Фрагмент для ознакомления
2
Система государственного управления в годы Великой Отечественной войны прошла суровое испытание на прочность. Но это испытание прошло ценой невероятных усилий и жертв. Миллионы людей склонились в защиту Родины. Цена была непомерно высока, но целостность государства и его независимость были сохранены.
В зависимости от периода Великой Отечественной войны ее основные задачи, направления, формы организационного устройства, средства и функции подчинялись единой цели, разгром фашизма, динамизм и актуальность управления к ситуации и меняющимся потребностям страны от захватчиков становились возможными во многом благодаря характеру Советов, их специфике.
Внезапно масштаб фашистских атак, скорость наступления и широкие рубежи позволяют преодолевать временные препятствия в функционировании различных уровней и звеньев системы управления, связанных с фронтильностью.
Такие факторы, как реорганизация кадров государственных органов и общественных организаций в связи с мобилизацией на фронт не имели необходимого опыта руководящей и административной работы.
С учетом уроков Первой мировой войны, поражения иностранной военной интервенции в 1917-1920 годах и другого отечественного и международного опыта вся система государственного управления разрабатывалась в контексте военных задач. Милитаризация управления проявлялась не только в задачах и задачах воздействия, но и в способах функционирования, организации и деятельности.
Система государственного управления стала одним из источников и механизмов победы, основанной на поддержке, патриотизме и самоотверженном рвении советского народа. Во время войны единство народа, мощь государства и администрации стали ясны, как никогда прежде.
Объектом исследования является Советское государство.
Предметом исследования выступает особенности системы государственного управления В Советском государстве в период ВОВ.
Целью исследования является анализ значения Советского государства в качестве механизма победы в Великой Отечественной войне.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выделить изменения в государственном аппарате в годы ВОВ;
проанализировать экономику советского государства во время Великой Отечественной войны;
рассмотреть Финансирование военнослужащих во время войн;
провести анализ социальной поддержки государством военнослужащих и членов их семей;
рассмотреть государственную концепцию и нормативно-правовую базу народного образования в условиях войны в СССР.
В процессе исследования был применен метод теоретического исследования:
теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования;
систематизацию, обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
1.1. Изменения в государственном аппарате в годы ВОВ
Изменения в государственном аппарате определялись главным образом военными обстоятельствами. В стране сложилась чрезвычайная обстановка, когда встал вопрос о самом существовании советского государства. Поэтому создавались чрезвычайные органы или обычным органам придавались чрезвычайные полномочия.
Кроме того, продолжали действовать и обычные органы: Верховный Совет СССР, СНК СССР, Президиум Верховного Совета СССР, общесоюзные органы управления, республиканские и местные органы власти и управления. Однако и их коснулись изменения.
Так, при СНК СССР был создан Совет по эвакуации, на плечи которого легла гигантская работа по перебазированию промышленности из западных районов страны в восточные и т.д. Кроме того, были созданы новые органы, необходимость которых также вызывалась войной: Комитет по учету и распределению рабочей силы. Управление по эвакуации населения, Управление по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих и др. Были расширены права СНК союзных и автономных республик, местных органов управления.
Ввиду создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР для проведения отпора врагу, вероломно напавшему на нашу Родину, 31 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР, ЦК ВКП (б) и СНК СССР приняли совместное постановление, которым признавалась необходимость создания Государственного Комитета Обороны, сосредоточение всей полноты власти в руках ГКО. Все граждане, партийные, советские, комсомольские и военные органы были обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО.
Состав ГКО был узким, вначале в него входило пять человек, затем он был расширен до 9 человек. Возглавил его И.В. Сталин. 1
ГКО занимался всеми проблемами, связанными с решением основной задачи – разгрома захватчиков. ГКО иногда решал и локальные задачи. Так, он руководил обороной Москвы и Ленинграда. Он не имел своего аппарата и действовал, используя аппараты СНК, наркоматов, ЦК ВКП(б). Для подготовки проектов постановлений, решения конкретных вопросов, изучения и решения сложных вопросов ГКО создавал комитеты, советы, комиссии. Существовал институт уполномоченных ГКО, обычно уполномоченные назначались ГКО для решения определенных вопросов. В прифронтовых городах создавались городские комитеты обороны, которые возглавлялись первыми секретарями обкомов или горкомов партий. В них также входили председатели областного или городского исполкомов, представители военного командования, начальники управления НКВД и другие лица. Они были созданы в Севастополе, Сталинграде, Одессе, Туле, Ростове, Воронеже и в других городах. Всего их было создано более 60. ГКО осуществлял интенсивную нормотворческую деятельность. Им было издано более 10 тыс. постановлений. Так, 17 сентября 1941 г. ГКО издал постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», по которому с 1 октября 1941 г. вводилось обязательное военное обучение граждан СССР мужского пола в возрасте от 16 до 50 лет.
