Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность исследования заключается в широкой распространенности общего недоразвития речи (ОНР) у детей дошкольного возраста, в сложности дифференциальной диагностики и длительности протекания коррекционно-образовательного процесса у данной категории детей, что требует поиска эффективных путей исправления имеющихся нарушений речи.
Процесс становления звукопроизношения опирается на взаимодействие двух компонентов: сенсорного и моторного, которые образуют единую функциональную систему. Неточности звукопроизношения, вследствие нарушения деятельности речедвигательного анализатора, свидетельствует о повреждении взаимодействия между сенсорным и моторным компонентами речи [4].
У детей с ОНР отмечаются нарушения фонетико-фонематических процессов: звукопроизношения, фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза.
Цель исследования – определить основные направления формирования фонетико-фонематического компонента речи у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.
Объект исследования – фонетико-фонематический компонент речи детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.
Предмет исследования – формирование фонетико-фонетической стороны речи.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Анализ теории и практики логопедии по проблеме состояния фонетико-фонематических процессов у детей в норме и дизонтогенезе.
2. Разработка методики констатирующего эксперимента по изучению фонетико-фонематического компонента речи.
3. Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента.
Методологическая основа: исследование основано на работах Е.Ф. Соботович, И.Б. Карелиной, О.А. Токаревой, Е.Н. Винарской, Е.Ф. Архиповой и др. [2,6]. Изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи и ее коррекции у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями базируется на современных представлениях специальной психологии и логопедии о сущности речевого дефекта у детей с ОНР, о диалектическом единстве речевого и психического развития, о комплексном, системном и функционально-семантическом подходах к обследованию имеющихся отклонений в развитии.
Методы исследования: - теоретические (анализ научной литературы); экспериментальные (констатирующий эксперимент).
Практическая значимость: заключается в разработке методики исследования фонетико-фонематической стороны речи детей с ОНР 1 уровня, которая может быть использована молодыми специалистами при работе с данной категорией детей.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
1.1. Особенности фонематического восприятия и его онтогенез
Речь – это функциональная сложная система, в основе которой лежит употребление человеком в процессе своей коммуникации знаковой системы родного языка.
Фонематические процессы изучались многими известными учёными, среди которых Л.С. Выготский [8], Л.С. Волкова [5], Д.Б. Эльконин [36] и другие. Фонемные процессы человека включают в себя фонематический слух и восприятие, простую форму и сложную форму фонематического анализа, синтеза и представлений. Многие годы некоторые учёные считали, что звуковая сторона речи имеет целый ряд различных комбинаций и элементов.
Как показывает анализ специальной литературы, до настоящего времени нет единой точки зрения на определение содержания терминологии, описывающее понятие “фонематических процессы”.
Фонематический анализ делится на простой и сложный (В.Ф. Орфинская)
Простой анализ – это нахождение (распознавание) на фоне слова звука (4-5 лет), выделение начального ударного гласного из слова (от 5 лет); у детей дошкольного возраста она возникает спонтанно.
Более сложная форма - это отрыв от слова первого и последнего звука, установление его месторасположения (в начале слова, в середине или в конце).
Наиболее сложная форма фонематического анализа содержит 3 вида анализа:
- последовательный – установление расположения звуков в слове,
- количественный – нахождение общего числа звуков в слове,
- позиционный – нахождение положения звука в слове по отношению к иным звукам (перед каким звуком или после какого звука).
Дети осваивают этот фонематический анализ исключительно в процессе специального обучения (с 6 лет).
Именно Д.Б. Эльконин аргументировал, сначала нужно обучить ребёнка навыкам фонематического анализа, а затем уже обучать его письму [36].
Важными функциями фонематической системы являются:
1. слуховая дифференциация фонем (или фонематическое восприятие: каждая фонема речи отличается от другой любой фонемы артикулятивно и акустически);
2. функция различения смысла (изменение в одной фонеме или одной функции различения значения приводит к изменению значения);
3. фонематический анализ, т. е. разложение слова на фонемы.
Фонематическая сторона речи детей обеспечивается деятельностью речеслухового анализатора, периферийный отдел которого расположен в кортиевом органе, и получает различный слуховой материал: шумы, звуки речи и т.д. Отдел дирижирования эту информацию передаёт в кору головного мозга, анализируя её частично и определяя одновременно какое расстояние до источника конкретного звука и его направление. Данная функция обеспечивается достаточно большим количеством звеньев (продолговатый и средний мозг, 8 пар черепных нервов, мозжечок, слуховое сияние, медиальное коленчатое тело).
Усвоение ребенком родного языка происходит в определенной очередности становления сенсорного развития с опорой на созревание нервно-мышечного аппарата в онтогенезе.
В первые месяцы после рождения у ребенка интенсивно развиваются слуховой, зрительный, двигательно-кинестетический анализаторы.
