Фрагмент для ознакомления
2
Изменившееся положение человека по отношению к миру способствовало развитию когнитивных исследований, в центре внимания которых находится процесс взаимодействия субъективности человека с объективной реальностью, и появление терминологической картины мира.
В определенный момент данный термин приобрел общечеловеческое значение и обозначил иной способ познания мира. В современной общенаучной интерпретации картина мира понимается как наиболее общее целостное восприятие мира в его целостности, совокупность знаний, сформированная с участием всех уровней и форм познания: теоретического, эмпирического, логического, чувственного, научного, философского, повседневного, религиозного и мифологического .
Концептуальной основой поэтического творчества является поэтическая картина мира, представляющая собой некую систему концептов, структурирующую творческую деятельность человека по созданию и интерпретации альтернативной поэтической реальности. В качестве содержания поэтическая картина мира включает энциклопедические знания, знание языка, метапоэтические знания и понимание поэтического языка .
В качестве основных структурных элементов поэтической картины мира выступают художественные (поэтические) концепции, аккумулирующие представления о экзистенциальных сущностях, эмоциональном и чувственном опыте, а также собственно поэтические категории.
Поскольку поэтический текст является результатом взаимодействия авторской субъективности и внешней среды («Я» и «мир»), закрепленного в языке, ведущей познавательной функцией поэтической картины мира является развитие определенных механизмов ориентации в субъективной реальности с целью уравновешивания этих двух систем. Область знания, концептуализированная в поэтической картине мира, представляет собой эстетически значимое субъективное видение экзистенциальных ситуаций .
Ограничение концептуального содержания поэтической картины мира обусловлено действием ряда факторов или мета-концепций поэтической картины мира, обеспечивающих «фильтрацию» концептуального содержания. Сюда относятся такие метаконцепты как «норма», «ценность», «знаковое отсутствие» и «поэтическое» .
Эстетически и эмоционально значимый опыт концептуализируется в поэтической картине мира в виде особой структурной единицы знания – художественного (поэтического) концепта. Художественная концепция представлена на разных языковых уровнях: фонологическом, лексическом, фразеологическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом, текстовом, сверхтекстовом. В зависимости от языкового уровня репрезентации выделяют :
– звуково-ритмическое понятие;
– предметное понятие;
– процессуально-относительное понятие;
– концепция мероприятия;
– впечатление от концепции;
– культовая концепция.
Художественный концепт в силу своей вторичности представляет собой синтезированную структуру, возникшую в результате взаимодействия концептуальных валентностей. Метафора, метонимия и символ основаны на различных валентных взаимодействиях определенных концептуальных валентностей .
Основными когнитивными механизмами формирования поэтических смыслов являются ассоциативные механизмы воображения, такие как агглютинация, схематизация, типизация. Результат работы этих механизмов представлен на языке поэтического текста в виде метафор, метонимии, символов, которые в рамках когнитивного подхода на ментально-лингвистическом уровне также рассматриваются как механизмы смыслообразования и одновременно результат репрезентации поэтических концепций .
Разветвленная система категоризации характерна для поэтической картины мира и поэтического языка. Формирование категорий происходит на уровне поэтического дискурса, поэтического текста, элементов поэтического текста – поэтического языка.
Методика анализа когнитивной основы поэтического текста состоит из уровневого анализа, с помощью которого выявляется достаточно устойчивая структурирующая основа, фиксирующая принадлежность автора к определенной культуре, языку, исторической эпохе, а также анализ переменного содержания структурирующей основы .
Данная методика позволяет представить поэтический текст как систему взаимодействующих концептуальных и языковых элементов. Она направлена на выяснение того, как осуществляется конфигурация знаний, задействованных в творческом процессе, какие глубокие познавательные структуры, составляющие поэтическую картину мира, представлены в поэтическом тексте.
Картина мира возникает, когда истина из объективного внешнего явления для человека превращается в объект, принадлежащий сознанию человека. В процессе исследований в различных областях науки этот термин получил своеобразное толкование. Поэтому в ряде случаев попытки выделить разные «картины мира» по отдельному критерию привели к смешению понятий «картина мира» и «модель мира» .
Через язык картина мира получает лишь частичное представление, поэтому научная конструкция, возникающая в результате исследовательских процедур, неизбежно упрощается и представляет собой модель мира – частный случай реализации ряда компонентов картины мира.
