Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. Теоретический анализ психологического сопровождения адаптации первоклассников
1.1 Адаптация и ее виды как объект исследования в психологической науке
Стоит уделить внимание рассмотрению сущности понятия адаптации в научной «психолого-педагогической литературе». Итак, подчеркнем, что понятие «сопровождение» (от английского слова guideness) возникло впервые в работах по практической психологии Г. Бардиер, Н. Ромазан, Т. Чередниковой (1993) в сочетании со словом «развитие» – «Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей». Этот термин в настоящее время широко известен и активно используется (Э. Александровская, М. Битянова, Т. Дворецкая, Е. Казакова, Е. Козырева, А. Колеченко, В. Семикин, Т. Чиркова и др.).
М.Р. Битянова рассматривает сопровождение как «систему профессиональной деятельности психолога, направленную на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия [3, с.40].
Анализ научной психолого-педагогической литературы показал, что понятие «психолого-педагогическое сопровождение» можно рассматривать в нескольких аспектах: [15, с.121]
- как профессиональную деятельность педагога-психолога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребенка;
- как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ребёнку сделать нравственный самостоятельный выбор при решении образовательных задач;
- как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого;
- как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога, психолога и других специалистов по обеспечению учебных достижений учащимися;
- как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного.
Опираясь на точки зрения С.А. Белоусовой, Л.М. Митиной, Г.Н. Серикова под психолого-педагогическим сопровождением будем понимать движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости – помощь и поддержка.
Проблема адаптации детей школьного возраста к условиям школьной образовательной организации рассматривается как междисциплинарная проблема, объединяющая данные социологии, педагогики и психологии.
Термин «адаптация» (от лат. adapto - приспособляю) в научный оборот было введено немецким учёным Г. Аубертом, который обозначил изменения приспособительного характера чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей.
В биологии под адаптацией понимается приспособление строения и функций организма к условиям среды, реакция на раздражающее и дестабилизирующее воздействие, которое можно выразить формулой «стимул реакция». В самом общем виде адаптацию можно определить как приспособление к меняющимся условиям окружающей среды обитания. Ч. Дарвин в произведении «Происхождение видов путем естественного отбора» обращает внимание на непрерывность процесса адаптации. Адаптация непрерывна, поскольку и окружающий мир находится в постоянном изменении.
В философии адаптация рассматривается в качестве особой формы отражения, характеризуемой внутренней активностью живых систем и опережающей реакцией на внешнее воздействие.
По мнению Б.Ф. Ломова, адаптация – это процесс приспособления к условиям внешней и внутренней среды и к изменяющимся социальным условиям [20, с.117].
Процесс адаптации школьников к обучению протекает на всех ее уровнях: биологическом (приспособление к новому режиму учебы и жизни); психологическом (вхождение в новую систему требований, связанных с выполнением учебной деятельности) и социальном (вхождение в ученический коллектив).
В биологической (физиологической) адаптации выделяют несколько этапов: [25, с.53]
- острая адаптация (первые 2-3 недели). Самое трудное время для ребенка. В данный период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, и как результат – много школьников в сентябре болеет;
- неустойчивое приспособление – организм ребенка находит адекватные, близкие к оптимальным вариантам реакций на новые условия;
- период относительно устойчивого приспособления - организм реагирует на нагрузку с меньшим напряжением.
Психологическая адаптация представляет собой процесс мотивации адаптивного поведения человека, формирование цели и программы ее реализации в отмечаемых ситуациях значительной новизной и значимостью. Это процесс взаимодействия личности ребенка со средой, при которой ребенок должен учитывать особенности среды и активно воздействовать на него, чтобы обеспечить удовлетворения своих основных потребностей и реализацию значимых связей.
Процесс взаимодействия личности и среды заключается в поиске и использовании адекватных средств и способов удовлетворения основных ее потребностей, к которым относятся потребность в безопасности, физиологические потребности (в еде, сне, отдыхе и т. д.), потребность в принятии и любви, в признании и уважении, в самовыражении, самоутверждении и в развитии. Тем самым закладываются возможности для успешной социальной адаптации и социализации ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андрейчук С.В. Преемственность в профилактике социальной дезадаптации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие / И. М. Петрюк, С. В. Андрийчук. – М.: Высь, 2014. – 120 с.
2. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. – М.:Эксмо, 2015. – 464 с.
3. Битянова М.Р.Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. психол./ М.Р. Битянова. – М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 2017. – 154 с.
4. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Издательство « Питер», 2017. – 304 с.
5. Венгер А.Л. Готов ли Ваш ребенок к школе / А.Л. Венгер, Л.А. Венгер. – М.: Ваклер, 2015. – 112 с.
6. Гончарук И.С. Создание учителем комфортных условий для адаптации первоклассниковк обучению в школе / И.С. Гончарук // Начальная школа. – 2019. – № 7. – С. 42-44.
7. Гурина А.Н. Адаптация первоклассников: Семинар для учителей начальных классов / А.Н. Гурина // Психолог. Школьный мир. – 2018. – № 15. – С. 13-16.
8. Дубчак О.Г. Ребенок идет в школу: радости и заботы / О.Г.Дубчак // Начальная школа. – 2015. – № 4. – С. 52-55.
9. Дуткевич Т. В. Дошкольная психология: учеб. пособ. / Т. В. Дуткевич. – К.: Центр учебной литературы, 2017. – 392 с.
10. Ермолаева М.В. Психология развития / М.В. Ермолаева. – Воронеж: МОДЕК, 2013. – 376 с.
11. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп.,испр. и перераб. / И. А. Зимняя. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2014. – 384 с.
12. Ибрагимова В.Н. Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса / Ибрагимова В.Н. // Начальная школа. – 2018. – №10. – С.8-12.
13. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: Высь, 2012. – 265 с.
14. Кочерга А. Е. Психофизиологическое развитие ребенка перед школой / А.Е. Кочерга // Начальная школа. – 2015. - № 1. – С. 45.
15. Крамаренко Н.С. Адаптация детей к школе как психологическая проблема / Н.С. Крамаренко. – М.: Вестн. Ун-та Рос. Аккад. Образования, 2017. – 139 с.
16. Кривчикова Е.А. Психомоторное состояние как фактор адаптации учащихся начальных классов к условиям обучения в школе / Е.А.Кривчикова, Т. В. Лясота // Физическое воспитание, спорт и культура здоровья в современном обществе. –2016.- №2. – С. 162-164.
17. Крупник Г. А. Особенности психологического сопровождения адаптации первоклассников к учебному процессу / Г. А. Крупник // Таврический вестник образования. – 2014.- № 2 (46). – С. 251-257.
18. Кураев Г.А. Возрастная психология. Курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов-на-Дону, 2012. – 146 с.
19. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В.Матюхина. – М.: Гардарики, 2014. – 180 с.
20. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М.: ИНФА-М, 2013. – 207 с.
21. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Ученик / Л.Ф. Обухова. – М.: Просвещение, 2016. – 120 с.
22. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 240 с.
23. Опанасюк Г.С. Алгоритм сопровождения детей в адаптационный период / Г.С.Опанасюк // Психолог. – 2015.- Январь (№3-4). – С. 12-18.
24. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста/К.Л.Печора. – М.: Высь, 2016. – 172с.
25. Пилипко Н.В. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклашками: Практическая психология учителю / Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 163 с.
26. Пристинский В.М. Социально-педагогические условия адаптации учащихся младшего школьного возраста к обучению в процессе физкультурной деятельности / В. М. Пристинский, Т. М.Пристинская, И. В. Ахременко // Духовность личности: методология, теория и практика. –2013. – № 6 (59). – С. 151-159.
27. Проскура Е.В. Как проверить степень готовности вашего ребенка к обучению в школе / Е.В. Проскура // Начальная школа. – 2018. - №2. – С.14-23
28. Цилев В. Л. Диагностика психологической готовности детей к школе / В.Л. Цилев // Все об адаптации.– 2014.– №25-26.– С. 14-21.
29. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учеб. пособие для вузов/ М.С. Яницкий. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011. – 184 с.
30. Яновская Т. А. Особенности психологического сопровождения адаптации первоклассников к учебному процессу / Т.А.Яновская // Таврический Вестник образования. – 2014. – № 2 (46). – С.251-257.