Фрагмент для ознакомления
2
Средства массовой информации являются одним из важнейших институтов современного общества. Его роль состоит в формировании, эксплуатации и эволюции общественного сознания.
Сегодня СМИ характеризуются как: великий арбитр, четвертая власть наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью. Современную политику невозможно представить без прессы, радио и телевидения.
Средства массовой информации на практике реализуют основные права человека: информацию, свободу политического выбора и публичное выражение своей позиции.
Интеграция общества в современном мире неотделима от демократического процесса. Средства массовой информации выступают главным гарантом информационной поддержки этого процесса, главным образом благодаря максимально возможной информации граждан о наиболее важных процессах и явлениях, происходящих в обществе, о позиции и действиях властей. предназначен для решения проблем и проблем, которые касаются граждан. Содействие интеграции общества посредством его всестороннего общения включает в себя представление точек зрения (которые должны быть доступны для аудитории) различных групп и социальных сил.
Эта идея позволяет людям увидеть свою позицию в области других точек зрения, соотнести свои интересы с интересами других людей для обсуждения, координации и выработки взаимоприемлемой позиции по конкретной теме. Средства массовой информации не навязывают свое видение решения конкретной проблемы, но они обеспечивают диалог, в то же время они указывают свою позицию, демонстрируя терпимость к другим точкам зрения, не притворяясь арбитром; преследовать основную цель: обеспечить конструктивное взаимодействие различных сил.
В отношении силовых структур, критикуя их действия, которые не вписываются в рамки закона, общественной морали или просто неэффективны, СМИ выступают в качестве своего рода непарламентской оппозиции. В современных либеральных обществах эта оппозиционная роль СМИ высоко ценится. Медиакритика чаще всего направлена на действия властей разных уровней.
Специфические проблемы России в области медиаактивности связаны с переходом от советской модели прессы к принципиально иной, основанной на отмене прямой цензуры и возникновении рыночных отношений. Первоначальная эйфория, связанная с изменением модели самой прессы, завоеванием свободы СМИ, быстро сменилась трезвой оценкой состояния кризиса, в котором пресса находилась в середине 1990-х годов.
Причины кризиса связаны с трудностями в изменении модели прессы, отсутствием четкой медиа-политики в государстве и пробелами в законодательстве.
Разработка механизмов, которые действительно делают средства массовой информации зависимыми от тех, кто читает, слушает и смотрит их, должна быть главным приоритетом законодательной и полицейской деятельности. Сегодня настоящая конкуренция между журналистами и их публикациями все чаще сменяется конкуренцией сенсаций, скандалов. Кроме того, отсутствие финансовой независимости делает СМИ из информационных источников политическим оружием элиты. Отсутствие самодостаточности СМИ компенсируется его владельцем (будь то банкир или администратор региона), его готовностью служить или служить.
«Средства массовой информации регулярно грешат против закона, в одностороннем порядке и частично освещая политическую и экономическую жизнь как центра, так и регионов. Мастерства журналистов недостаточно: они часто не знают, как выразить идею или передать факт, что делает форму заявления неуязвимой для заявлений. Сенсационные редакторы часто придумывают экзотические и оскорбительные заголовки для невинного контента.
Средства массовой информации политизируются без меры: до 80 процентов газетного пространства или экранного времени отводится не тому, как живет общество, а тому, кто и как оно пытается им управлять.
У журналистов нет мер безопасности. Редакции слишком бедны, чтобы поддерживать штатного юриста, с которым можно обсуждать возможные нежелательные последствия публикации.
Практически нет квалифицированных юристов, от которых можно получить необходимую консультацию, они не обучаются ни в одном юридическом университете страны; Все это верно, но ни по отдельности, ни в целом все эти причины не могут объяснить этот чудовищный дисбаланс и не объяснить его. СМИ политизируются без меры: до 80% газетного пространства или экранного времени отводится не тому, как живет общество, а тому, кто и как оно пытается им управлять. "
1.3. Злоупотребление свободой слова СМИ и его социальные последствия
В настоящее время у граждан имеется множество политических прав, к одним из таких прав можно отнести право на свободу слова.
Свобода слова занимает приоритетное место в правовой структуре, являясь одним из главнейших конституционных прав личности, ведь свобода слова служит отправной точкой для множества остальных человеческих свобод.
Именно эту фундаментальную мысль данного права отмечал идеолог французского просвещения Вольтер когда говорил: ”Нет у людей никакой свободы без свободы высказывать свои мысли”.
Идейный плюрализм, который можно охарактеризовать как многообразие мнений, взглядов, форм проявления индивидуальности людей и их мировоззрений, нравственных и иных принципов, ценностей создает благоприятные условия для развития и внедрения демократических принципов в политической сфере жизни.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что свобода слова, мысли, свобода публично выражать свое отношение по тем или иным гражданским вопросам является одним из проявлений демократического общества с развитой толерантностью.
