Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы настоящей работы не вызывает сомнений и обусловлена тем, что крайняя нестабильность, и даже взрывоопасность, современной политической обстановки, кризис в экономической и социальной сферах, экологические катастрофы и иные процессы негативного характера, возникновение которых в современный период повышено, прямым или косвенным образом могут обусловить возникновение экстремальных ситуаций. Административно-правовой режим чрезвычайного положения, представляет собой довольно сложный и многогранный конституционный институт, изучение и развитие которого является важным не только для России, но и для большинства зарубежных стран.
Представляется уместным обратить внимание, что вступившие в силу за прошедший, не столь длительный промежуток времени законы и другие нормативные акты, регламентирующие общественные отношения, возникающие при чрезвычайном положении и действия соответствующих органов, в процессе нормализации обстановки, нуждаются в проведении специального исследования. Кроме того, представляется также необходимым обобщение практики применения сил и соответствующих средств в работе компетентных государственных органов, включая и органы внутренних дел в рассматриваемой сфере.
1 Общая характеристика правового регулирования, условия и причины введения чрезвычайного положения
1.1 Понятие правового регулирования режима чрезвычайного положения
Процесс реализации права в обществе происходит не произвольно. «Запускает» право и сопровождает его специально предназначенный «инструмент» - правовое регулирование, главная цель которого состоит в создании оптимальных условий для доминирующего действия в обществе факторов экономического политического, социального и культурного характера, утверждения справедливости и законности.
Правовому регулированию присуща способность регламентировать отношения, основываясь на нормах права. Правовым регулированием, при определении для субъектов права (а не субъектов вообще) вида и меры действия, предусматриваются правовые последствия, как положительного, так и отрицательного свойства, властно обеспеченные силой государственного принуждения .
В некоторые периоды своего развития, государство оказывая целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью особых правовых средств и методов, для достижения цели стабилизации и упорядочивания указанных отношений, может испытывать проблемы вследствие возникновения природных, техногенных или социальных чрезвычайных ситуаций. Угрожая безопасности как отдельной личности, так общества и государства в целом, чрезвычайная ситуация потребует для своего решения несколько другого нормативно-правового воздействия, в отличие от того, которое действовало в обычных ситуациях.
Важность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что давно назрела потребность в определении понятия чрезвычайного правового регулирования.
Большинством специалистов, исследующих рассматриваемые вопросы, для обозначения правового регулирования в условиях чрезвычайных ситуаций, при которых обычное функционирование общества и государства невозможно, применяются понятия «чрезвычайного режима», «исключительного режима», «режима чрезвычайного положения» и т.п.
Первым, попытался дать определение понятию «чрезвычайное правовое регулирование» В.Б. Рушайло, который под чрезвычайным регулированием понимал такую форму госуправления, которая допускает (как основной признак) ограничения правосубъектности как юридических, так и физических лиц, вводимую как временная мера, обеспечиваемая административно-правовыми средствами и направленная на обеспечение безопасности личности, общества и государства .
Представляется логичным поддержать указанную точку зрения, так как при экстренной перестройке юридического инструмента регламентации общественных отношений, подвергается изменению правовой статус субъектов, деятельность которых реализуется на конкретной территории, система органов управления, а кроме этого, установление мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства.
Таким образом, можно прийти к выводу, что имеет место быть некий особенный вид нормативно-правового регулирования, довольно сильно отличающийся от действующего в обычных ситуациях. Действие механизма чрезвычайного правового регулирования осуществляется через особые комплексы юридических средств, методов, способов осуществления власти, часто обозначаемых как правовые режимы, на основе раскрытия содержания которых, представляется возможным сформулировать определение понятия чрезвычайного правового регулирования.
Как полагает в связи с этим С.С. Алексеев, правовой режим, представляет собой глубоко содержательное правовое явление, связывающее в одно целое весь комплекс правовых средств в согласии со способами правового регулирования и его типами .
1.2 Условия, специфика и причины введения чрезвычайного положения
В результате формирования особых условий, выраженных определёнными негативными факторами, создаётся чрезвычайная обстановка, характеризующаяся своей особой опасностью. Базируясь на положениях, содержащихся в Федеральном конституционном законе № 3-ФКЗ (далее Закон № 3-ФКЗ), можно прийти к выводу, что указанная обстановка заключается в следующем.
