Фрагмент для ознакомления
2
Данный вопрос на настоящий момент является почвой многочисленных дискуссий ученых исследователей. Так, в своем исследовании Кристина Седеке (2012) заявила, что блоггинг - это новая форма онлайн-журналистики:
«Блог - это личная точка зрения, очень часто неформальная и не связанная классической структурой письма, которой учит нас школа журналистики. Она может быть настолько свободной или структурированной, насколько решит сам автор. Авторские подходы выходят за рамки компетенции новостного материала, становясь бесценными интернет-ресурсами, объединяя дополнительные данные по теме посредством гиперссылок, изображений, диаграмм и ссылок. В большинстве случаев ограничение пространства и формат не позволяют всему информационному материалу быть спрятанным в новостной статье, что делает блогинг более универсальной сферой, способствующей благотворной коммуникации между автором и аудиторией», - отметила активный индийский блогер, автор книг по журналистике и блогосфере, С. Приядаршини.
Однако существуют и критические точки зрения, которые возражают против объединения блогосферы с традиционной журналистикой, называя это пространство «сферой любительтва, не имеющего ничего общего с профессиональной деятельностью».
Но как бы ни было, сегодня все чаще ученые, журналисты, писатели, профессионалы разных сфер деятельности создают личные блоги, где делятся собственным опытом, причем, каналы все обретают черты профессиональных медийных каналов со своим стилем, уникальной формой подачи информации, сохраняя при этом, легкость общения и возможность двусторонней коммуникации между автором блога и аудиторией.
Поскольку большинство журналистов переключились на интренет пространство, чтобы не только объявлять последние новости, но и интерпретировать события, делиться личным опытом, было бы несправедливо упускать или преуменьшать роль, которую блоги играют в формировании мышления онлайн-аудитории.
Т. Ганеш заявил: «появление блогов является одним из драматических проявлений влияния медиатехнологий на распространение новостей. Стать журналистом так же просто, как открыть сайт и загрузить свое мнение». Он привел много причин, почему блогинг является журналистикой в 21-м веке. По его словам, блогеры взяли на себя роль цензоров, как правительства, так и основных СМИ. Блогеры кружат вокруг сайтов СМИ, часто критикуя и комментируя новости и исправляя ошибки еще до того, как печатные версии попадут в газетные киоски или электронные версии пронесутся по радио. Он обнаружил, что блоггеры превосходят традиционные средства массовой информации, предоставляя глубокие комментарии и разнообразные точки зрения, а также указывая на ошибки СМИ. «Они станут еще более влиятельными в формировании политической и культурной идеологии. Любой человек, оснащенный цифровой видеокамерой и специальным программным обеспечением, может создать свой собственный видеоблог (видеолог), который потенциально может заняться телевизионной журналистикой», - добавил он.
Блоги сродни дискуссиям о текущих делах, транслируемым в прайм-тайм телевизионными каналами. В то время как новостные каналы включают небольшую панель членов, анализирующих, защищающих и критикующих какое-либо событие, блог-это интерпретация блоггера о последнем инциденте в конкретной области, которая вызывает единомышленников читать и реагировать.
При этом, теперь практически каждый человек может стать журналистом в своих социальных сетях. Именно по этой причине самой свободной прессой стали личные блоги, которым читатели порой доверяют больше, чем авторитетному традиционному изданию.
Что же делать профессиональным журналистам в такой обстановке? Меняться и идти в ногу со временем. Вести свои блоги, но лучше и профессиональнее, чем это делают авторы, без специального образования. При этом оставаться честным и непредвзятым. Публикации и видео современных онлайн-СМИ профессионалы называют модным словом контент. Нет никаких сомнений, что профессиональный журналист сможет создавать качественный контент и люди к нему потянутся.
По нашему мнению журналистика и блогерство связаны. И уже невозможно представить себе жизнь без одного, либо другого. Журналисты, политики, врачи, литераторы, студенты и школьники, учителя и родители, даже президент России - практически все слои населения причастны к блогам: или ведут их, либо активно читают.
Владельцы блог-хостингов не называют блоги средством массовой информации. Их мотивы прозрачны. Владельцы СМИ, напротив, говорят, что блоги нельзя не называть СМИ, имея в виду значительное совпадение особенностей, функций, основных стадий производства и распространения информации.
Зарубежные каноны журналистики исходят из того, что важнейшая функция СМИ: «сообщать человеку о том, что люди чувствуют, делают и думают».
