Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что интерес к творчеству Н.В. Гоголя в последние годы заметно повысился. Это связано с тем, что школьная программа наполнена компонентами, связанными с изучением творчества данного писателя, и подрастающее поколение хорошо информировано о нем, тогда как другие писатели XIX века не всегда изучаются в школьной программе.
Кроме того, Н.В. Гоголь обладал чрезвычайно ярким и интересным языком, который буквально завораживает и привлекает читателя, не давая возможности переключиться на другие литературные произведения.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАТУРАЛИЗМА КАК НАПРАВЛЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВЕ
1.1. Зарождение натурализма во Франции и его развитие в Западной Европе
В XIX веке обширные системы мировоззрения, а также объединяющие представления о романтизме трансформиловались в ряд односторонних систем, таких как утилитаризм, позитивизм и социальный дарвинизм.
Затем пришла традиция альтернативной философии, часто пессимистической. Различные социалистические движения, вдохновленные Марксом, Энгельсом и другими, были более сильными в политическом плане .
Однако преобладали ценности и идеалы господствующего буржуазного Просвещения. В XIX веке эти ценности все больше согласовывались с быстрым прогрессом науки и техники.
Наука фактически вытеснила религию и теологию в качестве верховного арбитра знания. Формирование новых экономических и социальных сил привело к институциональному исчезновению религии.
В результате серьезной трансформации, естественные науки стали образцом и мерой для других дисциплин. Любые гипотезы или вопросы, которые нельзя было свести к предположительно научному анализу, были отвергнуты .
Кроме того, была отвергнута любая божественная или духовная сила. Научный и системный подход к приобретению знаний основывался на природе, опыте, наблюдениях и эмпирической проверке.
Таким образом, и реализм, и натурализм возникли в конце XIX века как культурные выражения этого общего философского и научного направления.
Натурализм – это движение, вдохновленное адаптацией принципов естествознания к литературе и изобразительному искусству, которое основано, прежде всего, на дарвиновском видении природы. Это движение стремится отразить общие ценности личности, а не символическую, идеалистическую или даже сверхъестественную привлекательность .
Натурализм зародился в конце XIX – начале XX веков и был следствием реализма. В свою очередь, реализм начался отчасти как реакция на романтизм, сосредоточив внимание на деталях повседневного существования, а не на внутреннем мире.
Однако в литературе и натуралистическом изобразительном искусстве реализм идет дальше. Главные герои – в основном, люди скромного происхождения, и несчастья низших классов находятся в центре внимания. Натурализм находился под сильным влиянием марксизма и теории эволюции .
Натурализм был попыткой применения научной строгости и идеи этих двух теорий о художественном представлении общества. С другой стороны, влияние, которое это направление оставило на области литературы и изобразительного искусства, огромно. В значительной степени это способствовало развитию современных художественных течений.
Натуралистические работы раскрывают более темные аспекты жизни, такие как предрассудки, расизм, бедность и болезни. Это был эффективный способ критики социальной организации общества конца XIX века.
Из-за пессимизма и силы произведения обычно подвергаются критике; Несмотря на пессимизм, натуралисты обычно заботятся об улучшении условий жизни человека .
1.2. Проявления натурализма в России
Такое художественное направление как натурализм проникло в русскую литературу в момент публикации очерков Э. Золя «Парижские письма» в журнале «Вестник Европы» в 1872 году.
В России на тот момент не было крупных творческих сил литературного направления, т.к. в это время в обществе доминировали буржуазная культура и идеология. Русское общество было буквально поглощено нарастающей революционной ситуацией в стране. При этом русское натуралистическое движение в литературе, которому все-таки удалось возникнуть, делилось на два типа :
1. Социологическое натуралистическое движение, представленное писателями: П.Д. Боборыкин, И. Потапенко, А. Амфитеатров, Н. Тимковский, А.А. Вербицкая.
2. Психофизиологическое натуралистическое движение, представленное М.П. Арцыбашев, А.П. Каменский, В.К. Винченко.
Это разделение на натурализм в литературе, как считает ряд исследователей, не позволило ему достичь своей эстетической завершенности.
Говоря о некоторой близости к натурализму, критики отмечали схожесть повествования произведений Ф.М. Достоевского и З. Золя. Оба автора поднимали вопросы семьи, наследственности и среды обитания .