Развитие антропоцентрического подхода в лингвистике предопределило следование научной мысли по пути изучения картины мира через языковые представления, что способствовало разделению концептуальной картины мира и языковой картины мира на отдельные объекты, которые подвергаются научному исследованию .
Когнитивный подход в работах по анализу художественного текста и художественного языка способствовал возникновению концепции поэтической картины мира в рамках когнитивного подхода. Параллельно с этим понятием в контексте изучения поэтического теста в научной повседневности возник термин «поэтическая картина мира» .
С одной стороны, терминологическое разделение было вызвано влиянием литературной традиции, где проза и поэзия очерчиваются и изучаются отдельно. С другой стороны, этот факт подчеркивал своеобразие не только поэтического языка, но и концептуальных структур, представленных в поэтическом тексте. Однако вопросы о художественно-поэтических картинах мира не получили системного освещения и серьезного теоретического обоснования в исследованиях познавательной направленности .
В рамках когнитивной поэтики назрела потребность в разработке методологических инструментов когнитивного изучения поэтического текста и его концептуальной основы. Познавательная поэтика рассматривается как один из этапов развития поэтики как науки о природе поэтического творчества, средствах конструирования художественного мира, форме поэтического произведения, когнитивных процессах и стратегиях, лежащих в основе формирования и интерпретации поэтического текста.
Решение этой проблемы основано на идее, что поэзия основана на целостной системе особых концептуальных структур, составляющих часть концептуальной картины мира; язык поэтического текста является результатом изображения этих структур .
Поэтический текст в ряде научных исследований трактуется как сложная система знаков, в которой посредством языка выражается концептуальная картина мира отдельного автора. Фрагментация, эмоциональность, фатичность выделяются как ключевые характеристики поэтического текста.
Поэтический текст рассматривается как лингвистическое представление концептуальных структур индивидуального творческого сознания. Поэтический смысл формируется в процессе изображения различных художественных концепций, сложного синтеза энциклопедических, общеязыковых и собственно поэтических знаний .
Как термин, правильно отражающий роль интерпретации, бессознательного, эмоционального в процессах творческой концептуализации и категоризации, «поэтическая картина мира» используется в работах различных ученых .
Поэтическая картина мира выделяется в рамках художественной картины мира и определяется как концептуальная система, эстетически значимая, структурирующая творческую деятельность индивида по созданию и интерпретации альтернативной поэтической реальности, характеризующейся субъективностью, эмоциональностью. доминированием, эгоцентризмом и фрагментацией .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агата Кристи – тексты песен // Beesona.ru. Музыкальный интернет-портал. – [Электронный ресурс] https://www.beesona.ru/songs/agata_kristi/ (Дата обращения: 04.05.2021)
2. Алефиренко, Н.Ф. Лингво-когнитивное моделирование картины мира / Н.Ф. Алефиренко // Картина мира: язык, литература, культура. Сборник научных статей. Вып. 2. – Бийск: РИО БПГУ им. В.М. Шукшина, 2006. – С. 102–107.
3. Володарская, С.Ю., Николаенкова А.А., Панкратов, О.Г. Функции поэтических текстов и поэтической картины мира в современном мире / С.Ю. Володарская, А.А. Николаенкова, О.Г. Панкратов // Вестник Томского государственного университета. Вып. 1. Язык и коммуникация. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2020. – С. 92–106.
4. Дреева, Д.М., Семенова, Т.В. Поэтическая картина мира: к определению понятия / Д.М. Дреева, Т.В. Семенова // Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал. – 2015. – № 2 (часть 3). – [Электронный ресурс] https://science-education.ru/ru/article/view?id=23763 (Дата обращения: 06.05.2021)
5. Казарин, Ю.В. Поэтический текст как система / Ю.В. Казарин. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. – 260 с.
6. Карпова, Т.П., Гаврилов, Г.А., Петровская, А.М. Исследование поэтического текста как междисциплинарная практическая область научных понятий: научный дискурс применения терминов и определений / Т.П. Карпова, Г.А. Гаврилов, А.М. Петровская // Сборник материалов межвузовской научной конференции «Практические основы изучения гуманитарной науки». – Самара: Самарский государственный университет, 2019. – С. 58–70.
