Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современный мир меняется настолько стремительно, что объём необходимой информации увеличивается практически ежеминутно. В связи с этим остро встает вопрос – как сделать так, чтобы ребенок не потерялся в огромном потоке информации и сохранил интерес к получению знаний? Задачей школы в таких условиях становится – использование огромного многообразия имеющихся и вновь появляющихся методов и средств обучения для того, чтобы заинтересованность ребят изучением тех или иных предметов. Проблема использования средств наглядности на уроках истории относится к «вечным» проблемам. Дети при изучении исторического прошлого постоянно сталкиваются с объектами, которые сложно представить в их первозданном виде. Учитель истории вынужден руководствоваться «подручными» средствами (историческими картинами, иллюстрациями в учебниках, меловыми схемами на доске, картами в атласах и др.), зачастую и самостоятельно создавать различные наглядные средства ввиду их отсутствия в школе.
Сложности возникают у начинающих молодых учителей, которые ранее не сталкивались со старыми пособиями и иногда не имеют возможности использовать на уроке современные технические средства обучения.
Использование на уроках истории различных визуальных источников (рисунка, картины, фотографии, плаката, карикатуры) направлено на создание зрительного образа. Изображение является мощнейшим фактором мотивации к обучению и важнейшим обучающим средством. В процессе обучения любой визуальный источник выступает в качестве носителя новых исторических знаний, также выполняет функции актуализации знаний, иллюстрирования теоретического материала, закрепления и проверки знаний, формирует эмоциональный компонент образовательного процесса.
На ряду с прежними наглядными средствами обучения возникла необходимость использования презентаций, мультимедийных программ, образовательных Интернет-платформ. Благодаря современным компьютерным технологиям учителя активно включают изобразительные материалы в образовательный процесс. С помощью компьютера появилась возможность создания оригинальных авторских моделей уроков с учетом специфики учебных групп и способностей, уровня обученности, склонностей отдельных учащихся.
Таким образом, в свете развития современной системы образования использование наглядных средств обучения приобрело еще большую актуальность. Использование наглядных средств обучения – мощнейшим активизатор учебной деятельности – занимает важное место в системе методических приёмов обучения, его изучение поможет учителю достичь высоких результатов. Без использования визуальных источников невозможно провести урок истории на должном уровне. Благодаря им исторический материал становится более понятным для обучающихся.
Наглядность активизирует их память, внимание и мышление (в результате исследований психологи доказали, что люди запоминают 50% увиденного, услышанное же воспроизводится всего на 20%), заставляя переключать внимание школьника с одного элемента урока на другой, не утомляя его.
Актуальность данной темы заключается в раскрытии эффективности использования наглядности в обучении в условиях реализации нового образовательного стандарта. Вопросы, связанные с реализацией принципа наглядности на уроках истории, получают широкое распространение в научной психолого-педагогической литературе в связи с появлением все новых видов наглядности.
Объект исследования – организация образовательного процесса на уроках истории Средних веков с использованием средств наглядности.
Предмет исследования – использование учебно-графического средства обучения на уроках истории Средних веков.
Степень изученности темы. В разработку теоретико- методологических основ использования в обучении средств наглядности значительный вклад внесли труды классиков мировой и отечественной научной педагогики Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинского и др.
Важную роль в развитии теоретических положений и условий применения средств наглядности в обучении имеют работы в области общей дидактики Б. П. Есипова, А. А. Гиля, А. В. Смирнова, П. И. Пидкасистого, И. Ф. Харламова, Е. М. Буслаевой, А. Н. Леонтьева, Ю. К. Бабанского, Г. М. Коджаспировой и др.
