Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность совершенствования закупок заключается в том, что эффективное построение закупочной деятельности является одним из основных условий успешной работы предприятия.
В современных условиях хозяйствования ни одно предприятие не может функционировать и производить продукцию без осуществления закупок товарно-материальных ресурсов. Закупочная деятельность - это определенный вид деятельности в системе маркетинга предприятия, который связан с процессом управления обменом произведенными предприятием товарами и услугами, с покупателем, оплачивающим последние по оговоренной цене.
1.Теоретические аспекты и сущность закупочной деятельности предприятия
1.1. Понятие, сущность и задачи закупочной логистики
Закупки являются одним из мощнейших рычагов в решении вопросов успешной деятельности предприятия. Закупка – это основной шаг, который напрямую влияет на уровень доходности от ведения бизнеса и на успешность развития деятельности. Каждый момент, связанный с приобретением товара для работы компании, должен быть обдуман и проанализирован.
В деловой лексике закупка – это приобретение товаров в большом количестве для деятельности компании [5, c.11]. Чаще всего закупки осуществляются оптовые, потому что так и выгоднее, и удобнее для беспрерывной работы фирмы, чем бы компания ни занималась. Также для проверки уровня спроса на товар иногда заказывают розничные единицы продукции.
Независимо от того, каким видом деятельности занимается компания, в любом случае закупка - это неотъемлемая часть для успешной работы. В свою очередь закупки распределяются на два вида [2, c.16]:
Прямые,
Непрямые.
Прямая закупка – это непосредственное приобретение товаров или услуг, связанных с деятельностью компании. Это может быть готовая продукция, а также элементы для реализации и создания новых источников производства. Под прямыми закупками подразумевается заказ товаров, услуг у компаний-поставщиков с целью полноценной деятельности предприятия.
Непрямые закупки – это то, что необходимо в работе, но не связано непосредственно с деятельностью компании. Например, канцелярские принадлежности, предметы интерьера офиса, аксессуары для организации пространства. Эти закупки также очень важны, ведь без них не получится полноценно обустроить рабочие места персонала и коммуникацию с клиентами.
В каждом из видов есть своя система закупок. В зависимости от того, частное предприятие или государственное, данная схема может отличаться. Частные конторы могут вести процесс заказов товаров и услуг напрямую с поставщиком. То есть, не пользуясь дополнительными средствами и программами, уполномоченный представитель фирмы может в телефонном режиме или по электронной почте связаться с продавцом необходимых ресурсов.
В случае, когда закупка осуществляется за счет бюджета государства, схема закупки отличается. В этом случае нет возможности вести переговоры о поставках напрямую с продавцом необходимых товаров или услуг. С 2013 года была внедрена система электронных торгов. Такая схема придумана с целью исключения коррупции из органов законодательной государственной власти. К сожалению, прецеденты были, поэтому ответственные органы за борьбу с коррупцией в государстве нашли метод снижения уровня растрачивания денег страны. С внедрением в систему государственных закупок электронных торгов система заказов стала прозрачной и доступной для каждого. Даже обычный гражданин в этой программе может просмотреть все приобретения в государстве.
1.2. Основы организации закупок предприятия
Планирование и организация закупочной деятельности любого предприятия - основа эффективного расходования имеющихся и привлеченных средств.
План закупок представляет собой консолидированную программу расходов, покрывающих намеченные мероприятия, в которой с разбивкой по видам деятельности учтены предстоящие закупочные действия по приобретению товаров, оборудования, услуг и работ.
На территории Российской Федерации в настоящее время все закупки для государственных нужд осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ и все эти закупки проводятся в виде публичных конкурентных процедур с обязательным объявлением в официальных источниках уведомлений об их проведении. Годовые, среднесрочные (на 3-5 лет), а также долгосрочные перспективы закупочной деятельности формируются в документ, именуемый "план закупок", или "программа закупок".
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Основные этапы осуществления закупочной деятельности предприятия представлены на Рисунке 1.3.
2.Анализ системы организации закупок ИП Мацкевич Н.Л.
2.1. Общая характеристика деятельности организации
Индивидуальный торговый предприниматель Мацкевич Н.Л. расположен по адресу г.Хабаровск, ул. Шмидта, 40.
Основным видом деятельности фирмы является изготовление и продажа домашних кондитерских изделий.
Рассмотрим основные экономические и финансовые показатели деятельности организации на основе отчетности.
На основе данных бухгалтерского баланса произведем его горизонтальный и вертикальный анализ, чтобы выявить степень его удовлетворительности.
2.2. Организации закупок в компании
Организация процесса закупок в фирме ИП Мацкевич Н.Л. имеет следующие этапы:
- определить потребность в материальных ресурсах;
- определить нужные характеристики и количество товаров и услуг;
- проанализировать и определить возможные источники снабжения;
- определить цену и условия закупок;
- подготовить и разместить заказы на закупку;
- проконтролировать выполнение заказов и экспедирование;
- получить и проверить товары;
- обработать счета и оплату.
- учесть поступления материальных ресурсов.
Любая закупка в фирме ИП Мацкевич Н.Л. начинается с определения общей потребности предприятия в материальных ресурсах. С помощью такой информации, предприниматель получает материальные ресурсы, покупая новые то¬вары.
Фирма изготовляет следующие статьи товаров, которые потом будут реализованы: медлвики, морковные торты, ванильные торты, шоколадные торты, наполеоны, паннакоты, канноли, кантуччини, сахарное печенье (ванильное/шоколадное/имбирное/с шоколадной крошкой), капкейки (из любого теста как торты и с различными начинками на выбор), торт "красный бархат", брауни, мусс и прочее.