Совершенно точно российский дореволюционный юрист Е.Н. Тарковский утверждал, что свобода личности более всего утверждается и подтверждается свободой слова и печати.
До сегодняшнего момента обществу не удавалось иметь единого мнения по тем или иным жизненным аспектам, сохраняется идейное многообразие, у каждого человека на протяжении жизни формируется собственное индивидуальное мировосприятие, различные точки зрения по тем или иным вопросам.
В демократическом обществе свобода выражать свои мысли является благоприятной почвой для раскрытия уникальности, самобытности каждой личности.
Применение различного рода насилия, принуждения человека со стремлением не дать ему возможности высказать свою позицию или же напротив отказаться от собственного мнения недопустимо.
Свобода слова включает в себя несколько элементов, которые тесно взаимосвязаны и едины, то есть не могут существовать друг без друга.
Во-первых, это свобода каждого человека публично выражать свои мысли, идеи и суждения и распространять их любыми законными способами.
Во-вторых, это собственно свобода печати и других средств массовой информации как свобода от цензуры и право создавать и использовать средства информации ,дающие возможность напрямую реализовывать личное выражение суждений.
В третьих - это право на получение информации, которое представляет для человека интерес или прямо затрагивает его права, то есть это свобода доступа любым к источникам информации.
Под свободой слова понимается гарантированная Конституцией РФ [11] возможность свободно, без чужого вмешательства выражать собственные мысли, взгляды, убеждения в различных сферах жизнедеятельности, будь то религия, научная деятельность, политика в средствах массовой информации.
Следует отметить, что со стремительным развитием прав человека, укреплением правовой основы, которая увеличивает количество возможностей отдельно взятого гражданина или организации в сфере реализации свободы слова, распространения и получения информации появляется необходимость разработки определенного правого аппарата, который будет выполнять защитные и ограничительные функции.
Это необходимость обусловлена тем, что определенные правовые субъекты позволяют себе вводить заблуждение большое количество людей, злоупотребляя свободой слова, выдвигая безосновательные утверждения ,таким образом дезинформируя ложной информацией.
Кроме того для шокирования, удержания внимания публики в СМИ нередко используются материалы, содержащие факты жестокости, насилия, которые способны глубоко травмировать психику человека.
Также что еще опаснее для общества встречается пропаганда националистических, фашистских убеждений, призыв к войне, и др.
Регулярная трансляция подобного рода материалов зачастую вызывает привыкание и принятие этого, как нормы поведения, а это может привести таким разрушительным последствиям как волна убийств, геноцид, увеличение роста преступности и др.
Соответственно, свобода слова так или иначе затрагивает все жизненные сферы общества, и для избежания социальных конфликтов, столкновений регулируются определенные области федеральными законами.
Реализацией права на свободу слова не являются:
- Пропаганда, возбуждающая расовую, национальную, социальную или религиозную рознь или вражду (т. е. распространение в массах воззрений, идей, взглядом, относящихся к превосходству по какому-либо признаку).
- Агитация, транслирующая взгляды, направленные на достижение тех же вредоносных целей (т. е. активная деятельность среди масс посредством выступлений, презентаций, лозунгов, имеющая целью распространение соответствующих идей о превосходстве одних над другими).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН)
2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // Бюллетень международных договоров. 1998, № 7.
3. Бернская конвенция «Об охране литературных и художественных произведений» // Вестник международных договоров. 2003, н. 9.
4. Европейская конвенция о трансграничном телевидении. Страсбург, 5.V.1989. Совет Европы.
5. Резолюция 428 Парламентской Ассамблеи Совета Европы о Декларации о средствах массовой информации и правах человека.
6. Резолюция 820 Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Об отношении государственных парламентов к СМИ.
7. Конвенция об освобождении от международной ответственности (резолюция 630 (VII) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1952 года).
8. Конвенция «О распределении программных сигналов, передаваемых со спутника» 21.05.1974, Брюссель // ВВС СССР, 1988, №. 34, ст. 550.
9. Консультативная ассамблея Совета Европы «Декларация о средствах массовой информации и правах человека» 1970 года. // ПСПП РФ, 1993, №. 15, статья 1338.
10. Международная конвенция об использовании радиовещания в интересах мира от 30 сентября 1936 г., Женева // ВВС США, 1983, №. 16, статья 240
11. Конституция Российской Федерации (утверждена всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. 12.25.1993. 237
12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 октября 1994 г.) // Законодательство Составлено из Российской Федерации Российская Федерация, 5 декабря 1994 г., № 32, статья 3301.
13. Административный кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями от 26 июля 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 7 января 2002 г., № 1 (часть 1)), статья 1
14. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г., ЗбЗ-ФЗ (с изменениями от 27 июля 2006 г.) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, №. 25, ст. 2954.
15. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // М., 2003
16. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114 - З (с изменениями от 27 июля 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 № 30, статья 3031,
17. Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 марта 2006 г. № 11, статья 1116.
18. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, компьютеризации и защите информации» // Сборник законодательства Российской Федерации, № 88, ст. 605
19. Федеральный закон Российской Федерации «О рекламе» от 13 марта 2006 г. (с изменениями от 22 февраля 2006 г.) № 38-ФЭ // Собрание Закона Российской Федерации, 20 марта 2006 г. 2006, № 12, статья 1232
20. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (с изменениями от 25 июля 2006 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Сборник законодательства Российской Федерации от 17 июня 2002 г. № 24, ст. 2253.
21. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета, 28 июня 1999 г.
22. Конституция РСФСР
23. Конвенция об освобождении от международной ответственности (резолюция 630 (VII) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1952 года).
24. Конвенция «О распределении программных сигналов, передаваемых со спутника» 21.05.1974, Брюссель // ВВС СССР, 1988, №. 34, ст. 550.
25.
26. Консультативная ассамблея Совета Европы «Декларация о средствах массовой информации и правах человека» 1970 года. // ПСПП РФ, 1993, №. 15, статья 1338.
27. Международная конвенция об использовании радиовещания в интересах мира от 30 сентября 1936 г., Женева // ВВС США, 1983, №. 16, статья 240
28. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // М., 2003
29. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114 - З (с изменениями от 27 июля 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 № 30, статья 3031,
30. Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 марта 2006 г. № 11, статья 1116.
31. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, компьютеризации и защите информации» // Сборник законодательства Российской Федерации, № 88, ст. 605
32. Федеральный закон Российской Федерации «О рекламе» от 13 марта 2006 г. (с изменениями от 22 февраля 2006 г.) № 38-ФЭ // Собрание Закона Российской Федерации, 20 марта 2006 г. 2006, № 12, статья 1232
33. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (с изменениями от 25 июля 2006 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Сборник законодательства Российской Федерации от 17 июня 2002 г. № 24, ст. 2253.
34. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета, 28 июня 1999 г.
35. Вероника Де Вор ( Вероника Де Вор) при участии Томаса Стивенса, Ши Гуо и Игоря Петрова. Общественное теле- и радиовещание в мире // SWI swissinfo.ch. 25 октября 2017 года, 21:15. [Электронный ресурс]. URL: https://www.swissinfo.ch/rus/глобальный-взгляд_общественное-теле—и-радиовещаение-в-мире/43049056 (Дата обращения: 22.04.2021)
Источник: https://logikaprogressa.com/instituty/svoboda-pressy.html#easy-footnote-bottom-5-4208
36. Дмитрий Булин. Может ли нормально развиваться общество, которому затыкают рот? // BBC News (www.bbc.com). 8 июня 2016 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/business/2016/06/160607_russia_freedom_of_speech_discussion (Дата обращения: 30.04.2021).
Источник: https://logikaprogressa.com/instituty/svoboda-pressy.html#easy-footnote-bottom-5-4208
37. Почему свободные СМИ имеют большое значение // ОБСЕ (www.osce.org). [Электронный ресурс]. URL: https://www.osce.org/files/f/documents/f/8/31231.pdf (Дата обращения: 30/04/2021)
Источник: https://logikaprogressa.com/instituty/svoboda-pressy.html#easy-footnote-bottom-5-4208
38. Чернов С.Н. Конституционно-правовое регулирование отношений Российской Федерации и ее субъектов / С.Н. Чернов. - М .: Юридический Центр Пресс, 2017 .- 559 с.
39. Шатуев, Н.Н. Государственное правовое регулирование религиозных отношений / Николай Шатуев. - М .: LAP Lambert Academic Publishing, 2018 .- 192 c.
40. Шкалупина, Г. Парадигма правового регулирования государственного и муниципального управления системой образования Российской Федерации / Галина Шкалупина. - М .: Директ Медиа, 2018 .-- 702 с.
41. Юмашев, Юрий Иностранные инвестиции во Вьетнаме: эволюция правового регулирования от провозглашения «политики обновления» до «общего инвестиционного права» (1986-2006) / Юрий Юмашев. - М .: КноРус Медиа, 2016 - 993 с.
42. Ялбулганов А.А. Государственный финансовый контроль: современное правовое регулирование: монография. / А.А. Ялбулганов - М .: Российская газета, 2017 - 260 с.
43. Jennifer L. Eagan. Media freedom // Britannica (www.britannica.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/topic/media-freedom (Дата обращения: 31.01.2021)
Источник: https://logikaprogressa.com/instituty/svoboda-pressy.html#easy-footnote-bottom-5-4208
44. Freedom Of Speech // Merriam-Webster (www.merriam-webster.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/freedom%20of%20speech (Дата обращения: 31.01.2021)
45. What is freedom of the press? // Macmillan Dictionary Blog (www.macmillandictionaryblog.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.macmillandictionaryblog.com/freedom-of-the-press (Дата обращения: 31.01.2021)