграничения предметов ведения:
дуализм;
кооперация.
Рис. 3. Способы разграничения предметов ведения
На основании того, какой из указанных способов избран для разграничения предметов ведения, можно судить о наличии признаков дуализма или кооперации в управлении.
Модель такого разграничения полномочий основана на моделировании, которое является методом познания и организации действительности. В России данный метод нашел применение из-за следующих разнообразий:
природно-климатические;
социально-экономические;
политические;
национально-культурные;
иные особенности местной жизни.
Существует принцип деконцентрации в России выражен посредством института территориальных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, действующих в муниципалитетах .
Федеральное законодательство содержит разграничение полномочий государственных органов и муниципалитетов. В данном законодательстве присутствует:
разграничение полномочий государственной власти в сфере местного самоуправления;
определены функции;
определены предметы ведения муниципальных образований;
определены полномочия органов местного самоуправления.
В Конституции РФ указано, что местное самоуправление независимо и не является частью системы органов государственной власти Российской Федерации .
Деятельность муниципалитетов должна быть связана с органами государственной власти. Поэтому проблема такого взаимодействия достаточно актуальна.
Кроме очевидных вертикальных - властно-ориентированных - связей данных органов выделяют также горизонтальные. Такие связи характерны при наделении органов местного самоуправления рядом государственных полномочий.
Существуют исследования по выявлению избыточных или недостаточных полномочий органов государственной власти в сфере местного самоуправления.
Так, семь из 22 муниципальных образований не видят избыточных (не свойственных, не целесообразных для реализации) полномочий в общем списке вопросов местного значения согласно Федеральному закону № 131 -ФЗ .
Полномочия государственных органов, безусловно, недостаточны, что объясняется переносом ответственности, не обеспеченной финансово, на другой уровень власти.
Для того, чтобы решить проблемы разграничения полномочий следует выполнить следующий алгоритм:
Алгоритм решения проблемы разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления включает в себя следующие шаги.
В каждом субъекте Федерации должен быть принят собственный закон «О разграничении полномочий и ответственности между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления», учитывающий особенности местного самоуправления субъекта Федерации.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативная литература:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Научная и иная литература:
3. Айдарбаев С.Ж., Базенов А.Б. Функции государства в современных условиях: нормативно-правовая регламентация (на примере республики казахстан) // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Юридические науки. 2019. № 4 (22). С. 8-11.
4. Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе. 2015.
5. Андреев В.В. Функции и формы взаимодействия государства и предпринимательства // Вопросы региональной экономики. 2020. № 4 (45). С. 3-12.
6. Антонова Н.В., Еремина О.Ю. Социальные функции государства: новые векторы развития // Журнал российского права. 2020. № 12. С. 89-102.
7. Арзуманов И.А. Власть и церковь в годы великой отечественной войны: к вопросу об идеологической функции государства // В сборнике: история подвига. Материалы всероссийской научной конференции с международным участием. Посвящается 75-летию победы. Иркутск, 2020. С. 232-239.
8. Архипов Д.Н. Совершенствование методов управления как фактор повышения эффективности деятельности органов внутренних дел: дисс. М.: 2000. - 214 с.
9. Балаев С.А. Общетеоретическая модель механизма реализации функции налогообложения российского государства: понятие и основные элементы // Правовая политика и правовая жизнь. 2016. № 1. С. 114-118.
10. Бирюкова Э.Р. К вопросу о взаимосвязи экономической функции государства с иными функциями современного российского государства // В сборнике: современные проблемы экономики, управления и права. сборник научных статей. Пенза, 2019. С. 118-122.
11. Бондаренко Н.Л., Конаневич Ю.Г. Правовая и организационная природа процессов цифровизации и регуляторной функции государства в данной сфере // Ex jure. 2021. № 1. С. 56-67.
12. Ботоева Ч.К. К вопросу о формах осуществления функций государства // В сборнике: Science, technology and life - 2015 Proceedings of materials the international scientific conference. Editors L.I.Savva, A.I. Marasanov, A.V.Podoprigora, T.G.Gurnovich. 2016. С. 354-363.
13. Бредихин А.Л., Проценко Е.Д. Стратегическое планирование в процессе реализации идеологической функции государства // Вестник Владимирского юридического института. 2020. № 4 (57). С. 171-174.
14. Бредихин А.Л., Проценко Е.Д. Стратегическое планирование в системе реализации идеологической функции государства // Экономика. Социология. Право. 2020. № 3 (19). С. 89-92.
15. Дюрягин И.Я. О понятии механизма реализации нормативных правовых актов // Механизм реализации нормативных правовых актов: Сб. научн. трудов. – Челябинск, 1995.
16. Егорцев В.В. Формы реализации функций применительно к российскому государству // Научная мысль. 2015. № 6. С. 112-114.
17. Ибрагимов Д.К. Методы реализации информационной функции государства // Государствоведение и права человека. 2019. № 4 (16). С. 16-23.
18. Искевич И.С., Белов А.С. Основные задачи консульских учреждений Российской Федерации и их реализация путем осуществления собственно консульских функций // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2015. № 2 (21). С. 25-27.
19. Карчевская Н.И. Правоприменительная деятельность как способ поддержания правопорядка и форма осуществления государством правоохранительной функции // В сборнике: Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе 2015. С. 690-694.
20. Кондрашов А.С., Ястребова Е.В. Сравнительный анализ методов реализации контрольных функций в государственном управлении (на примере динамических маршрутов) // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 3. С. 191-208.
