Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В России качественный скачок в становлении электронной коммерции по B2B наблюдался в период 2001 – 2002 гг. Boston Consulting Group (сокращенно – BCG) проводило исследование в начале 2001 года, согласно которому фиксировалось существование свыше пятидесяти функционирующих и анонсированных ЭТП, причем большая часть из них была организована в отраслях ТЭК и металлургии. Но правомерно, уточнить, что к концу этого года в России в различных отраслях экономики количество В2В-проектов удвоилось, и их количество было уже боле ста.
В настоящее время, чаще всего электронные торговые площадки формируются в виде нейтральных компаний, а участниками ее являются крупнейшие компании определенной отрасли.
Организаторы закупок размещают на сайте ЭТП условия закупки и требования к участникам. Процедура выбора прозрачна, критерии отбора победителей известны заранее.
На ЭТП поставщики ищут интересные им закупки, знакомятся с требованиями организатора и подают заявки на участие. Все этапы торгов проходят дистанционно, документы участник подает в электронном виде. Результаты доступны, их можно проверить и при необходимости обжаловать.
Не стоит воспринимать ЭТП в качестве дополнительного посредника. На практике работа через электронную площадку позволяет унифицировать требования на разных этапах закупки, сделать прозрачными действия организатора и участника, защитить обе стороны от мошеннических схем.
Этим и определяется актуальность исследования по теме данной работы.
Методологическую базу исследования составили работы таких авторов, как: Демакова Е. А., Звягина К.В., Кузнецов, К. В и др.
Цель исследования – исследование организации функционирования электронных торговых площадок.
Для достижения поставленной цели следует решить задачи:
рассмотреть роль электронных торговых площадок в коммерческой деятельности;
выделить основные положения функционирования электронных торговых площадок;
исследовать технологию и процедуру взаимодействия участников электронной торговой площадки;
выявить благоприятные факторы организации электронной торговли;
определить тенденции развития электронных торговых площадок;
провести анализ отраслевой структуры электронных торгов;
рассмотреть коммерческую деятельность B2B как разновидность электронного бизнеса;
выявить ограничения, проблемы организации электронных торгов;
исследовать управление сервисами электронной торговой площадки.
Объект исследования – электронная коммерция.
Предмет исследования – организация функционирования электронных торговых площадок.
Методологическую базу данного исследования сформировали методы классификации, методы системного анализа и диалектического подхода, методы систематизации, а также индукции.
Литература по теме работы многообразна, существует множество научных трудов по данному вопросу. Но при исследовании темы мы столкнулись с отсутствием обобщающих работ.
Все аспекты по изучаемой теме будут изложены в последующих главах данной работы.
1 Теоретические аспекты электронных торгов
1.1 Роль электронных торговых площадок в коммерческой деятельности
Электронная торговая площадка (далее по тексту – ЭТП) представляет собой крупный сайт. На нем функционирует группа разнообразных электронных магазинов, которые объединены одним хостингом, общим программным обеспечением, а также одной поисковой системой по услугам и товарам.
Электронные торговые площадки (ЭТП) позволяют заказчикам организовать электронные закупочные процедуры, а потенциальным поставщикам участвовать в них, конкурируя за право поставить продукцию данному заказчику.
Другим направлением деятельности является предоставление организаторам торгов возможности продавать реализуемое имущество в электронной форме — в этом случае уже потенциальные покупатели конкурируют за право приобрести реализуемое имущество. Процедуры, проводимые на каждой ЭТП, подробно описаны в регламентах их работы, а эти регламенты, как правило, размещены в открытом доступе на сайтах электронных торговых площадок. Ни регламент, ни правила проведения процедур площадки не могут противоречить законодательству.
ЭТП является необходимым инструментом для проведения закупки в электронной форме. Это программно-аппаратный комплекс, который для пользователя выглядит как интернет-сайт, после регистрации на котором уполномоченные сотрудники юридического лица могут от имени этого юридического лица объявлять закупки в качестве заказчика или участвовать в них в качестве поставщиков. В рамках действующего законодательства площадка предоставляет пользователям «линейку» способов закупок, алгоритмы которых регулируются регламентом данной электронной площадки и её внутренними правилами.
Электронная площадка является инструментом проведения закупки, а оператор площадки обязан обеспечивать исправную работу этого инструмента. При этом оператор электронной площадки не обладает ни полномочиями органа государственной власти, ни полномочиями третейского судьи, а значит не может и не имеет права официально оценивать правомерность действий заказчиков и поставщиков, а тем более применять к ним меры властного воздействия. При проведении закупки в электронной форме, как и при проведении любой закупки, полномочиями по пресечению незаконных действий заказчика либо поставщика обладают исключительно государственные контролирующие органы и суд.
С позиции автора данной работы ЭТП можно характеризовать как комплекс технических и информационных решений, который обеспечивает качественное взаимодействие заказчика (покупателя) с поставщиком (продавцом) через многочисленные IT-каналы связи, действующих на всех существующих этапах заключения взаимовыгодной сделки.
Электронная торговая площадка позволяет объединить в одном информационном и торговом пространстве поставщиков и потребителей различных товаров и услуг и предоставляет участникам ЭТП ряд сервисов, повышающих эффективность их бизнеса. Электронной торговой площадкой сегодня можно назвать любой Интернет-ресурс, посредством которого заключаются сделки купли-продажи между предприятиями – покупателями и продавцами. Заказчики получают возможность проводить электронные торги – аукционы, конкурсы, запросы котировок и предложений, – оптимизируя затраты, а поставщики – участвовать в проводимых закупках, размещать информацию о предлагаемой продукции и услугах.
