Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Конституция РФ содержит следующие положения, определяющие систему и структуру органов государственной исполнительной власти: − государственная власть в РФ, согласно ст. 10 Конституции РФ, осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны; − исполнительную власть РФ, согласно ч. 1 ст. 110 Конституции РФ, осуществляет Правительство РФ; − установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти п. «г» ст. 71 Конституции РФ относит к ведению Российской Федерации; − Председатель Правительства РФ, в соответствии с ч. 1 ст. 112 Конституции РФ, не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с Федеративным устройством Российской Федерации по Конституции источником власти и носителем суверенитета является народ, осуществляющий власть непосредственно и опосредованно через государственные органы и органы самоуправления. Федеративное устройство Российской Федерации, основанное на государственной целостности, единстве системы власти, является первостепенным для функционирования всего государства с разграничением предметов и полномочий между органами власти по субъектам.
Таким образом, систему органов государственной исполнительной власти можно определить как совокупность структурных элементов государственного аппарата, объединенных по признаку предназначения проводить в жизнь законы и подзаконные нормативные акты в рамках установленной компетенции, действующих на профессиональной основе и имеющих собственную структуру, наделенных согласно действующему законодательству обязанностями и правами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций, выступающих по поручению государства, выражающих его обязательные повеления и обладающих исключительным правом применения мер государственного принуждения.
В систему органов государственной исполнительной власти входят: − правительство; − центральные (федеральные, республиканские и т. п.) органы государственной исполнительной власти (министерства, службы, агентства, инспекции, комиссии и т. п.), подчиняющиеся правительству; − территориальные (местные) органы государственной исполнительной власти, подчиняющиеся правительству.
Целью данного исследования является комплексный теоретико-правовой анализ понятие, структуры и правовой основы федеральной системы исполнительной власти.
Задачи работы:
- изучение понятие и признаков органов исполнительной власти ;
- анализ исполнительной власти в российской системе разделения властей;
- определение системы федеральных органов исполнительной власти;
- анализ проблем взаимодействия органов исполнительной власти;
- рассмотрение направления совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти.
Объектом исследования являются общественные отношения, направленнные на организацию эффективной деятельности системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Предмет исследования – конкретные нормы действующего законодательства, отражающие тенденции развития института государственного управления на основе органов исполнительной власти.
В работе применялись законы диалектики, а также общенаучные и частные (специальные) методы, такие, как синтез, анализ, функциональный, системный, историко-правовой, формально-логический, статистический, конкретно-социологический. Кроме того, широко использовался нормативный метод при анализе правовых документов РФ.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И РОЛЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
§1. Понятие и признаки органов исполнительной власти
Законодательство не содержит определения понятия «орган исполнительной власти», мы можем лишь привести примеры определения этого понятия российскими учеными. Одни ученые определяют орган исполнительной власти самостоятельной структурной частью государственного аппарата, которая находится в системе исполнительных органов государственной власти, имеет определенную компетенцию (государственно-властные полномочия) и имея своей целью практическую реализацию законов и организацию их исполнения осуществляет государственное управление.
Другие ученые определяют понятие «орган исполнительной власти» структурным подразделением государственно-властного механизма (государственного аппарата), которое создается при разделении властей для исполнения законов в таких сферах жизни общества как экономическая, социально-культурная и административно-политическая. Первостепенное значение имеет выделение в системе органов исполнительной власти отдельных структурных единиц и рассмотрение их в качестве поставщиков государственных услуг.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно – правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2020) «О Правительстве Российской Федерации» // «Российская газета», № 245, 23.12.1997.
3. Указ Президента РФ от 15.05.2018 № 215 (ред. от 21.01.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрании законодательства Российской Федерации от 21 мая 2018 г. № 21 ст. 2981.
4. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 (ред. от 05.06.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // «Собрание законодательства РФ», 27.01.2020, № 4, ст. 346.
Основная и специальная литература
5. Брикульский И.А. Проблема нормативного закрепления системы федеральных органов исполнительной власти: историко-правовой аспект // В сб.: Право, общество, государство: проблемы теории и истории / Сборник материалов Международной студенческой научной конференции. – М.: Изд-во «Российский университет дружбы народов», 2019. – С. 81–83.
6. Демидов М.В. Законодательная и исполнительная власть субъекта Российской Федерации // Конституция как нормативно-правовая основа конституционной законности в Российской Федерации: тематическая энциклопедия. Сер. «Academia» Университет прокуратуры Российской Федерации. Москва. 2019. С. 136-138.
7. Заверткина Е.В., Куракин А.В., Карпухин Д.В. Проблемы разграничения функций федеральных органов исполнительной власти как итог административной реформы // Современное право. 2018. № 1. С. 17 – 22.
8. Занко Т.А. Новые формы реорганизации в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти // Право и политика. – 2019. – № 5. – С. 1139–1141. 6.
9. Климовская М.К. Исполнительная власть в субъектах Российской Федерации // Достижения науки и образования. 2018. № 2 (24). С. 47-49.
10. Комаров, С. А. Общая теория государства и права: учебник для бакалавриата и магистратуры /С. А. Комаров. – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 506 с.
11. Комментарий к Конституции Российской Федерации / С. А. Комаров [и др.]; под ред. С.А. Комарова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 333 с.
12. Перов С.В. Контрольно-надзорные и регуляторные функции федеральных органов исполнительной власти: проблемы разграничения в контексте административной реформы // Lex russica. 2019. № 2. С. 69 - 80.
13. Спиридонов П. Е. Современные вопросы развития системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации / Вестник Университета имени О. Е. Кутафина, 2019. – [Электронный ресурс]. (дата обращения: 21.01.2020) – URL: https://cyberle№i№ka.ru/article/№/sovreme№№ye-voprosy-razvitiya-sistemyfederal№yh-orga№ovispol№itel№oi-vlasti-rossii-skoi-federatsii
14. Старилов Ю. Н. Система федеральных органов исполнительной власти: формирование в порядке транспарентного законотворчества или правительственных процедур? // Вестник Воронежского государственного университета. – 2016. – № 3. – С. 16–57. 8.
15. Старилов Ю.Н. Целесообразность или законность: какой критерий лучше для практики формирования системы федеральных органов исполнительной власти? / Ю.Н. Старилов // Административное право и процесс. 2017. № 3. С. 24 - 32.
16. Туровская В. А. О некоторых проблемах построения эффективной системы федеральных органов исполнительной власти по надзору и контролю // Государственная власть и местное самоуправление. – 2017. – № 2. – С. 34–38. 9.
17. Фирова И.П. Основные показатели эффективности деятельности исполнительного органа государственной власти в современных условиях // Глобальный научный потенциал. 2019. № 6 (99). С. 181- 184.