Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в настоящее время Россия является не только поставщиком рабов для мировой секс-индустрии, но и регионом, в котором процветает внутренняя торговля людьми. Как показывает практика, ежегодно выявляются десятки преступных групп, занимающихся данным видом бизнеса.
Важным направлением борьбы с торговлей людьми является исследование ее криминологической характеристики, позволяющей правильно выработать меры предупреждения данного вида преступлений.
Анализ криминальной ситуации в России сегодня свидетельствует об увеличении роста преступлений, связанных с торговлей людьми. Данный факт, так же обусловливает актуальность темы работы.
Объектом данной работы являютс общественные отношения, возникающие в связи с уголовной ответственностью за торговлю людьми.
Предметом исследования данной работы являются нормы действующего уголовного законодательства, регулирующие ответственность за торговлю людьми, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данной работы ставится комплексный анализ преступления «торговли людьми».
Задачами работы является:
• изучить развитие торговли людьми и ответственности за нее;
• дать уголовно-правовую характеристику торговли людьми;
• проанализировать отграничение торговли людьми от смежных составов преступления;
• выявить проблемы правого регулирования и квалификации торговли людьми.
Нормативно-правовой основой данной работы являются следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-Процессуальный Кодекс Российской Федерации и другие.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Торговля людьми: история и современность
1.1. История развития преступления «Торговля людьми»
Торговля людьми как социально-негативное явление прошло долгий путь исторического развития и нормативно-правовой трансформации. Следует отметить, что отношение к этому феномену со стороны общества и государства существенно менялось: от нормативно-правового его признания и регулирования до официального запрета и криминализации.
В последние годы Россия стала активно участвовать в происходящих в мировом сообществе различных глобальных процессах, связанных с интеграцией и унификацией в различных сферах жизнедеятельности. Однако это сближение с другими странами повлекло за собой не только наступление позитивных преобразований в социальной, политической и экономической жизни нашего государства. Сотрудники правоохранительных органов отмечают устойчивую и нарастающую тенденцию экспансии в российское общество таких видов и форм преступности, которые ранее либо совсем отсутствовали, либо проявлялись в единичных эпизодах. Одним из таких негативных социальных последствий стало распространение торговли людьми, в т.ч. детьми, а также использование их рабского труда.
Данный вид преступности в силу своей очень высокой прибыльности превратился в крупнейший международный бизнес, в котором ключевую роль играет организованная преступность. Следует отметить, что отечественные преступные группировки достаточно быстро и эффективно наладили контакты с транснациональным криминальным миром, гармонично вписались в его структуру. Одновременно они расширили свои возможности в использовании дополнительных каналов и рынков сбыта наркотиков, контрабандного оружия и «живого товара».
В настоящее время в различных странах в рабском труде задействовано около 12,3 млн. человек. Из их числа 9,8 млн. человек эксплуатируются частными компаниями, в т.ч. более 2,4 млн. человек были проданы в рабство. Еще 2,5 млн. человек принуждают к труду государство или повстанческие военизированные группировки. Такие данные (надо полагать, далеко не полные и не отражающие реальное положение вещей) были официально озвучены в докладе Генерального директора Международного бюро труда «Глобальный альянс против принудительного труда».
Чтобы правильно уяснить юридическую природу и квалификационные особенности любого вида преступления, раскрыть степень его общественной опасности, а также определить эффективные меры уголовно-правового воздействия на него, целесообразно рассмотреть в историческом аспекте сущность общественно опасного деяния. Это позволит также выяснить истоки криминализации данного конкретного правонарушения и социальную обусловленность регламентации уголовной ответственности за его совершение. Разумеется, необходимо принимать во внимание, что установление конкретного правового запрета и механизм его реализации во многом обусловлены влиянием как национальных институтов (обычаев, традиций, морали, нравственности), так и международного права.
Сказанное в полной мере следует отнести к рассматриваемому виду преступлений. Рабство и работорговля людьми имели широкое распространение еще во времена Киевской Руси. По справедливому замечанию В.О. Ключевского, на протяжении многих веков рабство и работорговля являлись для России «могущественным рычагом народного хозяйства». Источники древнерусского права свидетельствуют о том, что на Руси рабство было известно под названием «холопство».
Впервые негативную оценку работорговля получила в таком историческом и юридическом памятнике, как Русская Правда Ярослава Мудрого. В этом правовом акте торговля людьми рассматривалась как недопустимое и наказуемое деяние. Диспозиция ст. 118 Русской Правды обязывала «господина», купившего холопа не у его хозяина, вернуть его собственнику. Норм, персонально устанавливающих ответственность за преступления против несовершеннолетних, Русская Правда не содержала, тем не менее, несмотря на несовершенство с правовой точки зрения, этот правовой акт следует рассматривать как первый кодифицированный источник права России, заложивший основы охраны семейных прав россиян.
В свете рассматриваемых проблем следует отметить, что у восточных славян не было принято обращать в рабство своих соплеменников. В хозяйстве использовался преимущественно труд пленных, срок рабства которых, как правило, ограничивался определенными рамками. Плен как источник рабства был известен на Руси с X в. Пленные поступали в собственность к захватившему их князю, который распределял их в качестве подарков между находящимися у него на службе дружинниками и слугами.
В дальнейшем в российском законодательстве было установлено наказание за похищение людей и продажу их в рабство. В Артикуле воинском Петра I предусматривалась смертная казнь за похищение и продажу людей. Этим нормативным актом фактически впервые в истории отечественного законодательства было придано столь важное значение такому объекту уголовно-правовой охраны, как личная свобода человека.