Иногда размещением торговых процедур занимаются специализированные компании, которые, помимо размещения информации на торговой площадке, обрабатывают полученный результат и даже, возможно, определяют победителя процедуры.
Для автоматизации своей закупочной деятельности ЭТП используют крупнейшие компании России из разных отраслей экономики: ГК «Росатом», «Башнефть», «Уралвагонзавод», «Башкирская электросетевая компания», «Генерирующая компания», «Трансстрой», «Вымпелком», АО «Кордиант», «Омский каучук», «Дальневосточная распределительная сетевая компания», компания «СТАН», «Burger King», сеть кофеен «Шоколадница».
Работая на электронной торговой площадке, заказчик или поставщик может успешно решать различные вопросы, возникающие в повседневной деловой практике, потому что данные системы выполняют следующие важные функции:
Информационная функция позволяет ознакомиться с перечнем организаций, работающих на ЭТП, получить информацию по интересующей организации.
Функция маркетинга позволяет осуществлять поиск покупателей и потребителей интересующих работ и услуг, а также получать информацию о потребностях и предложениях работ и услуг, которые размещают на площадке другие организации.
Рекламная функция. Разместив информацию о своей организации на ЭТП, фирма сразу попадает в единое информационное пространство.
Торговая функция — позволяет в качестве организатора торгов осуществлять полный комплекс разнообразных торгово-закупочных мероприятий по приобретению товаров и услуг. В качестве участника торгов — осуществлять комплекс действий для эффективной продажи собственных товаров и услуг.
Аналитическая функция позволяет проводить сравнительный анализ различных показателей деятельности организаций, правильно выбрать контрагентов для выполнения поставок, работ и услуг по интересующей тематике.
Функция защиты информации делает возможным безопасный электронный документооборот, построенный с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации (ЭЦП).
Основное преимущество работы на ЭТП – это возможность без больших первоначальных затрат организовать мини-магазин, а также содержать его, экономя на поддержке и рекламе 4, с. 78.
Отметим, что ЭТП сыграли значимую роль определенных бизнес-инкубаторов на первых этапах развития сети Интернет и предоставили возможность многим компаниям попробовать электронную торговлю.
1.2 Основные положения функционирования электронных торговых площадок
Современная ЭТП дает возможность объединить в едином информационном и торговом пространстве покупателей и поставщиков различных работ, услуг и товаров, предоставляет всем ее участникам ряд сервисов, увеличивающих эффективность всего процесса закупок.
Заказчики или потребители работ, услуг и товаров приобретают возможность осуществлять электронные торги в форме конкурсов либо аукционов.
Поставщики получают право размещать необходимую информацию о реализуемых работах, услугах или товарах и могут принимать участие в осуществляемых закупках.
Чаще всего, процессы закупок координируют специализированные компании, предоставляющие и размещающие на ЭТП информацию о закупках, собирают и обрабатывают их результаты и выявляют победителя завершенной процедуры закупки.
Следовательно, в каждой закупке участвуют три стороны: организатор закупки, участники закупки и оператор электронной площадки. При этом потенциальные поставщики являются участниками закупки; заказчик –
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ
2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
3. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
4. Демакова, Е. А. Повышение эффективности закупок для государственных нужд на основе мониторинга и оценки качества продукции / Е.А. Демакова. - М: ИНФРА-М, 2017. - 288 c.
5. Звягина, К.В. Тендеры в коммерческих предприятиях / К.В. Звягина. - М: Феникс, 2016. - 344 c.
6. Коняев, С. Государственные закупки / С. Коняев. - М: Рид Групп, 2016. - 306 c.
7. Кузнецов, К. В. Настольная книга поставщика и закупщика: торги, тендеры, конкурсы / К.В. Кузнецов. - М: Альпина Паблишер, 2017. - 339 c.
8. Лезина, Е. Аукцион. Организация и проведение открытого аукциона / Е. Лезина. - М: Центр подрядных торгов в строительстве, 2016. - 357 c.
9. Льюис, Гарольд Конкурсы, тендеры и предложения. Выигрывайте, используя лучший опыт / Гарольд Льюис. - М: Баланс Бизнес Букс, 2017. - 314 c.
10. Храмкин, А. А. Противодействие коррупции в госзакупках / А.А. Храмкин. - М: Юриспруденция, 2018. - 152 c.
11. Шевченко, Л. И. Регулирование отношений поставки. Теория и практика / Л.И. Шевченко. - М: Юридический центр Пресс, 2018. - 294 c.
12. Костина, Т. В. Актуальные проблемы, связанные с проведением торгов при поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд / Т. В. Костина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 126-129
13. Резниченко Д.А. Электронные торговые площадки // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 7. С. 134-141. [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/07/12159
14. Трапезникова, Е.В. Анализ моделей управления коммерческими организациями / Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2019. № 1. С. 90-94.
15. Электронная коммерция: правовове регулирование и налогооблажение // Портал интернет-агентства “Мибок”. [Электронный ресурс] URL: http://www.mibok.ru/news/company/index.php?ID=1643
16. Официальный сайт B2B-Center. [Электронный ресурс] URL: https://www.b2b-center.ru/