Российские каноны же подчёркивают, что такие сообщения должны соответствовать реальности: «журналист расследует, комментирует и критикует ту информацию, в достоверности которой он убеждён и источник которой ему хорошо известен».
Первое отличие, которое, по нашему мнению является существенным, это то, что блогер - не советник по общественным вопросам, не основополагающий источник информации. «Блогер - член дискуссии, профессионализм, объективизм и полнота исходящих от него сообщений напрямую зависит от взаимодействия с целевой аудиторией».
Характерной и важной чертой блога являются его открытость и доступность. Совершенно любой пользователь может стать свидетелем публикуемого в блоге контенте (зачастую, пользователь становится свидетелем сам того не желая). Из-за этого блоги и считают формой «живого общения» в глобальной сети. На сегодняшний день блогосфера - важная среда для изучения общественного мнения по совершенно любым вопросам, ведь, как правило, читатели не стесняются высказывать, показывать своё мнение в блогах различных авторов. А по информативности их комментарии порой не уступают авторам блогов.
Разница традиционного СМИ и блогов отчётливо видна в периодичности выпускаемых номеров/постов. Если с печатным изданием периодичность можно определить просто по самому факту выхода очередного издания, как говорится “на ощупь”, просто взяв в руки свежий номер, то с блогом всё гораздо сложнее. Чаще всего, информация в блогах (не важно на какой платформе) не обновляется целиком. Посты могут выкладываться по несколько раз на дню, а могут не выкладываться и 2 недели — это не периодичность.
Если говорить о тиражах и тиражировании, тут возникает много вопросов. Пост, выложенный в сеть, имеет только один тираж. Получается, что этот тираж равен единице: документ/пост существует в Сети в единственном экземпляре, зато каждый может, зайдя на определённую платформу/сайт, получить доступ к этому документу. Получается, что сам «документ» не тиражируется, ведь распространяется только адрес этого самого «документа», либо адрес сайта (канал, платформа), где он расположен. Является ли это тиражированием? Конечно, нет.
Единственное, что возможно — это посмотреть, сколько человек увидело этот пост. С печатными СМИ всё гораздо проще: тут мы имеем периодичность, например, раз в неделю - знаем сколько экземпляров было распечатано за эту неделю. А за какой промежуток времени считать посетителей страницы, если она обновляется не регулярно? Тем более нет такого понятия, как номер.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абросимова Е.В. Блоги и реклама в интернете. – М., 2005.
2. Ахмадулин Е. В. Краткий курс теории журналистики: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ИКЦ «МарТ», 2016;
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества: учеб. Пособие для студентов вузов. - М., 2018;
4. Богданов Н. Г., Вяземский Б. А. Справочник журналиста. М.: Эксмо, 2017;
5 Виноградова С.М. Слагаемые журналисткой профессии / Основы творческой деятельности журналиста. – М.: АСТ, 2020;
6. Вайнберг, Д. Наука блогерства. - М.: КНОРУС, 2010;
7. Васильева, Г.В. Учебные материалы по специальному аспекту "Журналистика". Вып. 2. Компетентностный подход / Г.В. Васильева, Н.З. Киселева, И.В. Голубцова. - М.: МГИМО, 2007;
8. Волохонский В. Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность. СПб., 2006;
9. Ворошилов В. В. Журналистика: учеб. пособие. — СПб: Изд-во В. А. Михайлова, 2000;
10. Ворошилов, В.В. Введение в журналистику. Учеб. пособие для бакалавров / В.В. Ворошилов. - М.: КноРус, 2018;
11. Гаймакова Б.Д., Макарова С.К., Мастерство эфирного выступления. М., 2014;
12. Гордиенко, Т.В. Журналистика и редактирование: Учебное пособие / Т.В. Гордиенко. - М.: ИД Форум, НИЦ Инфра-М, 2013;
13. Гордиенко, Т.В. Сложности современной журналистики: Учебное пособие / Т.В. Гордиенко. - М.: Форум, 2015;
14. Горенко, Г.М. Международная журналистика. Уровни А2-В1 / Г.М. Горенко. - М.: МГИМО-Университет, 2017;
