Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальности темы курсовой работы. Сегодня современный человек потребляет во много раз больше, чем его предки. Потребление растет с каждым годом, а вместе с ним растет и количество отходов. В настоящее время проблема загрязнения окружающей среды – это не просто трудности, это уже экологическая катастрофа глобального характера, которую необходимо срочно решать. Некоторые страны уже предприняли определенные шаги после осознания полной опасности загрязнения бытовыми отходами, но в большинстве, к сожалению, ситуация не изменилась.
Промышленная революция, произошедшая в XIX веке в Англии, дала сильный толчок загрязнению окружающей среды. Одним из главных ее достижений было появление и довольно быстрое распространение фабрик, которые, помимо ручного труда, использовали машинный труд.
ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
1.1. Своеобразие экологической проблематики в современных зарубежных СМИ
Проблема мусора сегодня стала огромной. С каждым новым поколением современные люди потребляют все больше и больше, чем предыдущие. Объемы потребления имеют тенденцию к ежегодному увеличению, а вместе с ними – и объемы вторичного сырья.
Несколько десятилетий назад некоторые развитые страны осознали, что на их территории невозможно устроить захоронение пластика. Это было началом так называемой «миграции отходов», суть которой заключается в том, что пластиковые отходы из развитых стран вывозятся в бедные страны, в основном африканские. Конечно, такое решение не могло обойтись без последствий.
Многие населенные пункты на побережье Атлантического океана опустели, и в них формируется постоянный смог. В таких местах жить невозможно – на континенте гигиена и медицина находятся на очень низком уровне, а смог, возникающий от горы пластикового мусора, буквально убивает людей.
Конечно, некоторые люди не придают большого значения проблеме мусора, потому что не понимают, какой вред, кроме неприятного запаха, он может нанести. На самом деле ситуация критическая. В составе отходов могут присутствовать ядовитые легкие вещества, химические соединения, тяжелые металлы, которые вместе с осадками могут попадать в водные объекты через грунтовые воды .
Если говорить о пластиковых отходах, то они наносят колоссальный ущерб. Пластик разлагается миллионы лет, выделяя при этом различные вредные вещества. Большинство свалок сжигают пластик, чтобы освободить место для новых отходов, но при сжигании из пластика выделяются тяжелые металлы, которые разрушают озоновый слой. Кроме того, в результате горения образуется дым, который при попадании в организм человека или животного может привести к смертельным заболеваниям и даже смерти. Продукты распада пластика поднимаются в воздух, а затем снова выпадают на поверхность Земли в виде кислотного дождя.
Свалки и организованные свалки отходов занимают обширные территории, которые можно было бы более эффективно использовать в сельском хозяйстве. К сожалению, рекультивировать те земли, на которых полигон находится не менее нескольких лет, практически невозможно, потому что даже за короткий период в почве накапливаются вредные вещества, которые препятствуют росту растений .
Печальная статистика показывает, что ежегодно на одного жителя крупного города приходится до пятисот килограммов мусора, в то время как более мелкие жители оставляют около 150-200 килограммов мусора. Наибольшее количество промышленных отходов находится в США, Норвегии, Испании, Швеции, Нидерландах и России.
Результаты многих исследований показывают, что для разложения бумаги требуется около 5-10 лет, для консервной банки – 90 лет, для разложения полиэтилена – 200-500 лет и для разложения стекла – 1000 лет.
1.2. Основные этапы развития экологической журналистики в США
Отходы можно классифицировать не только по происхождению: бытовые, промышленные, сельскохозяйственные, но и по свойствам. Наиболее известным разграничением по свойствам, принято считать документацию, которая есть в наличии в законодательствах преобладающего количества стран – это деление на «опасные» (то есть токсичные, едкие, легковоспламеняющиеся и др.), а также «безопасные» отходы.
Твердые бытовые отходы (ТБО) на Западе принято называть «твердыми муниципальными отходами». Исторически «муниципальными отходами» называли отходы, захоронением которых занимались городские власти. Однако в настоящее время в развитых странах значительное количество бытовых отходов собирается и перерабатывается не городскими коммунальными службами, а частными предприятиями, которые также имеют дело с промышленными отходами.
