Фрагмент для ознакомления
2
Каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего.
Большую роль в изображении фигур играет светотеневая моделировка, позволяющая достичь поразительную объемность. Фигуры пластически цельные, не сливаются с окружающей средой, им присуща четкость и рельефность силуэтов. Большое значение имеют драпировки, говорящие по усилению или спокойствию складок о душевном состоянии людей. В лицах и фигурах Брюллов создал красоту столь совершенную, что она более действенная, чем гибель и страдание.
«Художник украсил фигуры всем, что может дать живопись: их одежды ложатся прекрасными складками, цвет тканей – плотный, насыщенный, теплые и холодные рефлексы от зарева и молний оживляют тела, бледные, сверкающие как мрамор. Натиск стихий не уничтожает человека, но выявляет в нем необычайную душевную, пластическую и живописную красоту» (М.М. Ракова).
Брюллову удалось показать охваченную единым порывом толпу граждан в роковой момент ее исторического бытия, сотворив тем самым первый пример многофигурной исторической картины. Он описал любовь и благородство, которые не угасали перед лицом смерти.
Художник как будто откликается на слова Пушкина: «Прекрасное должно быть величаво…» В завершении картины, художник очень заботился об ее исторической достоверности. Еще в 1828 году он говорил, что скелеты «найдены были в таком положении», а изображенные им вещи «все взяты мною из музея» и что он придерживается «нынешним антиквариям» (иными словами археологам). На месте, которое изображено на картине, реально были найдены кольца, ожерелья, серьги, обугленные остатки колесницы, браслеты.
И наконец, в 1833 году Брюллов напоследок показывает картину Последний день Помпеи публике. Оценки всех, и критиков, и рядовых зрителей однозначны: картина получилась легендарным шедевром. Европейская общественность восторгается творцом, а следом за выставкой, в Петербурге гениальность художника признали и отечественные ценители.
Гоголь пишет о ней статью, даже Лермонтов упоминает полотно в своих произведениях. Писатель Тургенев в том числе положительно отозвался о данном великолепном шедевре, высказывал тезисы о творческом единении России и Италии. Картина по этому поводу была продемонстрирована итальянской публике в Риме, однако затем была переправлена на выставку в Парижском Лувре. Европейцы восторгались полотном и отзывались о нем как о грандиозном сюжете. Лестных и добрых отзывов было огромное множество. Парижская академия искусств заслуженно наградила Карла Брюллова похвальной золотой медалью.
На сегодняшний день картина К.П.Брюллова «Последний день Помпеи» находится в Государственном Русском музее.
Рисунок 7 –Галерея Государственного Русского Музея
4. Художественные приемы
Первый раз Брюллов прибыл раскопки античного города Помпеи в 1827 году, однако закончил он свою работу над картиной в 1833 году. От первого этапа будущей картине до ее завершения прошло 6 лет.
А теперь остановимся подробно на некоторых фрагментах картины «Последний день Помпеи», которые производят колоссальное впечатление.
В центре картины ребенок с молодой женщиной. Женщина мертва. Она упала с повозки на булыжную мостовую и разбилась. Об этом говорит отвалившееся колесо повозки. Покидая город, она брала с собой ларец с украшениями, которые рассыпались. В том числе подле нее есть связка ключей, светильник с тремя рожками, зеркальце. Это дает возможность сделать вывод, что женщина была богата. Драгоценности и дорогие предметы рассыпаны в пыли, однако никто не обращает на них внимания.
На картине существует группа людей, которая состоит из пожилой матери и ее молодого сына. По поведению юноши заметно, что он не оставит одну в беде свою мать. Молодой юноша – очевидец драматических событий - тот самый Плиний Младший (ему на тот момент было 18 лет), в письмах которого Брюллов нашел описание катастрофического извержения Везувия.
