Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В XII веке в Западной Европе складывается новая культура, отличная от феодально-рыцарской и во многом враждебная ей. Её развитие обусловлено ростом городов, которые из военных поселений превращались в центры ремесла и торговли, образования, они противостояли феодалам, вели борьбу за свои права. Но и города, и городская идеология оставались внутри феодального общества, никогда не посягали на феодальную собственность и принципы.
Города стремились найти своё место внутри феодального общественного устройства. Городская идеология противостояла не основам общества, а лишь отдельным её сторонам
Городская литература является неотъемлемой частью культуры Средневековья. Основные жанры, образы и средства выражения представляют собой сложную, но в то же время интересную тему, которая представляет особую ценность при анализе культурных особенностей той или иной эпохи.
Тема городской литературы Средневековья актуальна и по сей день, поскольку образы и средства выражения, используемые в произведениях, помогают глубже раскрыть сущность литературного произведения, его особенности, характерные для периода Средневековья.
Глава 1. Теоретическая основа анализа городской литературы средних веков
1.1. Понятие форм
Художественная форма - важная составляющая литературного произведения. Прежде всего, литературу делят по форме художественной речи: на стихотворную (поэзию) и нестихотворную (прозу).
Проза – это нестихотворная литература, речь без деления на строфы. Она не имеет значительных ограничений по рифме и ритму. Поскольку ограничений у прозы меньше, чем у поэзии, литературных возможностей она предоставляет больше.
Поэзия – это словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное. Это искусство образного определения в слове. Как утверждал один из знаменитых советских писателей С.С. Наровчатов: «Поэзия — это мышление в образах, и, строго говоря, все художественные произведения, написаны они прозой или стихами, относятся к поэзии» [13].
Художественная форма - это комплекс средств и способов воплощения художественного содержания, структурного его выражения. Это внешний вид произведения. Существуют такие формы литературного повествования как эссе, эпос, эпопея, скетч, роман, рассказ (новелла), пьеса, повесть, очерк, опус, ода и видения. Каждый из этих видов несет в себе отпечаток определенной эпохи и индивидуального сознания, выражающегося каждый в своих представлениях о мире и его проявлениях, людях и особенностях их личности.
В эпоху средневековья выделялось большое количество различных литературных форм. С появлением городов они изменялись и развивались, приобретая всё больше народный характер. Различают такие формы городской литературы, как городской эпос, состоящий из малых и больших эпических форм, лирика вагантов и городская драма.
1.2. Понятие образа и средств выразительности
Художественный образ-это обобщение элементов действительности, выраженных в чувственно воспринимаемых формах [5]. Образ в литературе имеет особое значение. Наряду со всеми другими компонентами произведения, оно определяет природу, форму и функцию литературного творчества.
Художественный образ не просто отражает действительность, но обобщает ее, в то же время раскрывая в чем-то конкретном. Это может быть как человек, так и объект со значением. Большинство образов могут показаться абсурдными, но в искусстве они отражены и имеют определенный смысл.
Любое изображение не статично, оно характеризуется непрерывным характером. В разные эпохи образ подчиняется определенным специфическим и жанровым требованиям, которые развивают художественные традиции каждого периода. В то же время образ-это признак уникальной творческой личности.
Художественный образ содержит представление о реальности, которое каждый автор индивидуально анализирует и воспроизводит на бумаге. Будучи оригинальным открытием, оно создает новые смыслы, которых раньше не существовало. Такой образ можно соотнести с явлениями жизни, и каждый читатель понимает содержащееся в нем обобщение по-своему, интерпретируя проблемы и коллизии реальности как свои собственные.
Если посмотреть на образ с точки зрения эстетики, то можно увидеть, что образ, в котором нет лишнего, ненужного и в котором все части едины, становится целостным "организмом". Именно благодаря совершенному единству и пониманию каждого компонента такой организм становится красивым, эстетичным. Без силы мысли и воображения автора образ не функционировал бы, не было бы концентрации и порядка.
