Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Бюджетная система, в аспекте экономического и политического значения, характеризуется основным параметром – целостностью. Бюджетная система целостна и каждый ее уровень имеет ключевое значение, так у каждого уровня конкретная функция, каждый уровень необходим в общей системе финансового обеспечения государства [14, c. 4].
Практика составления доходной части областных бюджетов РФ показывает, что существуют несколько методов составления доходной части бюджетов для эффективной взаимосвязи между бюджетами всех уровней и для финансовой независимости всех субъектов власти. В настоящее время в РФ не имеются эффективных стимулов для увеличения собственных источников средств областных бюджетов. В последнее время субъекты РФ приобретают больше прав в сфере распоряжения государственной собственностью и налогообложения. Таким образом, увеличивается зависимость доходной части областных бюджетов от организации составления собственной финансовой базы. Источники доходов РФ, существующие в настоящее время, нельзя назвать исчерпывающими, что приводит к несбалансированности областных бюджетов. Таким образом, необходимо усиливать методы планирования доходов областных бюджетов, увеличивая объемы собственных доходов регионов.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена расширением ответственности субъектов Российской Федерации за устойчивое социально-экономическое развитие своей территории. Главным инструментом проведения региональной социальной, финансовой, экономической, инвестиционной и промышленной политик является бюджет, что предъявляет особые требования к его устойчивости. Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получении информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управления ими.
Цель курсовой работы – изучить роль бюджетов субъектов Российской Федерации в социально-экономическом развитии региона.
Объект исследования – региональный бюджет Забайкальского края.
Предмет исследования – оценка формирования и исполнения бюджета Забайкальского края.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать содержание, структуру и назначение бюджета субъекта;
2. Теоретически проанализировать структуру доходной и расходной части регионального бюджета;
3. Провести анализ доходов и расходов бюджета Забайкальского края;
4. На основании проведенного анализа выявить проблемы и перспективы увеличения доходов регионального бюджета Забайкальского края.
В работе были использованы следующие методы исследования:
- общенаучные – сбор и анализ литературы по теме исследования, ее обобщение в виде глав и параграфов работы;
- частнонаучные – методы статистического и структурного анализа, методы математической обработки и графического представления данных.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в анализе научно-популярной, периодической, нормативно-правовой и статистической информации по теме работы, её систематизация и обобщения с последующими выводами.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе был проведен анализ доходной и расходной части бюджета Забайкальского края, проведено сравнительная динамика доходов и расходов по годам. Выявлены основные проблемы финансирования регионального бюджета Забайкальского края и предложены возможные перспективы решения данной проблемы.
Структура работы состоит из введения, 3 глав, параграфов, заключения, списка используемой литературы.
1 Бюджеты субъектов РФ как источник финансового обеспечения расходных обязательств субъекта РФ
§ 1.1 Бюджет субъекта: содержание и функциональная структура
Бюджеты субъектов Российской Федерации или региональные бюджеты – составная часть финансовой системы Российской Федерации. Бюджеты субъектов РФ составляют второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ не существует изолированно – он является составной частью финансовой системы Российской Федерации.
Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Данное положение закреплено в статье 14 БК РФ. Данные бюджеты предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ [2].
Бюджеты субъектов РФ – это система финансовых отношений органов власти и хозяйствующих субъектов для образования государственного фонда денежных средств в определенном субъекте РФ вследствие перераспределения национального дохода для реализации региональных задач, осуществления полномочий РФ, переданных органам государственной власти субъектов РФ, реализации Указов Президента [8, c. 323].
К бюджетам субъектов РФ относятся бюджеты национально-государственных, административно-территориальных образований – республик, входящих в РФ, краев, областей, автономных образований, а также городов федерального значения [15, c. 87].
В состав бюджетов субъектов РФ входят бюджеты 22 республик, 46 областей, 9 краев, а также города федерального значения, такие как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, бюджеты 4 автономных округов и 1 автономной области [1]. Роль бюджетов субъектов РФ в социально-экономическом развитии заключается в следующем:
- централизация финансовых ресурсов в бюджетах субъектах РФ позволяет представительным и исполнительным органам власти субъектов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ. Создание финансовой базы функционирования органов власти регионов – главная роль бюджетов субъектов РФ. Посредством бюджетов образуются денежные фонды административно-территориального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них назначения, создают финансовую базу для осуществления функций органов власти субъектов РФ;
- формирование бюджетов субъектов РФ, концентрация в них денежных средств дает возможность регионам в полной мере проявлять финансовую, хозяйственную самостоятельность на направление средств на социально-экономическое развитие территории. Региональные бюджеты позволяют органам власти в субъектах Федерации создать условия для развития образовательных, медицинских учреждений, учреждений культуры и искусства, жилищного фонда и дорожного хозяйства с учетом необходимости;
- с помощью бюджетов субъектов РФ осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических учреждений культуры; - органы власти субъектов РФ, располагая бюджетными средствами, способны регулировать нормативы финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы [7, с. 81];
- аккумулируя часть финансовых ресурсов в региональных бюджетах, органы государственной власти регионов имеют возможность централизованно направлять финансовые средства на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей экономики, промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы. В итоге инвестиции предназначены для формирования государственной собственности в субъекте, что отразится на укреплении позиций государства в целом;
- региональные бюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местных производств, что позволяет создавать новые рабочие места и решать проблемы снижения безработицы в регионе.