1. В первую очередь, обратим внимание на нарушающийся обычный ритм жизни города или иного населённого пункта, режим нормальной работы государственных и муниципальных органов. В частности, при повышенном фоне заболеваний инфекционного характера, должен быть введён особенный режим учёбы, труда, перевозок и передвижения, реализуется целый комплекс необходимых в таких случаях карантинных мер, осуществляется досмотр транспорта, в необходимых случаях эвакуация и т.п. Это сильно затрудняет работу исполнительных органов, направленную на исполнение стоящих перед ними задач и функций в самых разнообразных областях государственного управления .
2. Причиняется существенный вред ценностям экономического, материального и культурного характера, а кроме того, интересам личного и имущественного свойства, как физических, так и юридических лиц. К примеру, из-за стихийных бедствий, землетрясений, могут гут быть сильно разрушены города и иные населённые пункты, что обусловливает необходимость размещения десятков тысяч пострадавших, перевода в другое место учреждений здравоохранения, налаживания работы предприятий снабжения, торговли, питания, оперативного восстановления нарушенной связи, обеспечения функционирования организаций и предприятий коммунально-бытового обслуживания и т.п. Здесь отметим, что ликвидация последствий указанных явлений нуждается в мобилизации колоссальных людских и материальных ресурсов.
3. Появляется угроза здоровью и жизни большого числа людей.
4. Формируется потенциальная угроза нарушений общественного порядка и безопасности, существенно затрудняется деятельность госорганов, призванных обеспечить охрану общественного порядка и безопасность. Появляются определённые сложности раскрытия и расследования преступлений, проведения мероприятий оперативно-розыскного характера и т.п. Всё это, вкупе, приводит к формированию угрозы безопасности личности, общества и государства в целом. По этой причине государством вводятся повышенные меры, направленные на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на соответствующей территории .
В рассматриваемых условиях может вводиться чрезвычайное положение (далее ЧП), которое, согласно части 1 статьи 1 Закона № 3-ФКЗ характеризуется как вводимый на всей территории РФ либо в её отдельно взятых местностях особый правовой режим функционирования органов государственной и местной власти, организаций вне зависимо от их форм, должностных лиц этих организаций, общественных объединений, которым допускаются определённые ограничения прав и свобод российских и иностранных граждан, а также лиц не имеющих гражданства, прав организаций и общественных объединений, а кроме этого, на них возлагаются дополнительные обязанности.
В связи с этим обратим внимание, что институт особых правовых режимов (самые распространённые - режимы чрезвычайного и военного положения), исторически, глубоко укоренён в российском праве. В связи с этим, обратим внимание, что исключительные законы, которые приостанавливают в ситуациях военной либо другой опасности на определённой территории действие обычных законов и наделяющие чрезвычайными полномочиями конкретно определённый орган исполнительной власти, играли существенную роль ещё в Древнем Риме .
Характерными, для ЧП, рассматриваемого в качестве одного из видов особого правового режима, являются следующие особенности.
2 Порядок введения, временные ограничения и обеспечение режима чрезвычайного положения
2.1 Порядок введения, меры и временные ограничения в период действия чрезвычайного положения
В границах российской территории либо в её отдельно взятых местностях, может быть введён режим ЧП, на основании указа Президента России, причём, об этом, незамедлительно ставится в известность Совет Федерации и Государственная Дума РФ. Рассматриваемый Указ Президента РФ, без промедления, должен быть передан для утверждения его Советом Федерации.
В указе о введении ЧП изданным Президентом РФ должно содержаться определение:
− обстоятельств, ставших основаниями введения ЧП;
− обоснования необходимости введения указанного положения;
− границ той территории, где вводится ЧП;
− сил и средств, обеспечивающих режим ЧП;
− перечня чрезвычайных мер и пределов их действия, исчерпывающего перечня временных ограничений прав и свобод российских и иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;
− государственных органов (должностных лица, ответственных за реализацию мер, применяемых в ситуации ЧП;
− времени вступления в силу указа Президента РФ и срок действия ЧП.
Рассматриваемый Указ Президента РФ должен быть незамедлительно обнародован, с использованием возможностей радио и телевидения, и незамедлительно официально опубликован.
После обнародования вышеуказанного документа, членам Совета Федерации вменяется в обязанность прибытие на заседание Совета Федерации в как можно более сжатые сроки без специального вызова. Совет Федерации в течение не более 72 часов с момента обнародования указа, должен рассмотреть вопрос, связанный с утверждением данного указа и принять надлежащее постановление. Указ, который Совет Федерации не утвердил, утрачивает свою силу по прошествии 72 часов с того момента как он был обнародован, с оповещением населения всей России или её отдельно взятых местностей в порядке оповещения о введении ЧП.