21. Костыря Ю.С., Чупик А.Ю. Социально-правовой контроль над экономической преступностью и роль граждан в его осуществлении // Вестник экономической безопасности. 2015. № 1. С. 15-20.
22. Красилова Е.В. О значении принципов в правозащитной функции государства // В сборнике: Альманахъ молодых ученых. Сборник научных статей. Нижний Новгород, 2020. С. 7-12.
23. Красилова Е.В. Об отдельных аспектах правозащитной функции государства // Общество и право. 2020. № 4 (74). С. 136-140.
24. Красилова Е.В. Понятие и сущность правозащитной функции государства // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2020. № 4 (28). С. 106-110.
25. Красилова Е.В. Превентивная направленность правозащитной функции государства // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2021. № 21-2. С. 183-185.
26. Красилова Е.В. Роль органов внутренних дел в реализации правозащитной функции государства // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2020. № 2 (39). С. 118-119.
27. Крылов О.М. Организация денежного обращения как функция государства // Журнал юридических исследований. 2020. Т. 5. № 4. С. 34-43.
28. Кукушкина О.А., Олейник И.И. Правовое регулирование государственного надзора как важной функции современного российского государства // E-Scio. 2020. № 11 (50). С. 248-260.
29. Магдилов М.М., Дадаев Д.И. Эволюция функций государства в связи с пандемией COVID-19 // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2020. Т. 35. № 3. С. 82-87.
30. Мельничук С.Н. Проблемные вопросы классификации форм осуществления функций государства // Альманах современной науки и образования. 2015. № 11 (101). С. 58-60.
31. Мельничук С.Н. Формы осуществления функций государства: теоретико-прикладные проблемы определения понятия // Альманах современной науки и образования. 2015. № 10 (100). С. 92-95.
32. Миц Д.С. Антитеррористическая функция государства и общие проблемы модернизации // Образование и право. 2020. № 8. С. 13-19.
33. Миц Д.С. Комплексная антитеррористическая функция государства и права // Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16. № 1 (122). С. 31-40.
34. Немченко С.Б., Шеншин В.М. Должностные лица МЧС России как субъекты реализации функций государства: отдельные вопросы административно- юрисдикционной деятельности // Административное право и процесс. 2021. № 3. С. 55-57.
35. Николаенко М.В. Проблемные вопросы функций государства // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2020. № 2 (25). С. 8-12.
36. Орлов К.А. Отдельные проблемные аспекты осуществления правотворческой функции государства // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2021. № 21-2. С. 256-257.
37. Парий-Сергеенко Е.П. Социальная функция современного российского государства // В сборнике: Государство, право и общество: вопросы теории и практики. Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор В.И. Скрябин. 2020. С. 230-236.
38. Полномочия федеральной инспекции труда: проблемы реализации надзорной функции государства в условиях цифровой экономики / Сапфирова А.А., Оганесян В.Г., Подгорная А.В. // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 11 (88). С. 52-56.
39. Приймак Ю.А. Взаимосвязь между сущностью, формой и функциями государства, а также факторы, влияющие на эволюцию функций государства // Власть Закона. 2019. № 3 (39). С. 214-221.
40. Проблемы реализации методов управления органами внутренних дел по обеспечению экономической безопасности. В книге: Управление органами внутренних дел по обеспечению экономической безопасности Варсеев В.В. Москва, 2015.
41. Развитие функций государственных органов в антикризисном управлении регионом / Аборнева О.И., Букреев С.А., Воропаева Е.В. // Регион: системы, экономика, управление. 2015. № 2 (29). С. 12-16.
42. Смоляков И.А. Особенности реализации полномочий президента российской федерации в осуществлении внешних функций государства // Студенческий вестник. 2020. № 43-3 (141). С. 64-67.
43. Степаненко Д.М. Инновационная функция государства: технико-юридические аспекты реализации // Российская юстиция. 2020. № 12. С. 5-7.
44. Сумин М.И. Субдифференцируемость функций значений и регуляризация принципа максимума понтрягина в оптимальном управлении распределенными системами // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2015. Т. 20. № 5. С. 1461-1478.
45. Хажироков В.А. Исторические традиции и современные тенденции правоохранительной деятельности в России // Юристъ - Правоведъ. 2015. № 5 (72). С. 120-125.
46. Цапанова С.С. Правовые формы деятельности уголовно-исполнительной системы // Право и государство: теория и практика. 2015. № 10 (130). С. 137-141.
47. Шарифов М.Ш. Современные институциональные формы взаимодействия государства и гражданского общества // Российский юридический журнал. 2015. № 5 (104). С. 15-29.
48. Aminov M.A.U. Covid-19 pandemiyasi sharoitida davlatning ijtimoiy funksiyasini amalga oshirishda davlat-xususiy sheriklikning roli // Молодой ученый. 2020. № 45 (335). С. 367-369.
49. Najimov M. The ecological function of the state in uzbekistan - a new level of legal basis development // Review of law Sciences. 2019. № 3. С. 5-8.
50. Shoinbekov O., Ibragimov D.K. State information function and information security // Государствоведение и права человека. 2020. № 2 (18). С. 41-48.
51. http://lektsii.net/2-39705.html
52. http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/funkcii-gosudarstva.html
53. http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/osushchestvlenie-funkciy-gosudarstva.html
54. http://mybiblioteka.su/2-37885.html
55. http://cmo.khabkrai.ru/experience/2013/09/10/aktivizaciya-uchastiya-naseleniya-v-osushestvlenii/