Во второй половине XX в. наблюдается активный всплеск интереса к вопросам наглядности в научно-методической литературе и создание комплектов наглядности для средней школы (Н. И. Аппарович , Г. И. Годер, П. В. Гора , Г. М. Донской, Ф. П. Коровкин, B. C. Мурзаев , Д. Н. Никифоров и др.). Шло время и школы утрачивали старые наглядные пособия, а в настоящее время их приобрести невозможно ввиду отсутствия. Сохранившиеся методические разработки по наглядности в силу меняющихся условий быстро теряют свою актуальность. В 2000 г. Было опубликовано практическое пособие М. В. Коротковой, в котором представлен широкий обзор педагогического опыта работы с меловыми рисунками, карикатурами, исторической картой, схемами, хронологическими комплексами, репродукциями художественных произведений и таблицами.
Студеникин М. Т. в своем учебнике «Методика преподавания истории» подробно излагает об использовании на уроках различных видов наглядности
Об активном использовании наглядности излагается и в учебнике Вяземского Е. Е. и Стреловой О.Ю.3. В этой работе даны конкретные рекомендации по проведению уроков с использованием различных видов наглядности.
Таким образом, мы видим, что данный вопрос нашел продолжение и совершенствование в научных разработках современных отечественных методистов.
Исходя из актуальности темы, объекта и предмета исследования, обозначаем цель данной курсовой работы – исследование методов работы с наглядностью и учебно-географического метода на уроках истории Средних веков в условиях реализации ФГОС.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
– раскрыть применение визуализации на уроках истории:
– проанализировать существующие классификации средств наглядности;
– исследовать методику работы с наглядными средствами на уроках истории Средних веков;
– изучить влияние наглядных средств на учебную деятельность в процессе изучения истории;
– разработать урок истории с применение учебно-графического метода;
– сделать выводы о влиянии наглядности влияет на улучшение процесса обучения, повышение качества знаний и интереса учащихся к изучению истории.
Источниковую базу исследования составили государственные документы, регламентирующие государственную политику в сфере образования: Закон «Об образовании в РФ» , ФГОС . В работе использованы учебные планы , программы по историческим курсам , педагогический опыт практикующих учителей истории, материалы периодической печати: «Преподавание истории и обществознания в школе», «Преподавание истории в школе», «История» (приложение к газете «1 сентября»).
В процессе исследования была выдвинута гипотеза: использование наглядных средств, а именно учебно-географического метода, на уроках истории Средних веков развивает способность к анализу, обобщению. Формирует умение самостоятельно делать выводы и умозаключения.
Методологическая основа работы: теоретический анализ, индуктивный и дедуктивный методы, конспектирование, сопоставление источников, сравнительный анализ, составление библиографии. В ходе исследования использовались методы эмпирического исследования: классификация, сравнение; методы теоретического исследования: исторический и логический.
Научная новизна исследования. Курсовая работа представляет собой опыт системного комплексного анализа проблемы использования учебно-географического метода обучения на уроках истории Средних веков в условиях реализации ФГОС. Актуализация некоторых аспектов выбранной проблемы, на основе имеющихся в свободном доступе источников и литературы и применительно к уровню курсовой работы, в настоящее время представляет еще больший интерес в условиях информатизации общества.
Практическая значимость работы заключается в том, что формы и методы, намеченные в курсовой работе, а также стратегии работы с учебно-географическим методом обучения на уроках истории Средних веков целесообразно применять на практике в современных условиях.
Структура работы определяется логикой исследования и состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ
С НАГЛЯДНОСТЬЮ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
1.1. РАБОТА С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТЬЮ
Одним из самых распространенных наглядных пособий на уроках истории Средних веков является историческая картина, которая в зрительных образах воссоздает перед обучающимися прошлое, способствует осмысливанию выводов и обобщений, организации коллективной работы в классе, помогает развитию речи обучающихся. Плюсом картины является то, что она доступна для использования в любых условиях. К сожалению, в настоящее время учителя истории практически лишены этого наглядного средства.
Современный учитель не имеет возможности использовать серии настенных учебных картин: они стали библиографической редкостью. Сейчас учителя используют в основном репродукции картин, расположенных в учебниках и рабочих тетрадях, либо хрестоматиях и книгах для чтения, а также скаченные из Интернета картины, которые выводятся на мультимедийные доски.