Для производства своих изделий фирма закупает такие продукты, как яйца, мука, сливочное масло, подсолнечное масло, морковь, сода, разрыхлитель, какао, ванилин, молоко, сливки, сметану, сливочный сыр, шоколад, мастику, коробки для продукции, крахмал, желатин, ваниль в стручках, мед, лимон и прочее.
Приведем в Таблице 2.3 нормы годовой потребности в основных закупаемых ресурсах и среднюю цену по рынку (цены взяты из основной информации Комитета по развитию малого и среднего бизнеса, и потребительского рынка Хабаровска):
Таким образом, общая сумма закупок материальных ресурсов составляет 56 975 рублей.
В настоящее время предприниматель закупается в магазине "Прайм декор" и "Metro".
При выборе поставщика ведется их изучение положительные и отрицательные стороны его деятельности, определяются более выгодные позиции для фирмы.
«Прайм декор» - это интернет-магазин для кондитеров. Для закупщиков компания собрала в интернет-магазине товары для кондитеров, купить которые можно легко и быстро по самым демократичным ценам. Магазин известен в городе, в первую очередь, широким специализированным ассортиментом, включающим только высококачественную сертифицированную продукцию.
Компания предлагает купить следующие товары для кондитера:
• всевозможные ингредиенты для сладких блюд;
• огромный спектр сахарной мастики от лучших производителей Италии, Израиля, Турции, России;
• полный набор инструментария для превращения мастики в великолепный кондитерский декор;
• безопасные пищевые красители, украшения для сладких блюд, элементы праздничной сервировки;
• интереснейшие формы для фигурной выпечки;
• лучшие упаковочные материалы для всех видов кондитерских изделий и многое-многое другое.
Основными преимуществами сотрудничества с «Прайм декор» являются минимальные расценки на товары – как в розницу, так и оптом, оперативная недорогая доставка – собственной курьерской службой, «Почтой России» и ТК в регионы, профессиональные консультации – по выбору, приобретению и эффективному использованию инструментов/материалов.
2.3.Разработка мероприятий по совершенствованию закупочной деятельности
Необходимость совершенствования процесса управления закупками на современном этапе развития национальной экономики вызвана целым рядом факторов, в том числе и такими, как товарно-санкционные ограничения, усиление специализации предприятий, усложнение взаимосвязей между субъектами хозяйствования на локальных рынках.
ИП Мацкевич Н.Л. предлагается оптимизировать выбор поставщиков материальных ресурсов, чтобы снизить затраты на закупки, учитывая настоящее финансовое положение фирмы.
Таким образом, по некоторым позициям закупаемых товаров фирме необходимо пересмотреть выбор поставщика, в частности:
муку, разрыхлитель необходимо закупать у других поставщиков, поскольку цены по существующим поставщикам превышают среднерыночные, что нерентабельно для фирмы,
какао, молоко необходимо закупать у «МЕТРО».
ИП Мацкевич Н.Л. предлагается выбрать в качестве поставщика некоторых групп товаров – Интернет-магазин «Успешный кондитер».
Интернет магазин для кондитеров предлагает все необходимое, чтобы закупщик мог создавать не только вкусные, но и оригинальные изделия. Ассортимент компании удовлетворит как начинающего кулинара, готовящего для своей семьи, так и профессионала, работающего в ресторане.
У компании ИП Мацкевич Н.Л. может купить кондитерские ингредиенты и инвентарь высокого качества и по оптимальным ценам. В каталоге представлены:
• съедобные и несъедобные украшения тортов;
• моды и формы;
• разнообразные формы для выпечки;
• инвентарь для работы с мастикой;
• пищевые красители;
• кондитерские мешки, шприцы и насадки различных типов и размеров;
• все для шоколатье;
• пищевые аэрографы;
• пищевые принтеры и все необходимые расходные материалы;
• планетарные миксеры;
• вафельницы;
• упаковка и пр.
Компания постоянно расширяет свой ассортимент, добавляя новое оборудование и ингредиенты для кондитеров. В своей работе она ориентируемся на актуальные тенденции в кулинарии и потребности своих клиентов.
Рассмотрим основные преимущества данного поставщика.
Интернет - магазин для кондитеров предоставляет самые выгодные условия для сотрудничества. Каждый клиент получает следующие преимущества:
• большой выбор качественных товаров и регулярное пополнение каталога;
• разумная ценовая политика;
• есть всё для кондитера, потому что компания внимательно следит за новинками в сфере приготовления выпечки и других сладостей;
• доставка по РФ и в страны СНГ.
Компания – прямой поставщик ингредиентов для пищевой печати. Поэтому дилеры получают оптовые скидки на заказ картриджей с пищевыми чернилами, разные виды пищевой бумаги и другие расходники.
У компании закупщик всегда может рассчитывать на лучшие товары, профессиональный сервис и оперативность. В каталоге можно найти действительно всё для кондитера: начиная от мастики и заканчивая коробками для готовых кексов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Закупки являются одним из мощнейших рычагов в решении вопросов успешной деятельности предприятия. Закупка – это основной шаг, который напрямую влияет на уровень доходности от ведения бизнеса и на успешность развития деятельности. Каждый момент, связанный с приобретением товара для работы компании, должен быть обдуман и проанализирован.
В деловой лексике закупка – это приобретение товаров в большом количестве для деятельности компании. Независимо от того, каким видом деятельности занимается компания, в любом случае закупка - это неотъемлемая часть для успешной работы.
Организация¬ логистического управления – важный момент в любой экономической системе, которая характеризуется своей комплексностью и целостностью. Так как логистика – понятие очень широкое и емкое, то выделяют закупочную, распределительную, производственную, информационную и транспортную логистику. Главной задачей логистики выступает комплексное управление материальным потоком, особенную роль в этой системе играет закупочная логистика, которая занимается управлением материальных потоков при обеспечении предприятия необходимыми материальными ресурсами.