Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема «лишнего человека» была одной из самых актуальных в литературе 19 века. Все крупные писатели так или иначе пытались определить, какого человека порождает время, кто является выразителем наиболее прогрессивных течений общественной мысли и что может противопоставить личность толпе.
Разумеется, с течением времени меняется и представление о его герое. Русский романтизм противопоставлял безликой массе человека наиболее героического, старающегося разорвать путы порабощения, вырваться из неволи. Развитие реалистического метода позволило писателям создать образы героев, чьи характеры сформировались под непосредственным влиянием среды и, как следствие этого, выразили свою эпоху.
В своем романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов написал ставшую известной фразу: «Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии» . Само по себе это высказывание представляет большой интерес. Историки и филологи неоднократно подчеркивают тот факт, что тема поколения находит свое отражение именно в работах немецких исследователей. В 1928 г. немецкий социолог Карл Маннгейм рассматривал в своих исследованиях понятие поколения в качестве возможного двигателя исторического процесса.
В политически напряженной атмосфере 20-х годов поколение виделось Мангейму некой силой, способной либо обновить общество, либо, напротив, повергнуть его в полнейший хаос. В наши дни «поколение» является, так сказать, последним типом коллективной идентичности. В прессе часто встречаются такие фразы, как «поколение фэйсбук», «поколение практикум», «поколение гольф» и т.д. Из чего становится очевидным: понятие «поколение» как тема для исследований и по сей день не потеряла своего актуального значения.
Современное представление о поколении сформировалось уже в конце XVIII в. «Поколение», по мнению Карла Мангейма, есть сообщество, которое восстает против традиций, пытается обновить национальную культуру, изменить старое отжившее мировоззрение и наметить пути дальнейшего развитие общества. Это дает право утверждать, что современная идея поколения есть категория исторического обновления.
В русском романе второй половины XIX в. Наиболее интенсивно затронута данная тема в ее современной трактовке.
Речь идет о таких авторах, как М.Ю. Лермонтов («Герой нашего времени», 1837–1840), И.С. Тургенев («Отцы и дети», 1862) и, конечно же, Ф.М. Достоевский («Бесы», 1873).
Возникает вопрос, почему же именно в романах русского реализма мы находим понятие «поколение» в его современном прочтении? Кажется, несмотря на разницу в типах описываемого общества, проблематика остается в названных романах русского реализма одной и той же. Только вследствие эмансипации индивидуума становится возможным образование новых типов общества как форм сосуществования отдельных личностей. Удачное объяснение предлагает историческая теория Райнхарта Козеллека (1923–2006), одного из самых значительных немецких историков ХХ в. По мнению Козеллека, с середины XVIII в., т.е. с конца эпохи Просвещения, семантика исторического времени изменяется .
Общество понимает, что его устройство, традиции и мировоззрение не вечны и будущее находится в его собственных руках. Если раньше прошлое понималось как закрытая система вне времени, т.е. будущее виделось как бы повторением прошлого, то сейчас границы между прошлым, настоящим и будущим размываются и должны быть определены заново в качестве результата их динамического развития. То есть будущее открывается навстречу настоящему, вечных истин не существует, как и не существует вечного общественного устройства.
Глава 1. «Лишний человек» как литературный тип
С момента возникновения первого лишнего человека - Евгения Онегина, в русской литературе начинается новая эпоха - эпоха лишнего человека. Чтобы хорошо разбираться в образе Печорина, надо предварительно узнать, кто такой лишний человек. Лишний человек -литературный тип, характерный для произведений русских писателей 1840-х и 1850-х гг. Обычно это человек значительных способностей, который не может реализовать свои таланты на официальном поприще николаевской России.
«Лишние люди» в литературе – персонажи, которые появились еще в начале девятнадцатого века. Кто именно этот термин ввел
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Koselleck R. Vergangene Zukunft. Zur Semantik geschichtlicher Zeiten. – Frankfurt a. M., 1979.
2. Белинский, В.Г. Сочинения Александра Пушкина / В.Г. Белинский. – М., 2000.
3. Беляев Д.А. Специфика имплицитного бытования идеи сверхчеловека в отечественной культуре XIX века // Аналитика культурологии. Тамбов. 2011. № 21. С. 146 - 149.
4. Беляев Д.А. Философско - поэтическая экспликация Üntermensch Ф. Ницше: к вопросу о реконструкции понимания // Философская антропология. М.: 2015. Т. 1. № 2. С. 69 - 84.
5. Беляев Д.А., Строкова А.В. Философские мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова: пролегомены к ницшеанству и идее сверхчеловека // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов. 2016. № 11 - 1 (73). C. 27 - 29
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Спб.: Специальная литература. 1996.
7. Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. — 288 с.
8. Каминский, В.И. Пути развития реализма в русской литературе конца 19 века / В.И. Каминский. – СПб., 2000.
9. Картавцев М. Тайна Печорина: К 155-летию со дня выхода романа М.Ю. Лермонтова // Подъем. 1995. №9.
10. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. Собрание сочинений в 4 т. Т. 4. – Л., 1981.
11. Лермонтов, М.Ю. Герой нашего времени. Соч. Т.2. / М.Ю. Лермонтов. – М., 1998.
12. Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени. Комментарий. - М.; Л.: Просвещение, 1966. - 276 с.
13. Найдич Э. Лермонтов и Пушкин // Найдич Э. Этюды о Лермонтове. — СПб.: Худож. лит., 1994. — С. 105—113.
14. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1989.
15. Хейзинга И. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня ... Общ. ред. и послесл. Г.М. Токвризян. - М. - Изд. группа. “Прогресс”. “Прогресс-академия”. 1992.