Общепринятой считается классификация исторических картин, разработанная А. А. Вагиным. Он выделил следующие типы:
а) событийные (отражают неповторимые, произошедшие лишь однажды исторические факты-события);
б) типологические (отображают многократно повторяющиеся исторические факты-явления);
в) описательные (изображения городов, сооружений, ансамблей, архитектурных памятников, а также исторические портреты) .
В зависимости от содержания и типа исторической картины строится и методическая работа с ней. Однако существуют 5 универсальных методов использования картин на уроках истории, формирующих УУД. К ним относятся: сюжетное описание картины в сочетании с рассказом, подробное изучение деталей на картине, анализ картины с целью обстоятельных обобщений, эмоциональное воздействие на обучающихся во время просмотра, дополнительный информативный
Фрагмент для ознакомления
3
1 Закон «Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29- ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf. (Дата обращения: 03.05.2021).
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.В. Савинов – М.: Просвещение, 2011– 342 с.
3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901895864 (Дата обращения: 03.05.2021).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/938 (Дата обращения: 03.05.2021).
2. ЛИТЕРАТУРА:
5. Абдулаев, Э. Н. Использование визуальной информации в преподавании истории / Э. Н. Абдулаев // Преподавание истории в школе. – 2012 – № 10 – С. 7 – 12
6. Абдулаев, Э. Н. Наглядность и проблемный подход в обучении истории / Э. Н. Абдулаев // Преподавание истории в школе. – 2008 – № 1 – С. 23 – 27
7. Абдулаева, Н. А. Использование вещественных и изобразительных источников на уроках истории / Н. А. Абдулаева // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2011 – № 3 – С. 57 – 59
8. Алексашкина, Л. Н., Ворожейкина, Н. И. Использование познавательного потенциала исторической карты при изучении школьниками истории / Л. Н. Алексашкина, Н. И. Ворожейкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2011 – № 9 – С. 19 – 27
9. Апарович, Г. Г. Наглядное пособие в сегодняшней школе / Г. Г. Апарович // Преподавание истории в школе. – 1994.– №1. – С. 10 – 15
10. Аппарович, Н. И. Изготовление самодельных наглядных пособий по истории / Н. И. Аппарович. – М.: Просвещение, 1983 – 95 с.
11. Аппарович, Н. И. Наглядные пособия по истории СССР VIII класса / Н. И. Аппарович. – М.: Просвещение, 1965 – 174 с.
12. Бельский, Э. Н. Как использовать графики при изучении революции в России / Э. Н. Бельский // Преподавание истории в школе. – 2007 – № 7 – С. 23 – 25
13. Бенклиев, С. Н. Объяснения к рисункам учебника истории древнего мира для 5-6 классов средней школы / С. Н. Бенклиев. – М.: Учпедгиз, 1956 – 80 с.
14. Борзова, Л. П. Использование опорных таблиц-конспектов по истории России / Л. П. Борзова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2016 – № 1 – С. 38 – 44
15. Борзова, Л.П., Дударев М. И. Работа с изобразительной наглядностью на уроках истории и при подготовке к ЕГЭ / Л. П. Борзова, М. И. Дударев // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2015 – С. 36 – 44
16. Бущик, Л. П. Объяснение к рисункам в учебнике истории СССР для VIII класса средней школы / Л. П. Бущик. – М.: Учпедгиз, 1957 – 63 с.
17. Вагин, А. А. Методика преподавания истории в средней школе / А. А. Вагин. – М.: Просвещение, 1968 – 431 с.
18. Вяземский, Е. Е., Стрелова, О. Ю. Методика преподавания истории в школе / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М., 1999 – 120 с.
19. Вяземский, Е. Е., Стрелова, О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – М., 2001 – 165 с.
20. Вяземский, Е. Е., Стрелова, О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. Практическое пособие для учителей / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – М., 2001 – 176 с.