В стоимостном выражении объем рынка муниципальных отходов в развивающихся странах оценивается примерно в 120 млрд долл.
Наибольшее значение имеют рынки США (46500000000 долл.), Европы (страны Евросоюза вместе с Норвегией и Швейцарией, около 36 млрд долл.) И Японии (около 30500000000 долл.).
1.3. Функции экологической журналистики
Современное состояние и наличие множества экологических проблем привело к растущему значение экологической коммуникации в целом и соответствующей тематики в журналистике в частности. Основным фактором является переход экологии с собственно научной в социальную сферу. В связи с этим ученые и практики говорят о формировании экологической журналистики.
Средства массовой информации являются сегодня основным источником экологической информации для большинства граждан. Экологическая тема в средствах массовой информации – и важная, и сложная. Она затрагивает один из основных наших инстинктов – инстинкт выживания.
Экологическая журналистика – это освещение вопросов, связанных со здоровьем населения, экономикой, природными ресурсами и различными научными исследованиями. Итак, предмет экологической журналистики составляет взаимодействие людей с элементами живой и неживой природы, которая меняет окружающую среду путем использования, перераспределения и разрушения его ресурсов.
По другому, более узкому определению, экологическая журналистика – это непрерывное, последовательное освещение экологических вопросов глобального, так и местного значения, причем предметом такой журналистики могут быть не только проблемы, но и положительные примеры в сфере использования окружающей природной среды.
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ И ФОРМАТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В ПРЕССЕ США
2.1. Текстопорождающие тактики ведущих изданий: “Ecological Applications”, “Ecological Monographs”, “Frontiers in Ecology and the Environment”
Журналистика как средство массовой информации является одним из ведущих элементов, который выражает интересы общества, а также различных социальных групп, категорий, отдельных личностей.
В современном мире, где информация выступает как основная ценность, вопрос о роли и месте массовой прессы в социально-политической структуре общества является наружным как для теоретиков-политологов, социологов, правоведов, психологов, так и для практиков-политиков, журналистов.
Свобода слова – это основа, которая способствует построению демократии, без неё не могут существовать демократические институты.
Средства массовой информации – социальные институты (пресса, радио, телевидение, издательства и т.п.), обеспечивающие сбор, обработку и массовое распространение информации.
Сегодня Соединенные Штаты Америки занимают ведущее место в информационном поле. Американский медиа-ландшафт разнообразен. Тем не менее между ними можно выделить ряд общих характеристик.
Американская пресса, как печатная, так и электронная, – это в первую очередь бизнес и носит чисто коммерческий характер. В стране нет государственных СМИ, за исключением тех, которые вещают только на зарубежные страны, таких как радиостанции «Голос Америки» или «Радио Марти» и телеканал Марти. Одно время работало государственное информационное агентство USIA, но публиковать материалы могло только за рубежом. Есть общественное телевидение и радио, но их аудитория очень мала.
Все остальные органы печати работают на коммерческой основе, их основная цель – получение прибыли. Если газета или телеканал перестают приносить доход, они обычно закрываются или продаются.
В то же время Соединенные Штаты считают себя государством, где свобода слова, а значит, и средств массовой информации, является важным условием нормальной жизни общества. Это зафиксировано в первой поправке к Конституции США, которая, в частности, гласит: «Конгресс США не будет принимать законы, ограничивающие свободу слова или печати». Поэтому американские СМИ позиционируют себя как хранители норм демократического государства. Но в то же время это сила, способная манипулировать общественным мнением.
Неслучайно его называют «четвертой властью». Как говорят сами американцы, законодательная власть контролирует исполнительную власть, судебная власть контролирует и то, и другое, а пресса контролирует всех.