Срок действия ЧП на всей территории России, не может быть больше 30 суток, а вводимого в отдельно взятых местностях - 60 суток.
После устранения обстоятельств, выступавших в качестве основания введения ЧП, Президентом РФ чрезвычайное положение отменяется полностью либо частично, о чём население всей России либо её отдельно взятых местностей, должно быть оповещено в порядке, в котором население было оповещено о введении ЧП.
Указ о введении ЧП на период его действия, может предусматривать введение мер и временных ограничений, которые выражаются в:
− полном либо частичном приостановлении на территории с введённым ЧП, полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
− установлении ограничений свободы передвижения на территории с действующим ЧП, а кроме того, введение особого режима въезда и выезда на такую территорию, включая ограничения на въезд и пребывание на указанной территории иностранных граждан и лиц без гражданства;
− усилении охраны общественного порядка, объектов, которые подлежат госохране, а также, обеспечивающих жизнедеятельность населения и работу транспорта;
− установлении ограничений осуществления некоторых видов финансово-экономической деятельности, включая деятельность по перемещению товаров, услуг и финансовых средств;
− установлении специального порядка купли-продажи и распределения товаров продовольственной группы и предметов, относящихся к категории первой необходимости;
− запрещении или ограничении собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, и других мероприятий массового характера;
− запрещении забастовок и другого рода способов приостановки либо прекращения работы организаций;
− ограничении движения транспорта и производство его досмотра;
− приостановлении функционирования опасных производств, с использованием взрывчатых, радиоактивных, химически и биологически опасных веществ;
− эвакуации в не опасные районы материальных и культурных ценностей, при наличии реальной угрозу их уничтожения, похищения либо повреждения в силу возникших чрезвычайных обстоятельств.
2.2 Обеспечение режима чрезвычайного положения
С целью обеспечить режим чрезвычайного положения, применяются силы и средства ОВД, федеральных органов безопасности, уголовно-исполнительной системы, а также внутренних войск и сил, и средств органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Как исключение, для достижения цели обеспечить режим чрезвычайного положения, могут быть привлечены Вооружённые Силы РФ, иные войска, формирования и органы. Пограничные органы и пограничные войска, осуществляющие защиту и охрану Государственной границы РФ, привлекаются для обеспечения режима чрезвычайного положения только в целях охраны Государственной границы.
Вооружённые Силы РФ, иные войска и формирования, а также органы могут быть привлечены к выполнению задач, состоящих:
в поддержании особенного режима въезда и выезда с территории с введённым на ней ЧП;
в охране объектов, которые обеспечивают жизнедеятельность населения и работу транспорта, и объектов, являющихся повышено опасными для жизни и здоровья граждан и окружающей природной среды;
в разъединении сторон, вступивших в противоборство, принявших участие в конфликтах, которые сопровождаются действиями насильственного характера с использованием оружия, боевой и спецтехники;
в ликвидации незаконных вооружённых формирований;
в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) .
В связи с этим, обращая внимание на недавние изменения в действующем законодательстве, отметим, что Постановлением Правительства РФ № 574 , уточнено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В частности, определено, что обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой системы и гражданской обороны, организации информационного взаимодействия органов государственной власти всех уровней и организаций при решении задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в указанной области осуществляют:
на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях;
на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ .
Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента РФ назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, который:
издаёт приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения, обязательные для исполнения на соответствующей территории всеми организациями и должностными лицами указанных организаций, гражданами, а также начальниками (командирами) органов внутренних дел, органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, воинских формирований, расположенных (дислоцирующихся) на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и дополнительно привлекаемых для обеспечения режима чрезвычайного положения;
Заключение
Таким образом, основываясь на результатах проведенного исследования, можно сделать следующие обобщающие выводы.
К основному предназначению режима чрезвычайного положения можно отнести создание таких правовых и обеспечивающих их организационных барьеров, которые усложняли бы, а в некоторых случаях и совсем исключали возможность достижения преступных целей в области государственной безопасности России. К характерному признаку установления вышеуказанных мер, относится детальная регламентация функционирования госорганов и общественных организаций, поведения населения, введения определённых дополнительных правил либо напротив, изъятия из установленных норм, установление особенного контроля надлежащего порядка развития правоотношений, возникающих в охраняемой области. Вместе с этим, все указанные меры обладают строго временным характером и перестают использоваться при устранении тех обстоятельств, которые послужили основанием введения чрезвычайного положения.