Функции территориальных бюджетов [9, c. 78]:
- образование денежных фондов для осуществления деятельности территориальных органов власти;
- распределение и расходование денежных фондов между отраслями народного хозяйства;
- осуществление надзора над финансово – хозяйственной жизнедеятельностью организаций, учреждений, подведомственных территориальным органам власти.
Органы государственной власти субъекта РФ обеспечивают сбалансированность бюджета соответствующего субъекта РФ и соблюдение установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита бюджета, размеру и составу государственного долга субъекта РФ, исполнению бюджетных и долговых обязательств субъекта РФ.
В бюджете субъекта РФ раздельно предусматриваются доходы, направляемые на финансовое обеспечение осуществления полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъектов РФ и полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), и субвенции на обеспечение осуществления полномочий РФ по предметам ведения РФ, а также полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, переданных для осуществления органам
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, действующая редакция);
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят Государственной Думой 17.07.1998, одобрен Советом Федерации 17.07.1998, действующая редакция);
3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с изменениями и дополнениями);
4. Закон Забайкальского края от 19 декабря 2019 года N 1778-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» (принят Законодательным Собранием Забайкальского края
18 декабря 2019 года, действующая редакция);
5. Распоряжение правительства Забайкальского края от 31 октября 2019 года N 395-р «Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Забайкальского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», (одобрено постановление Правительства Забайкальского края от 31 октября 2019 г. N 395-р, действующая редакция);
6. Постановление Правительства Забайкальского края от 20 мая 2020 года N 160 «Об утверждении Методики распределения в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов Забайкальского края, в том числе преобразованных в муниципальные округа Забайкальского края, и городских округов Забайкальского края на реализацию отдельных мероприятий Плана социального развития центров экономического роста Забайкальского края и правил их предоставления», (действующая редакция);
7. Алексейчева, Е. Ю. Налоги и налогообложение: учебник / Е. Ю. Алексейчева, Е. Ю. Куломзина, М.Д. Магомедов. – Москва: Дашков и К, 2017. – 300 с.;
8. Агузарова, Ф. С. Роль региональных и местных налогов в формировании доходов консолидированных бюджетов субъектов России / Ф. С. Агузарова // Финансы и кредит. – 2018. – № 2. – С. 323-334;
9. Джурбина, Е. М. Организация исполнения бюджета: учебное пособие / Е. М. Джурбина, Ш. А. Агаян, Е. В. Пирская. – Ставрополь: СКФУ, 2015. – 200 с.
10. Жидкова, Е. Ю. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / Е. Ю Жидкова, Н. В. Видеркер. – Ставрополь: СКФУ, 2014. – 252 с.
11. Зандер, Е. В. Региональное управление и территориальное планирование: учебное пособие / Е. В. Зандер, Е. В. Лобкова, Т. А. Смирнова. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015. – 282 с.
12. Киселева, Н. Н. Государственная региональная политика: учебное пособие / Н. Н. Киселева, Н. В. Данченко, В. В. Браткова. – Ставрополь: СКФУ, 2015. – 159 с.;
13. Киреенко, А. П. Издержки налогообложения: монография / А. П. Киреенко, С. С. Быков. – Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2018 – 213 с.;
14. Клюев, Ю. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Ю. В. Клюев. – Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2017. – 128 с.;
15. Курченко, Л. Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: учебное пособие / Л. Ф. Курченко. – М. : Дашков и К, 2016. – 252 с.;
16. Лученок, А. И. Макроэкономические аспекты обеспечения сбалансированности национальной экономики: монография / А. И. Лученок. – Минск: Беларуская наука, 2015. – 371 с.;
17. Сенчагов, В. К. Бюджет России: развитие и обеспечение экономической безопасности: монография / В. К. Сенчагов, Б. В. Губин, Е. А. Иванов, И. В. Караваев: ИНФРА-М, 2015. – 383 с.;
18. Бюджет для граждан к Закону Забайкальского края от 19 декабря 2019 года N 1778-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://media.75.ru/minfin/documents/63971/bdg_proekt-zakona-ob-ispolnenii-byudzheta-2019.pdf (Дата обращения 10.05.2021);
19. Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ «Дальний восток и Забайкалье» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://assoc.khv.gov.ru/regions/zabaykalskiy kray#:~:text=Забайкальский%20край%20образован%201%20марта,в%20состав%20Сибирского%20федерального%20округа (Дата обращения 10.05.2021).