Но для Ф.М. Достоевского эти понятия имеют совершенно иное значение, чем они рассматриваются в творчестве французского писателя и публициста. Русский писатель не считает человека неспособным противостоять жизненным невзгодам, наделяет его высокой нравственной и духовной сущностью .
Определенные черты натурализма прослеживаются в творчестве И.С. Тургенева и А.П. Чехова. Сам А.П. Чехов, будучи доктором, глубоко уважал естественные науки. В то же время он категорически возражал против суждения о том, что поведение человека обусловлено только его биологической сущностью.
Чеховские герои старались изменить свою жизнь к лучшему, отличались высокой духовностью и нравственностью. В целом для русских писателей конца XIX – начала ХХ века была характерна невольная полемика с натурализмом. В своих произведениях они признавали индивидуальную волю человека, поднимали вопросы о его личной ответственности и взывали к его совести .
Таким образом, натурализм как явление в русской литературе XIX–XX веков расширил горизонты художественного проявления, опроверг многие традиционные взгляды и моралистические предрассудки, что способствовало демократизации литературной тематики.
Натурализм в русской литературе характеризовался ориентацией на фотографически точное и беспристрастное изображение действительности, что, прежде всего, означало материальную и бытовую среду, а также человеческий характер, который рассматривался через призму фатальной обусловленности физиологической природой и средой .
Натуралисты пытались сделать свои произведения «клинически точными документами» действительности, точной ее фотографией. Они призвали не избегать рисования неприятных деталей окружающего мира, охотно показывать жизнь социального дна, воспроизводить болезненную психику человека, его сексуальные привычки.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ НАТУРАЛИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В НЕКОТОРЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.В. ГОГОЛЯ
2.1. Натурализм в романе «Мертвые души»
Натурализм, который использовал Н.В. Гоголь в своем романе «Мертвые души», исследователи назвали гиперболизированным.
В «Мертвых душах» Н.В. Гоголь попытался показать на примере «нескольких уродливых помещиков», как меняется и деградирует личность под влиянием «обезьяны» – символа западноевропейской «моды». Сама Россия казалась ему чем-то вроде комнаты Плюшкина, заваленной всяким старым хламом .
Со времен Петра Великого, как отмечал Гоголь, «к нам приложили результаты всех веков и, как разобранный товар, бросили в одну беспорядочную кучу». Все герои-помещики Гоголя – это своего рода жертвы европейских «нововведений», омрачающих «простодушную преданность и благочестие» старой, истинно русской жизни.
Например, Манилов, который хоть и слывет образованным человеком, но не питает к себе никакого «энтузиазма». Предложение Чичикова о мертвых душах его крайне озадачило, он смутился и растерялся. Несмотря на все свои «знания», он долгое время не мог понять смысла «переговоров» со своим гостем. Но вдруг он задумался, нет ли в этом предложении ничего противоречащего русской нравственности .
Смысл мошенничества Чичикова становится понятным, если вспомнить, что это было прямым следствием введенной Петром I налоговой системы на основе так называемых ревизионных душ. Крестьянам приходилось платить налоги за умерших родственников, а очередная ревизия русских исключила их из списка живущих. Таким образом, продажа мертвых душ стала вполне возможной .
Воспитание, интеллект, по Гоголю – все это обычное «донкишотство», пустое и бессмысленное времяпрепровождение. Намек на «умного министра» в произведении указывает на то, что для Гоголя само желание власти действовать «просвещенными» путями, следовать тому европейскому «комильфо», которое стало «сильнее любых принципиальных решений», было непонятно.
Встречаются в романе и герои, испорченные «просвещением» – пусть и на уровне быта, бытовых условий – Ноздрев и Собакевич. Один из них – лжец, хвастун, до предела закутанный в «потрясающую грязь мелочей», взятых из повседневной жизни европейцев. Он имеет выраженные буржуазные привычки – разгулы, вольная жизнь, разврат .
Другой персонаж – грабитель, скряга, который, как медведь, который уже был в его руках, «умеет переворачиваться и делать разные вещи», в основном с точки зрения торговли и обмана, и в то же время, как и положено, ходит по деревне во фраке. Для Гоголя все это свидетельствует о деградации личности, покоренной страстью к вещам, к материальному благополучию.