Следующим правовым актом, скорректировавшим правила привлечения к ответственности за рассматриваемый вид преступления, является Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., в главе 2 которого уже говорилось и «о злоупотреблении родительской власти и о преступлениях детей против родителей». Это Уложение претерпело в 1885 г. существенные изменения в связи с отменой крепостного права. В нем было криминализировано приведение человека в положение невольника, раба. Статья 1410 Уложения предусматривала ответственность за продажу русских подданных в рабство или передачу их под любым другим условием иностранцам. За такое преступление устанавливалось наказание в виде каторги сроком от 8 до 10 лет.
Следует отметить, что Уголовное уложение 1903 г. оказалось последним правовым документом в досоветской истории российского уголовного законодательства, предусматривавшим ответственность за действия, связанные с торговлей людьми. В Уголовных кодексах РСФСР 1922, 1926, 1960 гг. указанные действия законодателем уже не рассматривались как общественно опасные. Даже присоединившись к Дополнительной конвенции ООН 1956 г. об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, Советский Союз сделал оговорку, что в нашей стране устранены все условия и причины для их появления и развития. Официальная статистика по этому поводу либо не велась, либо была засекречена, наука же уделяла внимание проблеме борьбы с торговлей людьми лишь в контексте ее распространения в зарубежных странах.
Однако, как показали отдельные научные исследования, торговля людьми в форме их безвозмездной и возмездной передачи одним лицом другому для эксплуатации их труда, навыков и умений имела место в начальный период образования СССР. Более того, в литературе упоминались случаи торговли детьми в Советском Союзе. Лишь в 1995 г. в главу «Преступления против личности» УК РФ 1960 г. была включена ст. 125.2 «Торговля несовершеннолетними», что было вызвано необходимостью приведения национального законодательства в соответствие с международными правовыми актами по правам человека, в т.ч. регламентирующими борьбу с торговлей детьми.
Принятый в 1996 г. Уголовный кодекс РФ также содержал норму (ст. 152), предусматривавшую ответственность за торговлю несовершеннолетними, которая была отнесена к преступлениям, направленным против семьи и несовершеннолетних.
К сожалению, приходится констатировать, что в России до настоящего времени не принята полномасштабная программа противодействия торговле несовершеннолетними, в т.ч. торговле с целью эксплуатации их рабского труда. Более того, не разработана и такая программа по противодействию торговле людьми. Между тем масштабность, формы и организация торговли людьми, включая несовершеннолетних, с целью использования их рабского труда приобрели настолько глубокий и изощренный характер, что в скором времени наша страна, равно как и многие другие государства, будет не в состоянии контролировать ситуацию в данной сфере.
Завершая исторический обзор практики трансформации рабства в новые современные формы удержания человека в подневольном состоянии, а также эксплуатации принудительного труда жертв нынешней торговли людьми, следует отметить, что рассматриваемая проблема нисколько не потеряла своей актуальности и практической значимости.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, N 50, ст. 4848.
4. Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» // Российская газета, N 296, 30.12.2010.
5. Уголовный кодекс РСФСР. Утв. ВС РСФСР 27.10.1960 // Свод законов РСФСР, т. 8, с. 497. Утратил силу.
6. Определение Верховного Суда РФ от 26.10.2010 N 25-О10-23 // СПС «КонсультантПлюс».
7. Определение Верховного Суда РФ от 09.07.2012 N 3-Д12-6 // СПС «КонсультантПлюс».
8. Постановление Московского городского суда от 22.12.2015 N 4у-2938/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
9. Апелляционное определение Московского городского суда от 05.11.2015 по делу N 10-13668/2015. Приговор: По п. «а» ч. 2 ст. 127.1 УК РФ за торговлю людьми // СПС «КонсультантПлюс».
10. Абдулхаков Я.А. Практические аспекты организации деятельности правоохранительных органов при расследовании уголовных дел о торговле людьми // Российский следователь. 2016. N 19. С. 54
11. Авдеев В.А., Авдеева Е.В. Спорные вопросы квалификации торговли людьми и использования рабского труда // Российская юстиция. 2013. N 7. С. 23.
12. Адмиралова И.А., Астишина Т.В. Особенности выявления фактов торговли людьми // Административное и муниципальное право. 2014. N 1. С. 70.
13. Волошин А.В. Незаконные сделки в отношении человека: проблемы криминализации и пенализации. URL: http://sartraccc.sgap.ru/Pub/voloshin.htm.
14. Глушков А.И. Организация взаимодействия следователя и оперативных сотрудников по противодействию торговле детьми и использованию рабского труда / А.И. Глушков, Н.В. Головко // Административное и муниципальное право. 2011. N 12. С. 53 - 56.
15. Костенко Н.И. Роль мирового сообщества и России в противодействии торговле людьми // Международное право и международные организации. 2016. N 1. С. 28.
16. Лебединец И.Н. Генезис международно-правового регулирования борьбы с рабством, работорговлей и другими формами торговли людьми // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 3. С. 186 - 191.
17. Османова Н.В. Деятельность следователя СК России по обеспечению национальных интересов (на примере предварительного расследования преступлений, связанных с торговлей людьми) // Российский следователь. 2014. N 14. С. 47.
18. Подушная подать и отмена холопства в России // Ключевский В.О. Сочинения / В.О. Ключевский. Т. 7. М., 1959. С. 238.
19. Прудникова И.В. Информационное обеспечение противодействия преступлениям, связанным с торговлей людьми // Административное и муниципальное право. 2016. N 3. С. 259.
20. Рогава И.Г. Криминологическая характеристика торговли людьми // Российский следователь. 2014. N 5. С. 42 - 45.
21. Сакаева О.И. Реализация международно-правовых норм в сфере противодействия торговле людьми в Российской Федерации // Журнал российского права. 2014. N 2. С. 110 - 118.