Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Китайская философия, как и китайская культура в целом, в период своего возникновения и развития не испытывала существенного влияния никаких иных, не китайских, духовных традиций. Это вполне исконная философия, в наибольшей степени отличная от европейской.
Китайская классическая философия представляет собой оригинальные, самостоятельно возникшие в Китае философские учения, не включающие иностранный источник и не опирающиеся на него.
Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это прежде всего ее подчиненностью политической и моральной практике, т.е. редукцией к так называемой практической философии. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества, упорядочения отношений между "верхами" и "низами" и т.п. были в ней доминирующими. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и, скажем так, должностным. Многие философы представляли влиятельные общественные силы и служили министрами, сановниками, послами. "Знание - действие - нравственность" - эта цепочка в Древнем Китае составляла одну из главных линий философствования. Знание оценивалось и отбиралось в соответствии с задачами нравственного совершенствования человека. Высшее знание - знание о добродетелях и правилах поведения великих людей.
И еще нельзя не отметить ту специфическую черту китайской классической философии, которая роднит ее отчасти с русской философской традицией, - это господство литературной формы в философских произведениях.
Глава1. Особенности развития философии в Китае
1.1.Основные этапы развития философской мысли
В развитии философии Античного Китая выделяют 2 ведущих шага:
1) период зарождения философских мнений, обхватывающий VIII - VI вв. до н.э.
2) период расцвета философской мысли , который относят к VI - III вв. до н.э. и именуют «золотым столетием китайской философии». Как раз на 2 период попадает составление китайских философских школ - конфуцианства, даосизма, моизма, легизма, оказавших большое воздействие на все дальнейшее становление китайской философии. [3, c 108]
В это время зарождаются те трудности, те понятия и категории, которые вслед за тем становятся классическими для всей дальнейшей ситуации китайской философии вплоть до нового времени.
Основными категориями, при поддержке которых древнекитайские философы пробовали осмысливать мир, были такие мнения, как у син - «пять первоэлементов» (металл, дерево, вода, пламя, земля), ци (воздух, эфир), инь и ян (пассивное и интенсивное начало в природе), дао (путь, закономерность вещей).
Эти категории появились в итоге обобщения многолетнего трудового навыка и исследований за явлениями природы.[4, c 90]
Аналогично философии других народов, древнекитайская философия зарождалась в недрах мифологических представлений, воспользовалась их материалом.
Ассоциация философии с мифологией имела тут кое-какие особенности. Китайские легенды становятся как исторические предания о первопредке, о минувших династиях, о «золотом веке» и т.д. [5,c 12]
Такие культурные монументы, как «И цзин» («Книга перемен»), «Ши цзин» («Книга песен»), «Шу цзин» («Книга истории»), содержат большую численность ссылок на античные легенды. При этом китайские легенды содержат относительно не достаточно материала, отражающего взгляды китайцев на становление мира и его закономерности, связь с человеком.
Натурфилософские идеи не занимали в китайской философии главного места.
В большинстве философских средних учебных заведений преобладала практическая философия, связанная с задачами прозаической мудрости, нравственности, управления. Это практически полностью относится к конфуцианству, моизму и легизму, мировоззренческие причины политико-этических учений которых были или слабы, или взяты из иных средних учебных заведений, к примеру, из даосизма как более философичной школы. Древнекитайская философия малосистемна, что обосновано как слабой связью с естествознанием, так и слабым развитием древнекитайской логики. [7, c 5]
Древнекитайская философия была еще слабо рационализирована, а сам китайский язык затруднял выработку отвлеченного философского языка. Все это имело колоритное воплощение в развитии ведущих философских средних учебных заведений.
Существовало 6 ведущих средних учебных заведений древнекитайской философии: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм, среднее учебное заведение инь-ян (натурфилософы) и среднее учебное заведение имён (софисты).
