Фрагмент для ознакомления
2
Так же как ранее нами были выделены основные признаки налоговой системы, выделим основные признаки налога:
налог взимается государством и формирует специальные фонды удовлетворения общественных потребностей;
налог взимается не произвольно, а на основании закона;
налог – это сбор в денежной или натуральной форме;
налог не является платой за какие – либо государственные услуги и не находится в индивидуально эквивалентной количественной связи с ними;
налог – это обязательный сбор, который устанавливается государством в одностороннем порядке и при необходимости взимается принудительно.
Исходя из вышесказанного, определение налога может быть представлено следующим образом: налог – это безвозмездный сбор в денежной или натуральной форме, взимаемый государством, на основе обязательности и законности. В налоговой сфере учеными выделяются следующие основные характеристики налога:
Субъект налога – лицо, как юридическое, так и физическое, на которого возложена обязанность по уплате налога.
Объект налога – предметы или явления, которые подлежат обложению.
Облагаемая единица – определенная количественная мера объекта обложения.
Налоговая ставка – единица обложения, выраженная в абсолютных суммах или в процентах.
Налоговая база – качественная характеристика объекта обложения в облагаемых единицах [13, с. 90].
Налог может быть классифицирован по различным признакам, например по способу уплаты, по времени действия, по уровню компетенции, а так же широко применяется классификация налогов на прямые и косвенные. Следующий элемент налоговой системы – законы и подзаконные акты.
Налоговые законы в совокупности оформляют целостность налоговой системы. Ими регулируются все вопросы, связанные с применением норм налогового законодательства, регулируются установленные налоги, описываются способы и правила взимания налогов, устанавливают приемы налогового контроля, а так же регулируются права и обязанности плательщиков налогов и налоговых органов. Основная задача налогового законодательства – создать стабильно работающий и максимально «прозрачный» механизм взимания налогов.
Более того налоговые законы отражают ответственность за нарушения установленных норм и правил налогообложения. Налоговое законодательство является специфической частью всей правовой системы страны и применяется в системной связи с областями права. Поскольку налоги, как было определено ранее, являются безвозмездным платежом, т.е. платежом, не приносящим экономической выгоды, зачастую возникает необходимость контроля за соблюдением налогового законодательства, в частности контроля за полнотой, правильностью и своевременностью исчисления налогов. Для реализации этих задач был выделен третий элемент – налоговые органы [10, с. 50].
Налоговые органы, осуществляют контрольную функцию в рамках налогового законодательства. Они могут быть классифицированы в зависимости от уровня компетенции. Описав основные элементы налоговой системы, можно сделать следующий вывод: под оптимальной налоговой системой будем понимать научно обоснованный, устойчивый набор взаимосвязанных элементов, рассматриваемый, как целостный объект изучения.
Подытоживая вышесказанное можно выделить две ключевые предпосылки возникновения системы налогообложения. Во-первых, это разделение общества на неимущих и на собственников. Во-вторых, происходившее объединение собственников и формирование первых государственных образований с целью защиты их интересов, в том числе для усиления контроля за неимущими слоями.
Принципы налогообложения - единые правила и положения установленные для взимания налогов.
Адам Смит сформулировал первые четыре принципа. Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень принципов Смита, и изложил их в девяти основных правилах, объединенных в четыре группы. В дальнейшем, вплоть до XX века налоговая система совершенствовалась и формировалась.
Существующие на сегодняшний день правила различаются в разных странах, в зависимости от территориальной, экономической и политической систем.
Налоговая система Российской Федерации состоит из 3-х уровней и включает в себя:
Федеральные - это платежи, установленные Правительством РФ, которые неукоснительны к уплате на всей её территории. Ставка по ним неизменна.
Региональные - это обязательные платежи, устанавливаемые законами субъекта в соответствии с НК и зачисляемые в его бюджет. Власти субъекта имеют возможность изменять ставку в 10 раз как в наибольшую, так и в наименьшую сторону, но простор их действия ограничен кодексом. Так, транспортное средство мощностью свыше 100 л.с. до 150 л.с. облагается ставкой 3,5 ₽ в расчёте за одну лошадиную силу, в Удмуртской Республике ставка повышена более чем в 5 раз и составляет 29 ₽ за лошадиную силу.
Местные - устанавливаются на основании правовых актов муниципалитета, и обязательны к уплате в соответствующей территории. Финансовые ресурсы целиком зачисляются в местный бюджет.
Список региональных и местных налогов является закрытым, полномочия на введение новых имеется у парламента РФ. Но властям предоставлено право изменять ставки, вводить необходимые льготы, определять срок уплаты.
Социально-экономическая сущность и назначение налогов можно раскрыть через их функции.
Фискальная функция - обеспечивает финансовое состояние деятельности публично-правовых образований, путём изъятия средств налогоплательщиков [8, с. 40].
Без них государство не сможет содержать армию, правоохранительные органы, финансировать научные исследования.
Регулирующая функция - позволяет государству распределять ранее собранные в бюджете финансы, путём изменения налоговой ставки, вводя льготы и штрафы. Так, освобождены от НДФЛ самозанятые лица, занимающиеся работой на дому, репетиторы, сиделки.
Контрольная функция - государство посредством налога контролирует финансовую деятельность организаций и граждан, проверяет источники доходов и направление расходов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31. -Ст. 3824.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2000. - № 32. - Ст. 3340.
3. Балихина, Н.В. Финансы и налогообложение организаций: Учебник / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. - М.: Юнити, 2018. - 400 c.
4. Брызгалин, А.В. Актуальные вопросы современного налогового контроля: анализ ситуаций и судебная практика / А.В. Брызгалин. - М.: Налоги и финансовое право, 2020. – 125 с.
5. Винницкий, Д.В. Налоговое право: учебник / Д.В. Винницкий. - М.: Юрайт, 2018. – 360 с.
6. Грачева, Е.Ю. Налоговое право: конспект лекций / Е.Ю. Грачева. - М.: Юрайт, 2017. – 229 с.
7. Грачева, Е.Ю. Налоговое право: учебник / Е.Ю. Грачева. - М.: Проспект, 2020. – 376 с.
8. Иванова, Н.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Н.В. Иванова. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 384 c.
9. Игнатущенко, Н.А. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Н.А. Игнатущенко. - М.: МГОУ, 2020. – 240 с.
10. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С.Г. Капканщиков. - 5-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013. - 520 с.
11. Карташов, А.В. Налоговое право: конспект лекций / А.В. Карташов. - М.: Юратй, 2018. – 211 с.
12. Крохина, Ю.А. Налоговое право: учебник для вузов / Ю.А. Крохина. - М.: Юрайт, 2018. – 365 с.
13. Майбуров, И.А. Теория налогообложения. Продвинутый курс: учебник / И.А. Майбуров. - М.: Юнити-Дана, 2018. – 591 с.
14. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. Майбурова И.А.. - М.: Юнити, 2020. - 320 c.
15. Парыгина, В.А. Налоговое право России: учебник / В.А. Парыгина. - М.: Юрайт, 2018. – 462 с.
16. Пятаков, В.А. Налогообложение и налоговое право. Конспект лекций / В.А. Пятаков. - М.: Приор, 2018. – 160 с.
17. Тютин, Д.В. Налоговое право: курс лекций / Д.В. Тютин. - М.: Норма-М, 2019. – 173 с.
18. https://www.nalog.ru – Официальный сайт Федеральной налоговой службы.