Глава 2. Практическая основа анализа городской литературы средних веков
2.1. Фаблио и шванк как малые эпические формы
Фаблио (название произошло от латинского «фабула» в силу первоначального отождествления любой смешной, забавной истории с басней, уже известной под этим старинным латинским названием) представляли собою небольшие (до 250—400 строк, редко больше) рассказы в стихах, преимущественно восьмисложных, с парной рифмой, обладавших простым и ясным сюжетом и небольшим количеством действующих лиц. Основой для фаблио служило какое-нибудь забавное происшествие, участники которого попадали в смешное положение, невольно раскрывая свои дурные или комические качества.
Близки к фаблио немецкие шванки, сложившиеся как продуктивный жанр городской литературы в XIII столетии. Фаблио, быстро распространившиеся за пределами французского культурного ареала, оказали сильное воздействие на шванк, но не изменили его местного колорита, проявившегося в особенно сочном и грубоватом языке, в народном стихе.
По большей части их авторами были анонимные граждане и странствующие певцы, а героем был простолюдин. Авторы Фаблио и Шванков противопоставляли свои произведения элитной рыцарской литературе. Жизнерадостность, грубость, сатирические насмешки рыцарей были своеобразным ответом духовной элите и ее утонченной культуре. Однако многие произведения сохранили имена своих авторов, и в Германии Шванки были очень популярны. Самыми известными писателями были Ганс Сакс и Шрик, которому принадлежит целый цикл шванков, объединенных одним героем - попом Эмисом.
Давайте рассмотрим некоторые примеры фаблио и шванк. Фаблио "Снежное дитя" открывает знаменитую рукопись под названием "Кармина Бурана". Он был открыт в XIX веке и стал известен как самый популярный сборник вагантской лирики.
Фаблио "О коротком плаще". Все действие происходит при дворе короля Артура, где внезапно появляется незнакомец с плащом, наделенным магическими свойствами. Считается, что он подойдет только той даме, которая верна своему возлюбленному. Королева Джиневра первой примерила плащ, но он был слишком коротким. То же самое произошло и с другими дамами. Это становится довольно забавным для сенешаля Кея, но оскорбляет рыцарей круглого короля. Однако есть дама, для которой этот плащ подходит. Позже выясняется, что она приехала в Камелот только вчера, чтобы навестить своего любовника. Плащ становится символом разоблачения лжи и неверности всех придворных дам, их неверность вызывает лишь восхищение хитростью изворотливой женщины, а не осуждение и порицание. Стоит отметить, что представление о человеческих слабостях, характерное для всех, от королевы до крестьянки, присутствует в большом количестве различных фаблий. [15] Анализируя "О коротком плаще", Р. М. Самарин и А. Д. Михайлов отмечает: "В этом фаблио мировоззрение гражданина и его отношение к миру рыцарства, к господствующим там нравам выражены крайне недвусмысленно. Фаблио противостояли придворным жанрам не только своей веселостью, не только своей деловой хваткой и простодушной моралью простолюдинов, но и своим пониманием отношений между людьми, отношений, чуждых классовому высокомерию и основанных на равенстве, прежде всего равенстве в любви " [16].]
2.2. Аллегорический и сатирический эпос
Как уже упоминалось ранее, комический элемент присутствует как в малых формах эпоса, так и в больших. В свою очередь, последние можно разделить на аллегорические и сатирические эпосы о животных.
Аллегорический эпос - это поэтическое повествование, основанное на аллегорических и символических образах. Описывая так называемую аллегоричность, М. И. Никола писал: "Люди Средневековья читали мир как книгу, полную символических знаков, различая за материалом, видимым глазу, его скрытый высший смысл. Это позволило повернуть ход мыслей вспять. Если каждый объект земной реальности имеет соответствие в мире высших истин, естественно предположить, что каждая абстрактная идея может приобрести материальную оболочку. Мы предлагаем назвать эту сторону сознания средневекового человека аллегорической" [14].
Самым ярким представителем этого эпоса является творчество сразу двух авторов. Начало "Романа розы" было написано в 30 - х годах XIII века Гийомом де Лоррисом. Всего его перу подчинено 4058 стихов. Жан де Мэн закончил работу в конце 70-х годов, написав около 18 тысяч стихотворений.