Формально деятельность прессы практически никем не регулируется. Все газеты частные. Для открытия газеты нет необходимости получать лицензию в государственном учреждении. Для этого достаточно желания и денег. Цензуры тоже нет. Не существует официального «акта секретности» или закона, который оговаривает, что определенные правительственные документы должны храниться в секрете в течение нескольких лет, как, например, в Великобритании.
Понятно, что есть секретные материалы, связанные с вопросами национальной безопасности, но в целом закон о свободном доступе к информации позволяет журналистам получать информацию, которая считалась бы недоступной в другой стране.
В США нет специального закона о печати. Отношения с прессой регулируются на основе первой поправки к конституции, которая, как мы уже отметили, предусматривает ее свободу. Но есть факторы, которые могут ограничить эту свободу. Среди них – самоцензура, особенно корпоративные, рыночные требования, влияние и давление на журналистов со стороны владельцев и издателей СМИ. Фактическая цензура может осуществляться в офисе главного редактора газеты или журнала.
Кроме того, есть несколько примечаний к Первой поправке, которые позволяют нарушать ее в особых случаях. Правда, при этом американской администрации необходимо привести веские аргументы, объяснить, что в конкретном случае ограничение свободы прессы необходимо для достижения цели огромной важности, такой как, например, защита национальной безопасности.
2.2. Цифровые форматы экологического медиатекста: американский опыт
Связь американских газет, журналов с Интернетом есть достаточно прочной. Практически все крупные газеты имеют свои сайты в сети. Они публикуются как в бумажном, так и в электронном виде, так как владельцы считают, что это поможет их популяризации.
Действительно, количество посещений сайтов ведущих газет обычно намного превышает их тираж. При этом тираж заметно падает. Некоторые газеты вообще перешли на публикацию в Интернете.
Такая история произошла, например, с известной газетой «Christian Science Monitor». Из-за финансовых трудностей она перешла на еженедельный формат, но при этом интенсивно развивает свое ежедневное онлайн-издание. Уже сейчас его посещают 5 миллионов человек, и перед редакцией поставлена задача довести это число до 25 миллионов. А бумажная версия газеты выходит только по субботам. Похоже, со временем эта тенденция будет только усиливаться.
Ряд газет наладили связь не только со всемирной паутиной, но и с мобильными телефонами. Например, Wall Street Journal пошла по этому пути. В ноябре 2004 года редакция газеты объявила, что желающие могут получать материалы с сайта газеты на свои мобильные телефоны. Наверняка это направление будет использовано и в других изданиях.
Если говорить об изданиях, которые мы исследовали, то все они имеют интернет-версии, хотя иногда встречается частичное размещение материалов и публикаций.
“Ecological Applications” . На сайте журнала в разделе «Issues» доступны полнотекстовые версии некоторых статей журнала.
В обзоре журнала определено, что экологические приложения широко связаны с приложениями экологической науки к проблемам окружающей среды. Он публикует статьи, в которых разрабатываются научные принципы для поддержки принятия экологических решений, а также статьи, в которых обсуждается применение экологических концепций к экологическим проблемам, политике и управлению.
Документы могут содержать информацию об экспериментальных тестах, реальных приложениях, научных методах поддержки принятия решений, экономическом анализе, социальных последствиях экологических проблем или других соответствующих темах. Приветствуются статьи о статистических или экспериментальных методах, поддерживающие исследования и приложения. Статьи должны быть доступны как для ученых, так и для практиков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взаимодействуя на основе прямых и обратных связей с аудиторией, социальными институтами, СМИ решают ряд задач, содействие деятельности этих институтов. Именно в этом и заключается общественное назначение, то есть функции СМИ в обществе.
Деятельность СМИ зависит от многих социально-политических факторов и поэтому функции средств массовой информации можно определить как такие, которые совпадают с функциями всех институтов системы и выделить функции, присущие только средствам массовой информации.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации URL: http://mnr.gov.ru (дата обращения: 15.05.2021).
2. Пресняков В. Ф. Основы управления проектами. – 2-е исправленное изд. – М.: Национальный открытый университет "ИНТУИТ", 2016.
3. О ВООП // Всероссийское общество охраны природы URL: https://voop.eco (дата обращения: 15.05.2021).