21. Гаврилов, Г. А. Вопросы наглядного изучения истории культуры в школе / Г. А. Гаврилов // Преподавание истории в школе. – 2008 – № 1 – С. 19 – 23
22. Герасимов, Т. А., Герасимова, Г. Г. Оборудование уроков истории самодельными наглядными пособиями / Т. А. Герасимов, Г. Г. Герасимова. – М.: Учпедгиз, 1962 – 247 с.
23. Герасимов, Т. А., Герасимова, Г. Г. Самодельные макеты и модели по истории. Альбом для чертежей / Т. А. Герасимов, Г. Г. Герасимова. – М.: Просвещение, 1967 – 178 с.
24. Гора, П. В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе / П. В. Гора. – М.: Просвещение, 1971 – 239 с.
25. Древний мир в иллюстрациях / Ред. В. Н. Дьяков, А. Я. Абрамович.– М.: Учпедгиз, 1956 – 80 с.
26. Евстратова, Е. Н. Историческая живопись В. М. Васнецова Е. Н. Евстратова // Преподавание истории в школе. – 2005 – № 9 – С. 2-10.
27. Измайлова, Т. А., Ползикова-Рубец, К. В. Объяснение к рисункам учебника истории древнего мира для 5 и 6 классов средней школы / Т. А. Измайлова, К. В. Ползикова-Рубец. – М.: Учпедгиз, 1949 – 72 с.
28. Иоффе, А. Н. Визуализация в истории и обществознании – способы и подходы / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2012 – № 10 – С. 3 – 7
29. Коваль, Т. В. Методика организации работы с визуальными источниками / Т. В. Коваль // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006 – № 10 – С. 22 – 28
30. Короткова, М. В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории / М. В. Короткова // Преподавание истории в школе. – 2008 – № 1 – С. 3 – 9
31. Короткова, М. В. Наглядность на уроках истории / М. В. Короткова. – М.: ВЛАДОС, 2000 – 175 с.
32. Короткова, М. В. Работ с акварелями А. М. Васнецова в 7-8 классах / М. В. Короткова // Преподавание истории в школе. – 1997 – № 5 – С. 26 – 32
33. Короткова, М. В., Студеникин, М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. пособие для учителей / М. В. Короткова, М. Т. Студеникин. – М.: ВЛАДОС, 1999 – 192 с.
34. Короткова, М. В., Студеникин, М. Т. Практикум по методике преподавания истории в школе / М. В. Короткова, М. Т. Студеникин. – М.: ВЛАДОС, 2000 – 272 с.
35. Косова, Г. Р. Изобразительное искусство в преподавании истории / Г. Р. Косова. – М.: Просвещение, 1966 – 175 с.
36. Линко, Г. М. Работа с исторической картой восьмилетней школе / Г. М. Линко. – М.: Учпедгиз, 1962 – 60 с.
37. Марков, А. С. Использование политических карикатур на уроках новой истории А. С. Марков. – М.: Просвещение, 1964 – 96 с.
38. Меловые чертежи к урокам истории. – М.: Просвещение, 1965 – 200 с.
39. Мурзаев, В. С. Рисунки на классной доске в преподавании истории / В. С. Мурзаев. – М.: Учпедгиз, 1960 – 112 с.
40. Мыскин, В. А. Пиктограммы и игры на уроках истории / В. А. Мыскин// преподавание истории в школе. – 1990 – № 6 – С. 90 – 94
41. Никифоров, Д. Н. Наглядность в преподавании истории / Д. Н. Никифоров. – М.: Просвещение, 1964 – 327 с.
42. Никифоров, Д. Н. Наглядность в преподавании истории и обществоведения / Д. Н. Никифоров. – М.: Просвещение, 1978 – 319 с.
43. Оберман, В. Я. Опорные конспекты и схемы на уроках истории // Преподавание истории в школе / В. Я. Оберман. – 1996 – № 3 – С. 24 – 32
44. Павлович, С. А., Мичурина, Н. С. Изготовление наглядных средств по истории в школе / С. А. Павлович, Н. С. Мичурин. – Л.: Учпедгиз, 1961 – 219 с.