Ученые отмечают, что процесс сенсорного развития, а именно процессов восприятия речи, происходит при активном участии двигательных актов. Моторное развитие ребенка стимулирует и взаимообуславливает появление первых речевых реакций – лепета.
Полноценное функционирование органов артикуляции ребенка проходит длительный путь до полной их сформированности и зависит от ряда компонентов, среди которых важную роль играют акустические характеристики [6, 7].
Первыми вокализациями ребенка являются крики, которые представляют собой безусловно-рефлекторный ответ ребенка на внешние или внутренние сильные раздражители.
В онтогенезе у детей в первую очередь формируются звуки [а], [о], [п], [м], [т'], [д'], [д], [б], [н], которые определяют ядро фонологической системы русского языка, позже появляются следующие звуков [э], [у], [и], [ы], [с], [ш], [ч], [щ], [л], [р].
По мнению А.Н. Гвоздева [7], определяющим в появлении звуков является их артикуляционная сложность, которая выражается в замене одних звуков другими, что связано с последовательность формирования звуков в онтогенезе. На начальных этапах развития звукопроизношения более сложные по артикуляторным характеристикам звуки заменяются более артикуляторно простыми звуками.
Звуковая сторона языка, как отмечено в исследованиях лингвистов, психологов, педагогов, становится предметом внимания ребенка уже на ранних этапах развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, А.А. Леонтьев.).
Для исследования периодизации речевого развития ребенка в онтогенезе взята классификация, предложенная А.Н. Леонтьевым [16]:
I этап – подготовительный (от рождения до года),
II этап – преддошкольный или этап первоначального овладения языком (от 1 года до 3 лет),
III этап – дошкольный (от 3 до 7 лет),
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмаловская О.А., Паршук Л.С. Особенности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения
сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018- с. 10-14
2. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: ВЛАДОС, 2009. - 286 с.
3. Волкова Г.В. Энциклопедический словарь логопеда. – СПб. Детство Пресс, 2014. – 256с.
4. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефект. фак. пед. вузов /Л.С. Волкова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 2014. - 704 с.
5. Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. – М.1996. – 420с.
6. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
7. Гайдук Е.А. Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами развития внимания// Е.А. Гайдук, И.В. Малимонов, Л.Г. Король // Наука и образование: материалы VIII международной научной конференции: В 4-х ч. / Беловский институт (филиал) КемГУ. - Белово: ООО «Канцлер», 2010. Ч. 2. С. 67-71.
8. Глухов В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием. М.2017. – 320с.: ил.
9. Горчакова A.M. Пути преодоления фонематического недоразвития у школьников / A.M. Горчакова / Практическая психология и логопедия, № 5 (22), 2006. - С.5-12.
10. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у школьников / Н.И. Дьякова. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64 с.
11. Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М.: Норма, 2008. – 106 с.
12. Заркенова Л.С., Ильясова Б.И. Определение уровня сформированности фонематических процессов у школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 1. – С. 52-56;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=9385 (дата обращения: 22.05.2020).
13. Киселёва С.В. Языковая система и речевая деятельность / С.В. Киселёва // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №34. – 78с.
14. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей : Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп / В. В. Коноваленко. - М. : Гном-Пресс, 1998. - 127 с.
15. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. Пособие для студ. дефектол. Фак. Пед. Институтов. – М.: Просвещение, 1983. – 136с.: ил.
16. Лалаева Р.И., Логинова Е.А., Титова Т.А. Теория речевой деятельности: / Р.И. Лалаева – Хрестоматия СПб. Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 304с.
17. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у школьников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева. - СПб.: Союз, 2018. - 78 с.
18. Левина Р.Е. Основы теории и практики по логопедии. – М.,1986. – 243с.
19. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей / Л.В. Лопатина и др. – С.Пб : САГА. - 271 с. .
20. Логопедия: методическое наследие: пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов: в 5 кн. / В.И. Селиверстов, Л.Г. Парамонова]. – М.: ВЛАДОС, 2007. - 311 с.
21. Логопедия: учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дефектология» / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, А.М. Мастюкова и др.; - М: Просвещение, 1989. - 528 с.
22. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у школьников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Н.В.Серебрякова. – Спб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.
23. Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – М.: МГУ, 1998. — 336 с.
24. Мелюханова Е.Е. Развитие фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями / Мелюханова, Е.Е. // Инновационная наука. М.: 2017. Т. 7. С. 84-85.
25. Мониторинг коррекционно-логопедической работы: учебно-методическое пособие / под ред. О.В. Елецкой; авторы-составители: Елецкая О.В., Логинова Е.А., Пеньковская Г.А., Смирнова В.П., Тараканова А.А., Тимакова С.М., Щукина Д.А. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016. – 400с.
26. Окунева С.Е. Особенности формирования фонематического восприятия у школьников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. №3.
27. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Академия, 2002. - 200 с.
28. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
29. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина и др. – М.: Альянс, 2013. - 366 с.