Произведение восходит к популярному жанру "видений" в Средние века, а также к очень популярной античной традиции, граничащей с философией платонической любви. Главного героя можно принять за рыцаря, а его возлюбленную-за Прекрасную даму. Однако в Романе Розы плотская идеальная любовь превосходит куртуазную любовь. Молодой человек влюбляется в отражение в источнике и всеми силами пытается завоевать благосклонность Розы.
Путь к любимому символизирует путь к любви и в то же время к самопознанию и гармонии с самим собой: герой принимает и осознает человеческую природу через аллегорические и символические образы героев, которых он встречает. Степень идеализации прекрасного чувства любви, присутствующего в произведении, достигает высот.
Особую ценность роман составляет и потому, что написан он авторами двух видений мира любви и всего мира в целом. В той части книги, которая была написана Гильомом де Лоррисом описывается высокая любовь, изысканная утонченность, граничащая с куртуазностью, служению своей Даме. Спустя пол века Жан де Мен пересматривает такую концепцию и снижает высокую поэтику повествования. Куртуазность переходит в назидательность и дидактизм. Амур героя не признает философии платонической любви. Он считает, что истинная любовь восходит к силам природы, то есть рождению детей. Стоит заметить, что чтобы уменьшить поэтичность, Жан де Мен использует иные средства выразительности, что возможно также объясняется популярностью определенных тропов и приемов в разное время.
Как говорилось ранее, спецификой аллегорического эпоса являются различные образы и символы. Мотив сна, присутствующий в «Романе о Розе» представляет разделение мира на то, что здесь и то, к чему стоит стремиться. «Здесь» мы живем в искаженном мире, в котором мы можем только трактовать для себя знаки, идущие с небес. «Там» находится истинное и прекрасное, к которому человек должен стремиться. Сон романа — это странствие души в поисках идеала, которого нет «здесь». Также, весьма аллегоричными являются образы главного (образ молодого человека как души, ищущей прекрасное) и второстепенных героев (образы внутреннего состояния человека, воплощенные в отдельных героях).
«Здесь аллегоризм соседствует с персонификацией — превращением абстрактных понятий в человеческие фигуры» [20] Образ Розы не является одной лишь аллегорией, а имеет целый ряд значений, обладает всем очарованием многосмысленности и тайны и поэтому в сущности становится символом. Различные мифологические образы, такие как Фортуна, Амур и его мать- Венера. Также, отвлеченные идеи и понятия (Красота, Природа, Разум, Страх и другие) выступают в роли аллегории.
2.3. Лирические произведения вагантов
Совершенно своеобразное место в городской литературе занимает лирика вагантов. Ваганты- это бродячие певцы, воспевавшие свободолюбие в своих стихах. Основную массу составляли школяры-клирики и лица, получившие духовное образование, но нигде не служившие, а часто и не имевшие постоянного места жительства. [18]Впрочем, вагантами принято порой именовать поэтов-скитальцев и кочевников, предпочитающих оседлые странствия по городам и деревням. В своих работах поэты имели дело с серьезными моральными, религиозными и политическими проблемами, подвергая государство и церковь беспощадным нападкам, всевластие денег и ущемление человеческого достоинства, догматизм и косность. [14 с.8-9] Они высмеивали средневековую школу, церковь, порядок в государстве, обычаи и пороки своих современников. Знаменитый поэт-вагант Вальтер Шатильонский (около 1135-1200) начал свое стихотворение «Обличение Рима» словами: “Обличать намерен я лжи породу волчью”. Им были свойственны пародии на библейские мотивы и вариации на уже известные сюжеты других авторов.