Таковы же искажения русской жизни, выраженные в образе Коробочки, которая олицетворяет мелочность, жадность, «косолапость». При этом Гоголь проявляет к ней явную снисходительность, ставя ее несколько выше остальных «просвещенных» помещиков, так как она при всех своих недостатках умела хранить русские христианские традиции .
Таким образом, можно сказать, что патриархат и церковность лежат в основе положительного идеала гоголевской сатиры.
Н.В. Гоголь пытался доказать в романе «Мертвые дущи» тщетность подражания Европе. Это имитация, по его мнению, вызвана незнанием реальной ситуации на Западе. Все уверены, что цивилизация там процветает, а на самом деле этого уже давно нет.
В рамках применения натуралистического подхода к формированию художественного мира романа «Мертвые души» Н.В. Гоголь создал определенные психологические архетипы своих персонажей, подробно и материально рассматривая их особенности и роль в произведении.
2.2. Признаки натурализма в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя
Уже при жизни писателя творчество Гоголя стало точкой столкновения различных идеологических движений, характерных для его времени. Наиболее значительными среди этих движений были, во-первых, так называемое «западничество» и «славянофильство», а, во-вторых, – «натуральная» школа в литературе .
«Натуральная школа» отличалась повышенным вниманием к герою из низших слоев общества («маленький человечек») и чрезвычайной скрупулезностью во всем, что касалось описания фактической стороны действительности, детализации ее образа. Такую манеру письма в русской литературе продемонстрировал Н.В. Гоголь в своих петербургских рассказах, особенно в «Невском проспекте» и «Шинели». Это обстоятельство дало Белинскому повод выстроить критику натуральной школы творчества Н.В. Гоголя .
Когда после смерти Белинского в 1848 году само словосочетание «натуральная школа» было запрещено, в литературе появилось даже выражение «гоголевское направление», означающее тот же натурализм. Авторитет этого направления очевиден из самого его состава: здесь можно вспомнить приписываемые Ф.М. Достоевскому слова, сказанные им о его современниках-собратьях по писательству: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя».
Н.В. Гоголя всерьез беспокоило отсутствие правильного понимания его творчества современниками. Отсюда и усиливавшееся со временем внутреннее желание писателя найти адресата своих произведений среди потомков-читателей .
Противостояние Гоголя натурализму писателем специально не декларировалось. Однако в художественной форме это противопоставление привело к созданию повести «Портрет», в которой недвусмысленно выражены как эстетическая концепция Н.В. Гоголя, так и его понимание ограниченности натурализма.
Повести Н.В. Гоголя «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Нос», «Шинель» относятся к циклу петербургских рассказов. Сам писатель не объединял их в особый цикл. Все они написаны в разное время, не имеют общего рассказчика или вымышленного издателя, но вошли в русскую литературу и культуру как художественное целое, как литературный цикл .
Произошло это потому, что рассказы объединены общей темой (жизнь Петербурга), проблемами (отражение социальных противоречий), сходством главного героя («маленький человек»), цельностью авторской позиции (сатирическое разоблачение пороков людей и общества).
Еще в гимназические годы Н.В. Гоголь видел Петербург во сне и мечтах. Попав в город своей мечты совсем юным, Гоголь испытал большие трудности, сделав первые шаги на пути к писательству. После щедрой солнечной Украины Петербург казался ему серым, тяжелым и мрачным городом, равнодушно смотрящим на толпившихся в нем людей. Спустя несколько лет у Н.В. Гоголя уже сложилось полное представление о Петербурге с его тяжелой атмосферой, но величие города как будто гипнотизировало писателя .
Именно по этой причине Петербург стал важным мотивом в творчестве Гоголя. Отсылки к нему есть почти в каждом произведении писателя. Гоголевский Петербург – это город двойного существования. С одной стороны, он «аккуратный немец, больше всего любящий порядочность», деловой, суетливый, «чужестранец своего отечества», с другой – неуловимый, манящий скрытой тайной, город неожиданных встреч и загадочных приключений» .