ГКО обладал неограниченной властью. Его состав основан на следующих принципах: Сталин собирал вокруг себя наиболее способных и авторитетных людей из высших партийных и государственных кругов, наделяя их законной властью. Несмотря на малочисленность ГКО, условия военного времени не позволяли ему собраться регулярно и полностью. Это решение было принято председателем по согласованию с другими членами ГКО.
Решение ГКО имело силу закона военного времени. Все организации, Партия, Совет, экономика, общество были обязаны строго придерживаться любых его постановлений и распоряжений. Всего же за время войны ГКО приняло постановление примерно около 10 тыс.
В 1944 году при ГКО была создана специальная комиссия для выдачи репараций, то есть экономического ущерба СССР за счет утраченного имущества страны.
Чрезвычайные органы и администрации создавались для решения определенных проблем, возникающих в связи с войной.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 г. была образована Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. На нее были возложены собирание документальных данных, их проверка, подготовка материалов о злодеяниях гитлеровских преступников и материальном ущербе, причиненном советским гражданам, колхозам и государству в результате оккупации советских территорий армиями гитлеровской Германии и ее сообщников. 2
В целях обеспечения своевременного и быстрого решения оперативных вопросов, связанных с выполнением в условиях военного времени возложенных на народные комиссариаты СССР задач и в первую очередь выполнением планов производства и строительства, СНК СССР постановлением от 1 июля 1941 г. «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени» предоставил им право: распределять и перераспределять материальные ресурсы наркомата между отдельными предприятиями и строительствами, разрешать директорам предприятий и начальникам строек выдавать из своих ресурсов другим предприятиям необходимые материалы для выполнения производственных планов и заказов по договорам, перераспределять капиталовложения по сверхлимитным
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. В 12 т. Т. 10. Государство, общество и война. – М.: Кучково поле, 2014. – 864 с.
2. Гладких И.П. Социальная защита военнослужащих сухопутных войск России // Омский научный вестник. – 2016. – С. 65-68.
3. Данилов В.Н. Война и власть: Чрезвычайные органы власти регионов России в годы Великой Отечественной войны. – Саратов, 1996. – 45 с.
4. Данилов В.Н. Основные направления адресной социальной поддержки населения в годы Великой Отечественной войны: опыт Саратовской области // Известия Саратовского ун-та. – Т 16. – Вып. 2. – 2016. – С. 233-238.
5. Кабирова А.Ш. Война и люди: проблемы социальной защиты семей фронтовиков в Татарстане в 1941-1945 гг. // Вестник Томского гос. ун-та. – 2015. - № 2(14). – С. 127-131.
6. Карюкина Ю.В. Мероприятия по поддержке семей военнослужащих в Красноярском крае. 1941-1945 гг. // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. – 2016. - № 3. – С. 87-90.
7. Кирсанов H.A. Место назначения – фронт. – М.: Наука, 1978. – 119 с.
8. Липатов А.В. Государственная и общественная поддержка семей военнослужащих в годы Великой Отечественной войны: на материалах Сталинградской области // Известия Волгоградского гос. педагогического ун-та. – 2017. – С. 192-198.
9. Любецкий А.Е. Государственная политика по отношению к семьям военнослужащих на Урале в годы Великой Отечественной войны: автореф. дис. ... канд. ист. наук. – 2005. – 23 с.
10. Любецкий А.Е. Государство и семьи военнослужащих в годы второй мировой войны: СССР, Германия, Великобритания – компаративный анализ // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2016. - № 3. – С. 211-218.
11. Минц И.И. Великая Отечественная война Советского Союза. – М.: ОГИЗ, Госполитиздат, 1947. – 71 с.
12. Насонов К.А. Социальное обеспечение военнослужащих Красной Армии в годы Великой Отечественной войны: сущность, содержание и современное значение // Вестник Военного ун-та. – 2017. - № 3(23). – С. 65-70.
13. Русский архив: Великая Отечественная. Тыл Красной Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Документы и материалы. Т.25 (14) . – М.: ТЕРРА, 1997. – 456 с.
14. Сталин И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. – 5-е изд. – М.: Госполитиздат, 1950. – 373 с.
15. Чернышева Н.В. Социальная политика государства в отношении семей военнослужащих в 1941-1945 гг. (на материалах Кировской области) // Вестник Вятского гос. ун-та. – 2012. – С. 54-59.
16. Шуняков Д.В. Финансовое обеспечение военнослужащих Красной Армии в годы Великой Отечественной войны // Вестник Балтийского ун-та им. И. Канта. – 2018. - № 3. – С. 68-75.