Основная масса из этих средних учебных заведений - этико-политические, меньшинство - метафизические.[6,c 9]
Заключение
На протяжении веков в рамках китайской цивилизации создавались и закреплялись многие фундаментальные принципы религии и этики, основные нормы поведения, устойчивые стереотипы в языке, мышлении, представлениях и восприятии, определенная ценностная ориентация. Длительность и непрерывность национальных традиций и психологических стереотипов способствовали их прочности и стабильности, особенно в условиях сложившейся в традиционном Китае экономической структуры с ее ячеистыми формами натурального и полунатурального хозяйства в качестве основы и с решающей ролью административно-бюрократического аппарата в регулировании и нормальном функционировании жизни страны и народа.
Конфуцианство сыграло огромную роль в развитии Китая и китайского народа. Конфуцианство в лице Конфуция призывает брать уроки из истории, он заставляет расстаться с традицией прислуживания к Небу , а вместо этого старается объяснить, что существуют некие универсальные нормы жизни. Он основывался на взаимоотношения человека с человеком, личности и государства. Он утверждает, что человек должен с одинаковой искренностью и преданностью относиться и к Небу, и к правителю, и к своей семье. И, говоря словами великого Конфуция, "Государь должен быть государем, Сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном".
Что касается культов конфуцианства, они сыграли большую роль в развитии общества. Культ семьи и клана держал многих не родственных людей в отношениях близких к родственным. Это осуществлялось благодаря уважению к старшим. Так же с этим культом связано и то, что Китай в настоящее время занимает лидирующую позицию по численности населения среди всех крупнейших стран.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. Буланже, П. А. Будда. Конфуций. Жизнь и учение / П.А. Буланже. - М.: Искусство, 1995. - 320 c.
2. Дао. Гармония мира. - М.: Эксмо-Пресс, Фолио, 2000. - 864 c.
3. Даосские притчи. - М.: Золотое Сечение, 2007. - 264 c.
4. Конфуций Конфуций. Беседы и суждения (подарочное издание) / Конфуций. - М.: Пан пресс, Артефакт-пресс, 2013. - 320 c.
5. Конфуций Конфуций. Беседы и суждения (эксклюзивное подарочное издание) / Конфуций. - М.: Артефакт-пресс, Пан пресс, 2013. - 320 c.
6. Конфуций Конфуций. Изречения / Конфуций. - М.: АСТ, АСТ Москва, Хранитель, Харвест, 2006. - 512 c.
7. Конфуций Я верю в древность / Конфуций. - М.: Республика, 1995. - 384 c.
8. Лао-цзы Дао-Дэ цзин. Книга о Пути жизни / Лао-цзы. - М.: Феория, 2010. - 704 c.
9. Мартынов, А. С. Конфуцианство. Классический период / А.С. Мартынов. - М.: Азбука-классика, Петербургское Востоковедение, 2006. - 384 c.
10. Матжиои Метафизический путь / Матжиои. - М.: Владимир Даль, 2014. - 368 c.
11. Медведева, Ирина Тайное учение даосских воинов / Ирина Медведева. - М.: Питер, 2003. - 352 c.
12. Мудрость конфуцианства. - М.: АСТ, Астрель, Кладезь, 2009. - 192 c.
13. Ошо Абсолютное Дао. Беседы о трактате Лао-цзы "Дао Де Цзин" / Ошо. - М.: ИГ "Весь", 2016. - 320 c.
14. Предметы культового творчества Японии из собрания Государственного музея истории религии. - М.: СПбГУТД, 2015. - 592 c.
15. Религиозный мир Китая. Альманах, №48, 2013. - М.: РГГУ, 2013. - 164 c.
16. Роузен, Дэвид Дао Юнга. Путь целостности / Дэвид Роузен. - М.: София, 1997. - 256 c.
17. Стивен, Лю Секреты Врат Дракона. Даосская алхимия бессмертия. Древние даосские практики для духовной и физической трансформации / Лю Стивен. - М.: София, 2012. - 804 c.
18. доктор, Босоногий Самоосвобождение / Босоногий доктор. - М.: София, 2005. - 336 c.