2.4. Городская драма
После появления драмы городская окончательно сформировалась и литература (после Античности). Античный театр пал, и чтобы развлекать публику, к IX веку возникает новый вид драмы-литургическая, то есть возникшая из литургии. Под аккомпанемент литургии в церкви исполнялись отдельные мотивы, взятые из Библии. Благодаря своей яркой дидактичности, литургическую драму стала поддерживать церковь, однако это отвлекало от основной цели прихожан-молитвы и драматические представления были вытеснены за пределы церкви, сначала на паперти (полулитургическая), а затем и на городскую площадь. [7]
На замену литургической драмы возникает новая- полулитургическая. Как и прежде исполняются библейские мотивы, но уже на сниженном, повседневном уровне. Полулитургическая драма всё активнее вбирает в себя комические эпизоды, связанные, к примеру, с изображением жизни в аду. Такими являются сюжет ««Действо об Адаме», состоящие из трех эпизодов: «Изгнание Адама и Евы из рая», «Убийство Каином Авеля» и «Явление пророков». В драме персонажи уже наделены своим психологическим образом. Ева тщеславная и любопытная, а Адам- простодушен и доверчив. «Действо об Адаме» наделено религиозно-нравоучительным началом.
Заключение
Для городской литературы характерен интерес к обыденной жизни, внимание к детали, простота, лаконичность стиля, бытовизм, грубоватый юмор.
Одним из факторов развития городской литературы был фольклор, прежде всего сельский: крестьяне, переселявшиеся в город в надежде стать свободными, приносили с собой элементы бунтарства и протеста. Это усиливало антифеодальную и антиклерикальную направленность лучших произведений городской литературы
Нами проанализирован народный эпос, лирика вагантов и городская драма; подробно анализируется образная система каждого компонента, раскрывается значение понятия формы, средств выражения и образа как компонента художественного текста.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. 1. Алексеев М. П., Жирмунский В. М., Мокульский С. С., Смирнов А. А. Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов— 3-е изд.—М.: Высш. школа, 1978.
2. Андреев М.Л. История литературы Италии. – М.: ИМЛИ РАН, "Наследие", 2000. - 590 с.
3. Бахтин М. Проблема содержания, материала и форма в словесном художественном творчестве; Слово в романе; Из предыстории романного слова / Вопросы литературы и эстетики. М., 1975
4. Бахтин М. М. Творчество Француа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. - 343 с
5. Bepшининa H.Л., E.B. Boлкoвa, A.A. Илюшин и дp. Введение в литepaтypoвeдeниe / Под ред. Л.M. Kpyпчaнoвa – М/, 2005.
6. Виппер Ю. Б. Драматургия. История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. Т. 2. — 1984. — С. 586—592. е.
7. Гинзбург Л. Лирика вагантов. - М.: Худож. лит., 1970. - 191 с.
8. Голованова И.С. История мировой литературы. Литература средневековья. – М., 2004. – 521 с.
9. Забабурова Н. Средневековый французский "Роман о розе". История и судьба // // Город №. 2001. 4–10 апр. (№ 13). С. 15
10. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Культурология" / Вл. А. Луков. - 4-е изд., испр. - Москва : Академия, 2008. – 510 с.
11. Манатов В.В. Образ, знак, условность. М.: Высшая школа, 1980
Назарова, Л. А. История западноевропейской литературы Средних веков: [учеб. пособие] / Л. А. Назарова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 184 с.
12. Наровчатов, С.С. Необычное литературоведение / С.С. Наровчатов ; ред. Н. Филипповский. – Изд. 2-е, доп. – Москва : Молодая Гвардия, 1973. – 464 с.
13. Никола М. И., Попова М. К., Шайтанов И. О. История зарубежной литературы Средних веков: учеб. для вузов. М.: Юрайт, 2014. – 451с.
14. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка— 4-е изд., М., 1997. — 944 с.
15. Погребная Я.В.: История зарубежной литературы Средних веков. Учебное пособие - 2-е изд., стер. - М. : Флинта, 2017. - 379 с.
16. Самарин Р. М., Михайлов А. Д. Фаблио, шванки, сатирические стихотворения //История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. Т. 2. — 1984. — С. 573—578.
17. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
18. Стадников Г.В. Краткая история средневековой литературы : Учеб. пособие- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. - 90 с.
19. Тамарченко Н.Д. Теория литературы. - М., 2004. - С.144
20. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб.пособие. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 334 с.