15. Грабельников А. А. Журналистика и блогерство. — М.: АСТ 2016;
16. Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. — М.: Аспект Пресс, 2015;
17. Денисович, Т.Е. Педагогическая журналистика: Учебное пособие / Т.Е. Денисович. - М.: Форум, 2009;
18. Денисович, Т.Е. Педагогическая журналистика: Учебное пособие / Т.Е. Денисович. - М.: Форум, 2017;
19. Дэниис, Э., Мэррилл Дж. Беседы о масс-медиа: учебное пособие / Э. Дэннис, Дж. Мэррил- М., 2017;
20. Еремина Л. И. Диалогизация как способ построения публицистического текста. - М.: АСТ, 2017;
21. Жирков, Г.В. Журналистика сталинской эпохи: 1928-1950 г / Г.В. Жирков. - М.: Флинта, 2016;
22. Жирков, Г.В. История журналистики / Г.В. Жирков. - М.: Флинта, 2016;
23. Загидуллина КузинаЖурналистика / Загидуллина . - Челябинск: Изд.Игоря Розина, 2013;
24. Западов, А.В. М.В. Ломоносов и журналистика / А.В. Западов. - М.: МГУ, 2016;
25. Засурский, М. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2004 / М. Засурский. - М.: МГУ, 2017;
26. Ильченко С. Н. Интервью в журналистском творчестве: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУ, 2015;
27. Интернет-журналистика // Под ред. А. Калмыкова, Л. Коханова: учеб. пособие. М., 2015;
28. Ким М. Н. Жанры современной журналистики. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2014;
29. Ким М.Н.. Основы журналистики. — СП6: Изд-во Михайлова В.А., 2017;
30. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика: 15 мастер-классов. Учебное пособие / А.В. Колесниченко. - М.: Аспект-Пресс, 2016;
31. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика: Учебное пособие / А.В. Колесниченко. - М.: Моск.университета, 2013;
32. Комиссаренко С.Г. Основы теории журналистики. СПб , 2015;
33. Конюкова, М. Журналистика для всех / М. Конюкова. - СПб.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2012;
34. Корконосенко, С.Г. Политическая журналистика: Учебник для бакалавриата и магистратуры / С.Г. Корконосенко. - Люберцы: Юрайт, 2016;
35. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. Учебник для ВУЗов. - М.: Аспект Пресс. 2011;
36. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. Учебное пособие. М., 2018;
37. Мирошниченко А. Новые медиа - ты можешь тоже!// Openspace.ru: интернет-издание, 2011;
38. Муха А.В., Кихтан В.В. Блоги и СМИ: сходства и различия / Международный студенческий научный вестник. М., 2014 №1 C. 39
Медведева В.Н. Блогосфера и ее роль в рекламном процессе. – СПб., 2006.
39. Нюансы журналистики / Под ред. А. В. Западова. — М: Высшая школа, 2014;
40. Материалы интервью с youtube.com канала «ВДудь»/Интервью с Венедиктом/ watch?v=f0wv89CdksM;
41. Роберт Скобл Шел Израел. Разговор дороже денег. Как блогинг меняет общение бизнеса и потребителей. М.: Эксмо, 2018;
42. Самые популярные блоггеры Рунета: [Электронный ресурс] // «Пиар-блоггер». URL: http://www.pr-blogger.ru/stati/358/
43. Свитич Л. Г. Феномен журнализма. — М.: Аспект-Пресс, 2000;
Свитич Л.Г. «Профессия: журналист». — М., 2011;
44. Тепляшина А. Н. Методологические основы жанрообразования в масс-медиа. — СПб: Логос, 2017;
45. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учеб.пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект-Пресс, 2012;
46. Тульчинский Г. Проблема «черного PR». М.: Аспект-Пресс. – 2009;
Теория журналистики в России ред. С. Г. Корконосенко. – СПб., 2018 (в соавт.). URL: jf.spbu.ru/about/825-12824.html
47. Универсальная журналистика : учебник для вузов / Л.И. Белова [и др.].. — Москва : Аспект Пресс, 2016;
48. Цвик В Л. Введение в журналистику. М.: Изд-во МНЭПУ. 2007;
49. Шереля А.А. Основы журналстики. – М.: МГУ, 2005;
50. Хосе Ортега-и-Гассет. Мысли о журналистике http://www.lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega13.txt_with-big-pictures.html
51. Яворский И.А. Блогер или журналист? М.: АСТ, 2019;
52. Ясонова А.В. Введение в профессию блогер. М.: Реал-Классик, 2018.