Таким образом, создается образ города гнетущей прозы и феерической поэзии. Гоголь видит Петербург как фантасмагорический, призрачный город, где все шатко и странно перемещено. Реальность и фантастика, величественное и низкое, прекрасное и уродливое – все это в Петербурге Н.В. Гоголя причудливо переплетаются между собой. Здесь может происходить самое невероятное. Например, нос майора Ковалева живет отдельно от хозяина и прекрасно себя чувствует при этом .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа на тему: «Натурализм в творчестве Н.В. Гоголя», состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы, соответствующие цели и задачам, которые поставлены в начале курсовой работы.
Натурализм – это движение, вдохновленное адаптацией принципов естествознания к литературе и изобразительному искусству, которое основано, прежде всего, на дарвиновском видении природы. Это движение стремится отразить общие ценности личности, а не символическую, идеалистическую или даже сверхъестественную привлекательность.
Натурализм применил в художественной литературе научные идеи и принципы, такие как теория эволюции Дарвина. В рассказах описываются персонажи, которые вели себя в соответствии с порывами и инстинктами животных в природе. Что касается тона натуралистических произведений, то он обычно объективен и отстранен, как ботаник или биолог, делающий заметки или готовящий трактат.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Володарская, С.Ю., Николаенкова, А.А., Панкратов, О.Г. Изучение личности и творчества Н.В. Гоголя в современном литературоведческом дискурсе: особенности художественного мира и стилистики произведений / С.Ю. Володарская, А.А. Николаенкова, О.Г. Панкратов // Вестник Томского государственного университета. Вып. 1. Язык и коммуникация. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2018. – С. 92–106.
2. Карпова, Т.П., Гаврилов, Г.А., Петровская, А.М. Художественный мир Н.В. Гоголя: научный дискурс / Т.П. Карпова, Г.А. Гаврилов, А.М. Петровская // Сборник материалов межвузовской научной конференции «Практические основы изучения гуманитарной науки». – Самара: Самарский государственный университет, 2019. – С. 58–70.
3. Кудрявцева, А.В., Иматова, И.Т., Соколовский, С.С. Анализ языковой стилистики произведений Н.В. Гоголя как культурного явления и его места в мировой литературе / А.В. Кудрявцева, И.Т. Иматова, С.С. Соколовский // Вестник Нижегородского государственного университета. Вып. 4. Гуманитарные науки. – Н. Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета, 2019. – С. 154–170.
4. Машинина, П.И. Исследование жанровых и языковых особенностей искусства «натуральной школы»: социологический и культурологический анализ / П.И. Машинина // Материалы научно-практической конференции «Общество в XXI веке». – Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2019. – С. 124–138.
5. Панкова, Т.И., Берестенева, Л.Ю. Значение и содержание творчества А.И. Солженицына в контексте русской культуры / Т.И. Панкова, Л.Ю. Берестенева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы изучения литературных произведений в контексте современных социально-экономических условий». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2021. – С. 164–178.
6. Радомская, Ю.Т., Плюшенков, С.В. Художественные стили в мировом искусстве / Ю.Т. Радомская, С.В. Плюшенков // Сборник статей Волгоградского государственного университета. Вып. 1. Социальные и политические науки. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2017. – С. 88–97.
7. Слепакова, И.М., Радминская, Е.А. Натурализм как культурное явление: историографический экскурс / И.М. Слепакова, Е.А. Радминская // Вестник Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. – 2019. – № 3. – С. 68–80.
8. Трезубцева, Ж.В., Конопляников, П.И., Сверчкова, И.Т. Принципы изучения творчества Н.В. Гоголя: лексические и стилистические особенности / Ж.В. Трезубцева, П.И. Конопляников, И.Т. Сверчкова // Русская литература. Сборник. Вып. 4. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2017. – С. 171–189.
9. Хорошева, В.И., Соколовская, А.В. Принципы проведения анализа стилистики художественных текстов: основные параметры и критерии оценки / В.И. Хорошева, А.В. Соколовская // Материалы международной научной конференции «Литературная деятельность в России и за рубежом в ракурсе социально-политических перемен». – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2018. – С. 50–62.
10. Юрченко, М.М., Соболева, А.М., Велигодская, П.И. Трудности изучения концептуальных особенностей текстов произведений в современных социально-культурных условиях развития общества / М.М. Юрченко, А.М. Соболева, П.И. Велигодская // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования жанров и проблематики литературы: российская и зарубежная практика». – Пермь: Пермский государственный институт, 2016. – С. 30–42.