45. Пискунов, А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А. И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981 – 528 с.
46. Попова, С. Г., Гуружалов, В. А. Исторические диалоги: изобразительное искусство на уроках истории / С. Г. Попова, В. А. Гуружалов // Преподавание истории в школе. – 2003 – № 9 – С. 2 – 9
47. Рыбаков, С. Д. Способы организации работы с иллюстративным материалом на уроке истории: на примере карикатур политического содержания / С. Д. Рыбаков // Преподавание истории в школе. – 2007 – № 5 – С. 64 – 69
48. Сазонов, Т. А. Из опыта применения наглядных пособий в обучении истории / Т. А. Сазонов. – М.: АПН РСФСР, 1963 – 39 с.
49. Семенов, В. Ф., Кириллова, А. А. Альбом по истории средних веков / В. Ф. Семенов, А. А. Кириллова. – М.: Учпедгиз, 1960 – 343 с.
50. Степанищев, А. Т. Методика преподавания и изучения истории / А. Т. Степанищев. В 2-х ч. – Ч. 1 – М.: ВЛАДОС, 2002 – 304 с.
51. Степашкина, Л. Ю. Педагогическое управление развитием общих учебных умений и навыков учащихся основной школы: дис….канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Ю. Степашкина. – Омск: [Б. и.], 2005 – 193 с.
52. Стражев, А. И. Методика преподавания истории / А. И. Стражев. – М.: Просвещение, 1964 – 290 с.
53. Стражев, А. И. Методы работы с исторической картой / А. И. Стражев // Преподавание истории в школе. – 2002 – № 10 – С. 59 – 64
54. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в школе / М. Т. Студеникин. – М.: Владос, 2000 – 240 с.
55. Теория и методика обучения истории. Словарь-справочник / Под ред. В. В. Барабанова и Н. Н. Лазуковой. – М., 2007 – 352 с.
56. Фатке, В. Работа с картой / В. Фатке // Преподавание истории в школе. – 1992 – № 3-4. – С. 48 – 55
57. Хропов, Е. С. Новая компьютерная технология в работе с картой на уроке истории / Е. С. Хоропов // Преподавание истории в школе. – 2008 – № 1 – С. 9 – 19
58. Шаповалов, В. В., Рыбаков, С. Д. Политическая карикатура и плакат на уроках истории в 9 классе / В. В. Шаповалов, С. Д. Рыбаков // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007 – № 8 – С. 21 – 25
59. Шоган, В. В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. пособие / В. В. Шоган. – Ростов н/Д: Феникс, 2007 –475 с.
60. Шубин, А. В. Обучающие схемы по Февральской революции / А. В. Шубин // Преподавание истории в школе. – 2011 – № 9 – С. 50 – 53
3. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
61. Бойко, О. Метод «Фишбоун» (рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры / О. Бойко [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714 (Дата обращения: 03.05.2021).
62. Данилюк, Т. В., Филимонова М. Н. Педагогические приемы для формирования универсальных учебных действий / Т. В. Данилюк, М. Н. Филимонова [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://xn-- i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/647870/ (Дата обращения: 03.05.2021).
63. Зверева, К. Е. Организация историко-познавательной деятельности школьников при изучении региональной истории / К. Е. Зверева [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-istoriko-poznavatelnoy-deyatelnosti-shkolnikov-pri-izuchenii-regionalnoy-istorii (Дата обращения: 03.05.2021).
64. Кузнецова, Т. Н. Формирование универсальных учебных действий на уроках истории / Т. Н. Кузнецова [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://infourok.ru/rabota-na-temu-formirovanie-universalnih-uchebnih-deystviy- na-urokah-istorii-476962.html (Дата обращения: 03.05.2021).
65. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://open-lesson.net/4901/ (Дата обращения: 03.05.2021).