4. Постановление Госстроя РФ «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» от 27 сентября 2003 год №170.
5. Международное информационное агентство «РИА Новости» URL: https://realty.ria.ru/realtynews/20180405/1518007337.html (дата обращения: 15.05.2021).
6. Ашхамаф, А. Р. Роль СМИ в формировании экологическогo сознания населения [Текст] / А. Р. Ашхамаф // Социально–экономический ежегодник. – Краснодар. - 2010. – С. 166– 174.
7. Байрамова, С. А. Экологическая журналистика в социальных СМИ [Текст] / Э. Я. Байрамова // Дорога знаний. - 2015. - №2. – С. 65-69.
8. Вартанова, E. JI., Теория СМИ: актуальные вопросы [Текст] / Е. Л. Вартанова. - М. : МедиаМир, 2009. - 488 с.
9. Гегель, И. В. Пресса в условиях техногенной катастрофы глобального масштаба: автореф.дисс.канд.филол.наук: 10.01.10 / Гегель Игорь Владимирович. – М, 2011. – 25 с.
10. Давыдов, Н. Г., Сизова, Л. В. Советы начинающим журналистам. Краткое пособие для молодых журналистов-экологов [Текст] / Н. Г. Давыдов, Л. В. Сизова. – М., 2008. 211 28. Дежкин, В. В. Экологам о журналистике [Текст] / В. В. Дежкин. - Издательство: МНЭПУ, 2001. – 108 с
11. Желудева, Е. В. Экологическая журналистика как социальное направление современных СМИ: вопросы воспитания экологической культуры и развития экологического сознания [Текст] / Е. В. Желудева // Человек. Общество. Инклюзиция. - 2015. – №2(22). – С. 92-98.
12. Информационное агентство РБК URL: https://realty.rbc.ru/news/5ab4b3509a7947d2bee4777c (дата обращения: 15.05.2021).
13. Ким Хелдман. Профессиональное управление проектом. – 7-е издание, дополненное и переработанное. изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016.
14. Мусорная проблема России // Greenpeace. Отделение в России URL:https://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/report/toxics/recycle / RUSSIA-GARBAGE.pdf (дата обращения: 15.05.2021).
15. Орлова, М. В. СМИ как фактор формирования экологической культуры общества [Текст] / М. В. Орлова // Экология и безопасность 228 жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов : сб. трудов II Международного экологического конгресса (IV Международной научнотехнической конференции). – Тольятти : ТГУ. - 2009. – Т. 5. – С. 144-150.
16. Переработка мусора в Швеции // Avfall Sverige URL: www.avfallsverige.se (дата обращения: 15.05.2021).
17. Тоирова, Ш. М. Особенности развития современной таджикской экологической журналистики в свете проблем водных ресурсов, строительства Рогунской ГЭС и чрезвычайных ситуаций : автореф.дисс.канд.филол.наук: 10.01.10 / Тоирова Шоира Музафа. – Душанбе, 2015. – 168 с.
18. Якубов, Д. Н. Журналистика и экология: проблемы и перспективы : автореф.дисс.канд.филол.наук: 10.01.10 / Якубов Джамолиддин Нуридинович. – Душанбе, 2009. – 169 с.
19. Brown, L. R. Mobilazing to save Civilization [Текст] / L. R. Brown. - New York : W. W. Norton&Company, 2009. – 370 p.
20. Cairns, J. (Jr.) Ecosocietal restoration : reestablishing humanity's relationship with natural systems [Текст] / J.Cairns // Environment.(USA), 1995. - Vol.37, № 5. – 98. p.
21. Cox, R. J. Environmental Communication and The Public Sphere [Текст] / R. J. Cox. – California, 2010. – 448 p
22. https://esajournals.onlinelibrary.wiley.com/journal/19395582.
23. https://esajournals.onlinelibrary.wiley.com/toc/15577015/2017/87/1.
24. https://www.esa.org/frontiers-in-ecology-and-the-environment/frontiers-ecopics/.