На первом плане изображена мать с двумя детьми. Данную группу художник написал с людей, которых знал очень хорошо. Ему позировали графиня Юлия Павловна Самойлова и две ее приемные дочери – старшая Джованина и младшая Амацилия. Три красавицы с выразительными глазами дают возможность почувствовать безграничное сочувствие, потому что судьба их предрешена. Однако надежда на их спасение остается.
Очень занимательный момент – автопортрет художника на картине. Его мы можем узнать по ящику, из которого видны горшочки и кисти с красками. Мы знаем, что раскопки Помпеи оказали на Брюллова достаточно сильное впечатление, что, возможно, он почувствовал себя участником трагических событий и ввел свой портрет в картину. Ящик с кистями художник несет на голове. Подле него фигура женщины, у которой на голове большой сосуд. Это дает нам возможность сделать вывод о том, что в древности было принято так носить некоторые тяжести, допустим, сосуды с водой, корзины с фруктами и овощами.
Самое интересное, что все вышеупомянутые женщины - это графиня Самойлова Ю.П., урожденная Юлия фон дер Пален; 1803— 14 марта 1875 г., она была внучкой графа Мартина Скавронского и последним потомком семьи Скавронских, дочь Марии Скавронской и генерала Палена, знаменитая своими отношениями с художником Карлом Брюлловым. презентация
Фрагмент для ознакомления
3
1. http://www.artlibrary.ru
2. Аксенов, Василий Гибель Помпеи / Василий Аксенов. - М.: Эксмо, 2013. - 407 c.
3. Ацаркина Э. Карл Павлович Брюллов. Творчество и жизнь. - М.: Искусство, 1963г.Замечательные полотна. Л., 2016. С.118
4. Бочаров И. Н., Глушакова Ю. А. Карл Брюллов: исторические находки. - М.: Знание, 2014г.
5. Висенте, Бласко Ибаньес Песок и кровь. Последние дни Помпей / Булвер-Литтон, Висенте Бласко Ибаньес. - М.: Юсана, 2015. - 511 c.
6. Гибель Помпеи. - М.: Иван Федоров, 2018. - 139 c.
7. Гнедич П.П. История искусств. Скульптура.Живопись. Архитектура. - М.: Эксмо, 2019
8. Иржи, Грошек Помпеи нон грата / Грошек Иржи. - М.: Амфора, 2019. - 350 c.
9. К. Брюллов: [альбом, Автор-составитель М. М. Ракова], - М.: Изобразительное искусство, 2018г.
10. Леонтьева Г. К. Карл Брюллов. 3 издание, - Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 2013г.
11. Леонтьева, Г.К. Картина К. П. Брюллова Последний день Помпеи / Г.К. Леонтьева. - М.: Художник РСФСР, 2015. - 453 c.
12. Музей в твоем классе: Учеб.пособие/ О.В.Малаховская, Н.А.Чуракова.- М.: Академкнига /Учебник, 2016
13. Помпеи и Неаполь. Путеводитель и карта. - М.: Аванта+, АСТ, Астрель, 2019. - 261 c.
14. О. Ф. Петрова. "50 биографий мастеров русского искусства". "Аврора", Ленинград, 2011
15. Платонова Н.И. Искусство: Энциклопедия/ М.: ЗАО «РОСМЭН- ИЗДАТ», 2016
16. Порудоминский В. И. Брюллов. - М.: Молодая гвардия, 1979г.
17. Чайлд, Ли Ли Чайлд. Без промаха. Тори Хейден. Красавица. Роберт Харрис. Помпеи. Барбара Делински. Когда приходит беда / Ли Чайлд и др. - М.: Издательский Дом Ридерз Дайджест, 2014. - 443 c.
18. Школьная энциклопедия «Руссика». История Древнего мира. – М.: ОЛМА- ПРЕСС Образование, 2013
19. Энциклопедия русской живописи (под редакцией Калашниковой Т.В.). - М.: ОМЛА-Пресс, 2010г.