7. Кормильцев, И., Сурова, О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция / И. Кормильцев, О. Сурова // Киберленинка. Научный портал. – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/rok-poeziya-v-russkoy-kulture-vozniknovenie-bytovanie-evolyutsiya (Дата обращения: 05.05.2021)
8. Логачева, Т. Русская рок-поэзия 1970–1990-х годов в социкультурном контексте XX века / Т. Логачева // Проза.ру. – [Электронный ресурс] https://proza.ru/2014/01/13/1566 (Дата обращения: 05.05.2021)
9. Маслова, Ж.Н. Валентная модель художественного (поэтического) концепта / Ж.Н. Маслова // Вестник Тамбовского государственного педагогического университета. – 2011. – № 9 (111). – С. 83–87.
10. Маслова, Ж.Н. Когнитивная концепция поэтической картины мира. Монография. 2 изд., стереотип. / Ж.Н. Маслова. – М.: Флинта, 2017. – 420 с.
11. Маслова, Ж.Н. Поэтическая картина мира в когнитивном аспекте / Ж.Н. Маслова // Киберленинка. Научный журнал. – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/poeticheskaya-kartina-mira-v-kognitivnom-aspekte (Дата обращения: 04.05.2021)
12. Маслова, Ж.Н. Поэтическая картина мира и ее репрезентация в языке. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д. филолог. н. / Ж.Н. Маслова. – Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2011. – 68 с.
13. Машинина, П.И. Исследование специфических особенностей современного и классического поэтического контента / П.И. Машинина // Материалы научно-практической конференции «Общество в XXI веке». – Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2019. – С. 124–134.
14. Минахин, Д.В. Поэтический образ в когнитивном аспекте и его оценочная маркированность / Д.В. Минахин // Функциональная лингвистика. – 2013. – № 5. – С. 261–263.
15. Никитина, Л.Б. Языковая картина мира и основные черты языковой концептуализации действительности / Л.Б. Никитина // Картина мира: язык, литература, культура. Сборник научных статей. Вып. 2. – Бийск: РИО БПГУ им. В.М. Шукшина, 2006. – С. 42–47.
16. Ракитина, С.В. Соотношение понятий «картина мира», «модель мира», «образ мира», «научная картина мира», «языковая картина мира» / С.В. Ракитина // Картина мира: язык, литература, культура. Сборник научных статей. Вып. 2. – Бийск: РИО БПГУ им. В.М. Шукшина, 2006. – С. 118–124.
17. Рок-поэзия как современное литературное направление // Рамблер-новости. Новостной интернет-портал. – [Электронный ресурс] https://news.rambler.ru/other/44089324-rok-poeziya-kak-sovremennoe-literaturnoe-napravlenie/ (Дата обращения: 07.05.2021)
18. Стрельцова, Н.В. Ментальный мир субъекта и картина мира / Н.В. Стрельцова // Картина мира: язык, литература, культура. Сборник научных статей. Вып. 2. – Бийск: РИО БПГУ им. В.М. Шукшина, 2006. – С. 82–83.
19. Трезубцева, Ж.В., Конопляников, П.И., Сверчкова, И.Т. Принципы исследования поэтической картины мира в современных исследованиях / Ж.В. Трезубцева, П.И. Конопляников, И.Т. Сверчкова // Массовая коммуникация. Сборник. Вып. 4. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2021. – С. 171–180.
20. Чумак-Жунь, И.И. Художественные концепты как способ отражения индивидуально-авторской поэтической картины мира / И.И. Чумак-Жунь // Картина мира: язык, литература, культура. Сборник научных статей. Вып. 2. – Бийск: РИО БПГУ им. В.М. Шукшина, 2006. – С. 318–323.
21. Юрченко, М.М., Соболева, А.М., Велигодская, П.И. Трудности изучения поэтических текстов в современных условиях развития общества / М.М. Юрченко, А.М. Соболева, П.И. Велигодская // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования коммуникационных процессов: российская и зарубежная практика». – Пермь: Пермский государственный институт, 2021. – С. 30–42.
22. The Matrixx и Глеб Самойлов // Tekstygruppy. Музыкальный интернет-портал. – [Электронный ресурс] https://tekstygruppy.ru/the-matrixx-i-gleb-samoylov/ (Дата обращения: 05.05.2021)